Тема: "Ситуация выбора профессии по окончании школы"
Цель урока: научить выбирать предполагаемую специальность в соответствии с индивидуальными возможностями.
Задачи:
Систематизировать знания о профессиях, которым обучают в коррекционных группах ПТУ региона.
Совершенствовать коммуникативные навыки (научить узнавать адреса и телефоны предприятий, вести диалог с работодателем).
Формировать адекватную реакцию уч-ся на рекомендации педагога по выбору специальностей, соответствующих уровню их возможностей.
Ход урока
Организация класса. Слайд 1
В круг широкий - вижу я, встали все мои друзья – раз, два, три.
Посмотрели все налево – раз, два, три.
Посмотрели все направо – раз, два, три.
Друг на друга посмотрели – раз, два, три.
И на место все мы сели – раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем и работать мы начнем.
- Сегодня у нас в классе праздник. К нам пришли гости, вы их прекрасно всех знаете. Уважаемые гости, мы очень рады видеть вас, благодарны вам за то, что вы нашли немного времени и пришли к нам на мероприятие, усаживайтесь поудобней.
- А мы готовы работать сегодня с полной отдачей и постараемся показать себя только с хорошей стороны. Так мои друзья?
- Праздник – это всегда хорошо. А к какому важному празднику мы с вами уже начинаем сейчас готовиться?
- И поэтому перед нами встает вопрос, куда пойти учиться, кем быть?
Тема нашего мероприятия…А впрочем, ребята сейчас сами ее сформулируют после того, как отгадаем выполним задание.
Актуализация знаний. Сообщение темы.
а) Работа со словом профессия
ПАРвОФМЕеССЧИЯ
- Какое слово получилось?
Тема нашего мероприятия - "Ситуация выбора профессии"
Цель нашего занятия - научиться выбирать предполагаемую специальность в соответствии с вашими индивидуальными возможностями
- А что означает слово «профессия»?
Оно произошло от латинского «profiteer” - «объявлять своим делом». А это значит, что профессия — это занятие, которое требует и специальных навыков, и подготовки, это дело, которое человек может выполнять очень хорошо.
Что же такое профессия?
Дети: Работа, которой занимается человек.
У: «Профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность» Обратите внимание на слово «трудовая».
Что это значит? - Какой можно сделать вывод?
Человек трудиться на благо кого? (семьи, окружающих, своей страны).
- Какой можно сделать вывод?
Чтобы достойно жить, надо много трудиться.
Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду.
Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды человеческого труда.
Кроме того, не зря говорят, что труд облагораживает человека. Это, конечно, должен быть труд по душе, который приносит радость. Человек, который трудится, чувствует себя бодрым и энергичным, выглядит подтянутым.
Мне очень хочется, чтобы вы порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научиться определенной профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку, сообразительность.
б) Исследования детей. Профессии родителей.
Мы с вами провели исследования. Я вас просила поговорить с родителями о профессиях, которыми они сейчас заняты на своем рабочем месте. Поделитесь с нами добытой информацией. Какие профессии у ваших родителей?
- Мой папа(мама) работает….
-Его (её)работа связана. …...
-Ему (ей) нравится….
-Для чего они трудятся?
- Ребята, а как вы считаете, много ли существует на земле профессий?
«Узнай профессию»
Учитель. Давайте прочтем загадки на слайде и определим эти профессии?
Слайд 5.
Мелом пишет и рисует
И с ошибками воюет.
Учит думать, размышлять
Как его, ребята, звать? (Учитель)
Слайд 6.
Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет. (Повар)
Слайд 7.
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро. (Маляр)
Слайд 8.
У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы. (Стилист)
Слайд 9.
Перетянут он ремнем,
Каска прочная на нем.
Он в горящий входит дом,
Он сражается с огнем. (Пожарный)
Слайд 10.
Он проснется на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметет
И песком посыплет лед. (Дворник)
Слайд 11.
Деревца весной сажает,
Он природу защищает. (Эколог)
Слайд 12.
Широко открытый рот,
Он на сцене, он поёт… (Певец)
- Что влияет на выбор места работы? (высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).
- Запомните главное правило при выборе профессии, работы.
Профессия должна вам нравится.
Профессия должна способствовать вашим возможностям и способностям.
Профессия должна быть для вас нужной.
- Мне бы хотелось услышать наших гостей. А почему они выбрали для себя профессию – учитель.
в) – Мои друзья, как вы думаете, в школе работают только учителя и воспитатели?
— Вот об этом мы сейчас и поговорим. Люди каких профессий работают в нашей школе-интернат. Для этого мы проведем заочную экскурсию и назовем, что это за место и человек какой профессии здесь работает. (слайды)
- Сколько разнообразных профессий у нас получилось. Как вы думаете, какая самая главная профессия в нашей школе? Почему?
- Может ли наша школа быть без повара, прачки, сторожа, водителя?
- Какой вывод можем сделать?
- И взрослые и дети должны уважать труд других людей.
Игра « Собери пословицу»
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
Человек рожден для труда.
Без труда нет добра.
Встанешь пораньше — шагнешь подальше.
г) - Навыкам каких профессий вас обучают на уроках труда?
Столяр
-У нас на уроках трудового обучения учащиеся нашей школы постигаем азы этой профессии.
Они многое умеют.
— пользоваться столярным станком, на котором мы делаем кухонную утварь, игрушки,
рамки для фото, шкатулки и многое другое. Но чтобы лучше научиться изготавливать
различные изделия, необходимо приобрести профессиональное образование в училище.
Слесарь
-На уроках слесарного дела учащиеся работают с металлом,
Швея
-На уроках труда можем девочки могут сшить красивые фартуки, оригинальные салфетки, прихватки, ночные сорочки, детские пижамы и многое другое. Также занимаются
ремонтом одежды: вставляем замки, зашиваем брюки, костюмы и другие вещи. Нам эти
навыки пригодятся и в своей семье.
Садовод
-На уроках сельхоз труда мы учимся работать с землей. Выращиваем рассаду, сажаем цветы, плодовые кустарники, ухаживаем за растениями.
Повар
-На уроках СБО мы учились убирать помещение, готовить еду, заниматься уходом за обувью и одеждой.
- Нравятся ли вам эти специальности, или вы хотите получить другие профессии по окончании школы? (Чеботкова К. – садовод)
В этом техникуме успешно учатся выпускники нашей школы. Юдина Анастасия, Бочаров Артем.
- Какие вы знаете профессии, не требующие высокой квалификации, где вы могли бы работать без профессиональной подготовки? (уборщики, дворники, санитарки, на благоустройстве города).
- Многие ребята, закончив нашу школу, нашли работу и достойно трудятся.?
Малютин Александр, Лютов Никита.
- Знаете ли вы выпускников, которые благополучно устроились в жизни?
Ребята, мы тоже должны подумать и сделать правильный выбор.
Физкультминутка
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Если хочешь стать маляром — делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если будешь ты водитель — делай так (вращают руль
Если будешь ты сапожник — делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр — делай так (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают)
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Нужно много знать, уметь (Повороты кистями — тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)
"Дерево ваших возможностей" (социальный педагог)
- Перед вами схема вашей дальнейшей жизни в виде дерева:
Корни - это семья.
Ствол - школа, где вы получили первоначальное образование и трудовые навыки.
Ветви — это дороги, которые вы выбираете, и от того, по какой дороге вы направитесь, зависит ваша дальнейшая жизