Современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к человеку множество требований. Работая, педагогом-психологом я задумалась, как помочь детям с ОВЗ пройти отрезок этого пути, научить гармоничному взаимодействию с окружающими. Социализации детей с ОВЗ через внеурочную деятельность. В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме. Актуальность проблемы подготовки таких детей к активной жизни совершенно очевидна. Ребенок с ОВЗ за порогом учебного заведения оказывается погруженным в социальные, психологические и личностные проблемы. Главная проблема ребѐнка с ограниченными возможностями заключается: - в нарушении его связи с миром; - в ограниченной мобильности; - бедности контактов со сверстниками и взрослыми; - в ограниченном общении с природой; - недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования
Цель: создание оптимальных условий для успешной адаптации и социализации в обществе, применение полученных умений в реальных жизненных ситуациях.
Задачи: внеурочной работы с обучающимися с ограниченными возможностями являются:
• создать социально-психологические условия, позволяющих обеспечить личностную самореализацию учеников;
• способствовать всестороннему развитию ребѐнка в соответствии с его возможностями;
• отслеживать и построить индивидуальную траекторию развития детей с ОВЗ по социализации в обществе.
Новизна:
Коррекционная работа и построение индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ во внеурочной деятельности «Волшебная глина».
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с изделиями, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
С помощью специальных организованных занятий учащиеся овладевают бытовыми умениями и навыками, необходимых им в практике повседневной жизни. Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта обучающихся и облегчению процесса интеграции их в общество.
Направления деятельности, способствующих социализации учащихся с ОВЗ
Учебная деятельность
Психолого-педагогическое сопровождение
Работа с семьей
Внеурочная деятельность
Социальное партнерство
Рассмотрим каждое из направлений.
Учебная деятельность.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью внеурочной деятельности и ее мотивом, иначе, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Психолого-педагогическое сопровождение.
Автономизационная компетентность– способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
Развитие речи. Для младших школьников это будет – приобретения новых друзей, нового жизненного опыта, дополнительное внимание и ощущение нужности, проявление интереса к их жизни. Подобное общение обогащает, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент. Для старших школьников – чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые чувства и опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.
Регулярно с обучающимися провожу различные беседы и практические занятия по социальной адаптации.
«Здоровье и выбор профессии», «Всякий труд надо уважать», «Деньги и труд», «Найди своѐ призвание», «Ты и твоя будущая профессия», «Какой я? Как стать успешным», «Моя будущая профессия» формируют навыки трудовой дисциплины, потребность в труде, развивают творческий потенциал и интерес к различным профессиям с учѐтом возможностей и способностей обучающихся; воспитывают самостоятельность и умение планировать и организовывать свою работу.
План на 2022-2026 учебный год
№
Мероприятия
Сроки реализации
Участники
Ответственный
1.
Родительское собрание «Особенности адаптации «особого» ребенка»
Сентябрь
Родители
Педагог - психолог
2.
Диагностическое обследование
Сентябрь-январь-май
Дети
Педагог - психолог
3.
Индивидуальные консультации по результатам обследования
Ноябрь -январь-май
Родители.
Законные представители
Педагог - психолог
4.
Индивидуальная образовательная деятельность по лепке с глины. Ознакомление с ТБ.
Октябрь
Дети, родители
Педагог дополнительного образования, педагог-психолог
5.
Составление и ознакомление с индивидуальной программой
Октябрь
Родители.
Законные представители
Педагог - психолог
6.
Семинар-практикум на рабочем месте
Ноябрь
Родители
Законные представители
Педагог – психолог, педагог ДО
7.
Посещение кружка «Лепка»
1 – 2 раза в неделю
Дети
Педагог – психолог, педагог ДО
8.
Участие в конкурсах, выставках
По плану
Родители.
Законные представители
Педагог – психолог, педагог ДО
9.
Индивидуальная консультации родителям о развитию детей
В течение всего времени обучения
Родители.
Законные представители
Педагог-психолог
10.
Индивидуальные беседы с детьми
В течение всего времени обучения
Дети
Педагог - психолог
11.
Рекомендации по формированию представлений и навыков
Еженедельно
Педагог ДО, классные руководители
Педагог - психолог
12.
Индивидуальная образовательная деятельность по повышению мотивации.
Декабрь
Дети
Педагог - психолог
13.
Методический семинары для родителей
1 раз в месяц
Родители.
Законные представители
Дети
Педагог - психолог
15.
Практическая занятие
1 -2 раза в неделю
Дети, родители
Педагог ДО
16.
Тренинговые занятия: «Я и мой «особый» ребёнок
Март
Родители.
Законные представители
Педагог-психолог
17.
Семинар-практикум «Терапевтические игры для детей с ОВЗ»
Март-апрель
Родители.
Законные представители
Мединструктор школы
18.
Рекомендации по подготовке материалов для лепки
Во время занятий
Родители.
Законные представители
Педагог – дополнительного образования
19
Совместная практическая работа детей с родителями по лепки с глины.
3 раза в два месяца
Дети, родители
Педагог ДО, педагог-психолог
20
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук: рисование
1 раз в неделю
Дети
Учитель по изо, педагог ДО
21
Упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук: штриховка
2 раза в неделю
Дети
Классные руководители начальные классов, педагог – психолог, педагог ДО
22.
Родительское собрание «Результаты первого года посещения кружка».
Май
Родители.
Законные представители
Педагог ДО, педагог-психолог
23
Субботник по заготовке глины, Намцы
Август, сентябрь
Мальчики, старшие классы
Директор школы, педагог ДО, педагого-психолог
Работа с семьей
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
Вовлечение родителей в совместный творческий процесс «Ребенок-родитель-педагог» посредством работы.
Важным направлением процесса социализации является система оздоровления и физического воспитания детей. Работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность
. «Волшебная глина».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом.
Возникла практическая потребность в изучении и поиск наиболее эффективных методов работы с детьми ОВЗ. Внеурочные занятия по глине «Волшебная глина».
Глина, экологически чистый продукт, обладает целебными свойствами: она активно влияет на патогенные клетки части тела и переводят в движении, воздействует на организм: развивающий, стабилизирующий, психотерапевтический.
Глина, как составляющая энергия Земли, в процессе своего образования насыщается природными энергиями: огнем (солнцем), водой, ветром и металлом.
Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения; умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, привитие основ культуры труда;
Развитие образного мышления, внимания, фантазии; формирование эстетического и художественного вкуса
Успешной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта способствует внеурочная деятельность.
нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
Внеурочная деятельность включает в себя: - индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего развития детей с ОВЗ и их практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду.
Социальное партнерство
Кружковая работа также социализирует детей в окружающее общество, вырабатывает у них раскрепощенность в общении, развивает их творчество, формирует разнообразные умения, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить свое образование по своим интересам и наклонностям.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
Благодаря внеурочной деятельности обучающиеся получают возможность расширить свои социальные контакты, что является одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы. Кроме того, проведенная работа позволяет детям с нарушениями в развитии приобрести навыки коммуникации со сверстниками, получить опыт межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, расширить их знания о других людях, и об окружающем мире в целом.
Мониторинг реализации проекта
Положительная динамика в социальном развитии детей с ОВЗ: навыков социальных взаимоотношений и поведения, социально-бытовых навыков, развитие моторики и координации глаз и рук, игровой деятельности, речевые навыки и навыки общения, познавательные функции. В психическом развитии детей преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипий, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль.
У детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины, количественные представления.
Показательные успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, дети усваивают стихи, быстрота чтение в минуту.
№
ФИ учащ
Группа
Тема
Уровень
Результат
1.
Захарова Д, 1 кл
ОВЗ, 2.2
1.«Дары осени», «Лучшая осенняя поделка»
2.«Новый год в красках»
3.Соревнования «Хабалык, хаамыска»
4.«Праздник к нам приходит»
5.«Лики матери»
6.«Футбольная матч» смешанная эстафета на призы Деда мороза, командное
7.«Спортивная Якутия» отборочный тур по легкой атлетике среди детей с инвалидностью и ОВЗ в рамках спартакиады учащихся РС(Я)
Школьный
Школьный
Внутришк
Улусный
Улусный
Улусный
Улусный
I место
I место
Участие
Сертиф
Сертиф
II место
I место
.
Захаров С, 2 кл
ОВЗ, 5.1
1. Проект «Читающий класс»
2. Олимпиада по математике для детей ОВЗ
3.Конкурс рисунков «Олоҥхо»
4. Семейный творческий конкурс «Живая обложка»
5. Лига «Эрудитов», дистанц. конкурс
6. Соревнование среди детей ОВЗ
7. НПК «Бастакы урдэл»
8. Олимпиада (окружающий мир) для детей ОВЗ
9. Олимпиада по Учи Ру «Безопасные дороги»
10. Соревнование по вольной борьбе
11. Онлайн – конкурс «Өбүгэ ситимэ»
12. Олимпиада «Знанио», математика
Улусный
Республ
Улусный
Улусный
Всеросс
Улусн
Школьный
Республ
Всеросс
Улусное
Республ
Международная
Сертиф
I место
Сертиф
III место
Сертиф
I место
III место
II место
Сертиф
I место
II место
Диплом I степени
Захаров С, 3 кл
5.1
1.Творческий конкурс для детей с ОВЗ «Ко дню Учителя»
2. Олимпиада «Эколята»
3. Акция «Добрые крышечки»
5. Отборочные соревнования по легкой атлетике для детей с ОВЗ
6. Константиновские чтения
7. Первенство по вольной борьбе
8. Акция “Письмо солдату”
9. Конкурс “Лига эрудитов”
Улусный
Всероссийская
Всероссийская
Всероссийская
Региональное
Улусное
Всеросс
Международная
II место
Диплом призера
Участие
III место
III место
Участие
Диплом I степени
3.
Горохов К, 2 кл
ОВЗ 7.1
1.Конкурс среди учащихся с ОВЗ
Фотоконкурс
Аппликация
2. Олимпиада среди учащихся с ОВЗ. Окружающий мир
3. Проект «Читающий класс»
4. «Дары осени», осенняя поделка
5. Акция «Письмо солдату»
6. Олимп для детей с ОВЗ. Математика
7. Сем творческий конкурс «Живая обложка»
8. Лига «Эрудитов», дистанц. конкурс
Улусн
Республ
Улусн
Школьн
Всеросс
Республ
Улусн
Междун
II место
II место
I место
Участие
III место
II место
III место
участие
Сертиф
4.
Сивцев Г, 2 кл
ОВЗ 7.1
1.Конкурс среди учащихся с ОВЗ, открытка
2.Олимпиада среди учащихся с ОВЗ. Окр мир
3.«Моя первая олимпиада». Точка роста
4.Проект «Читающий класс»
5.Фестиваль семейного чтения
6.Конкурс «Грамотей»
7.Конкурс «Математическая мозаика»
8.НПК «Бастакы урдэл»
9.Кросс наций
10.Олимпиада по Учи Ру «Безопасные дороги»
11.Акция «Письмо солдату»
12.Олимпиада среди учащихся с ОВЗ. Матем.
13.Сем творческий конкурс «Живая обложка»
14.Соревнование среди детей ОВЗ, бег 60 м
15. Олимпиада «Знанио», математика
Улусн
Республ
Республ
Улусн
Школьн
Школьн
Школьн
Школьн
Школьн
Всеросс
Всеросс
Республ
Улусн
Улусн
Международная
I место
II место
II место
Участие
III место
II место
III место
Участие
III место
Участие
Участие
II место
Сертиф
II место
Участие
Сивцев Г, 3 кл
ОВЗ 7.1
1.Кросс наций
2.Творческий конкурс для детей с ОВЗ «Ко дню Учителя»
3. Олимпиада «Эколята»
4. Акция «Добрые крышечки»
5. Отборочные соревнования по легкой атлетике для детей с ОВЗ
6. Уус - уран аа5ыы
7. Первенство по вольной борьбе
8. Акция “Письмо солдату”
9. Конкурс “Лига эрудитов”
Школьный
Улусный
Всероссийская
Всероссийская
Улусное
Республиканские
Улусное
Всеросс
Международная
I место
III место
Сертификат
Участие
Участие
III место
Участие
Участие
Сертификат
5.
Рудых Кирилл
ОВЗ 7.2
1.Соревнования по вольной борьбе среди юношей, Чурапча 09.12.23
2.Турнир по вольной борьбе Ерлана Камалова с. Дирин (06.10.24)
3. Турнир по вольной борьбе им. Пети Нестерева, с. Телей-Диринг
4. Турнир «Кубок губернатора» г. Владивосток (23.10.24)
Улусный
Республик
Республиканский турнир по вольной борьбе
Всероссийский
III место
III место
III место
Участие
6.
Максимов К, 7 кл
ОВЗ 7.1
1.Дары осени, выставка
2.Конкурс «Дьөһөгөй оҕолоро”
3.Консультации по математике, 1 раза в неделю
4.Отчетный концерт МБОУ ДО ЦДТ «Радость»
5.Туймаада ыһыаҕа, открытие республиканской пед ярмарки
6.«В точь в точь»
7.«Таланты Земли олоҥхо»
8. Соревнование среди детей ОВЗ
9. Поездка в Санк-Петербург
10. Конкурс рисунков детей работников ЖКХ
Школьн
Улусный
В улусе
Чурапча
Республ
Школьный
Улусный
Улусный
Всероссийский
Улусный
I место
Диплом II степени
Участие
Участие
Участие
II место
Лауреат I степени
I место
Лауреаты II степени
Лучший рисунок, сертификат 2000 рб
Максимов Костя, 8 кл
ОВЗ 7
1. «Белый Олененок»
2. Конкурс для детей с ОБЗ ко Дню Учителя
3. Спартакиада для детей с ОВЗ
4. «Дьеhегей о5олоро» танцевальный конкурс
5. Открытие «Туймаада ыhыа5а»
Региональный
Улусный
Улусный
Улусный
Республиканский
Участие
II место
I место
Лауреат I степени
Участие
Методика: шкала социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерс - Р. Даймонд (в адаптации Т.В. Снегирѐвой) Из анализа результатов тестирования можно сделать следующие выводы:
социально дезориентированных обучающихся не выявлено, у 67% испытуемых механизм социальной адаптации высоко развит, у 33% обучающихся социальная адаптация испытуемых находятся в зоне эмоционального комфорта (не боятся высказывать свои мысли и чувства, оптимистичны и всем довольны);
у 88% испытуемых выявлено ожидание внутреннего контроля т.е. они ориентированы на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность и компетентность; у 12% испытуемых – ожидание внешнего контроля т.е. расчѐт на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач;
явное стремление к доминированию у 12% испытуемых; 44% испытуемых – ведомые, полностью зависимы от других, полагаются на чужое мнение, им комфортно оставаться в тени и следовать указаниям «руководителя» без каких-либо возражений;
100% испытуемых могут решать возникающие проблемы (соответствующие их возрасту и социальному положению) и крайне редко пасуют перед возникающими трудностями. Одним словом, вся система воспитательной коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально на среднем уровне;
100 % испытуемых положительно относятся к собственному образу и живут в согласии с самим собой, без внутренних конфликтов.
Психологическая диагностика детей с ОВЗ
Методика
Что позволяет выявить
«Два дома» А.Л. Венгер
Определение круга, значимого для ребенка
Тест на тревожность Р.Тэммл, М.Дорки,В. Амен.
Эмоциональный опыт в различных ситуациях
«Лесенка» В.Г.Щур
Уровень самооценки ребенка
Социометрическая проба «День рождения» М. Панфилова
Потребность и эмоциональное предпочтения в общении, также значимость социального окружения ребенка
«Индивидуальный профиль социального развития» Б.Г.Степанова
Определение области социализации ребенка, которое осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения
Вывод: Адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу. И это возможно, благодаря усилиям всего окружающих людей и среды. Компетентностный подход к внеурочной деятельности акцентирует внимание на результатах образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Сов. Россия, 1973. -159 с.
2.Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010г.
3.Солнцева В.А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников», АСТ, М – 2008г.
4.Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев», Генезис, М – 2008г.
5.Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс. (Введение в психо-ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет,2010г.
6.Смолянинов А. Г. Нейрокинезитерапия. РУКА – МОЗГ: Практическое руководство. – К.: Пресс-КИТ, 2011г. – 52 с.
7.Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. Прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
8. Подумай, нарисуй и раскрась. Альбом. “Радуга”, 2002.
9. Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков», М., 1999 г.
10. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. “Академия Холдинг”, Ярославль 2002
Республиканские НПК «Борисовские чтения»
ТЕМА
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность»
Подготовили:
педагог – психолог Адамова Т.А.
2024 г
Установлено, что социализация обучающихся предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Исходя из этого, программа включает в себя несколько блоков деятельности:
Каждый блок деятельности планируется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития школьников класса-группы. Занятия по блокам проходят 2 раза в неделю и 2 занятия по ручному труду. Блоки чередуются каждую неделю.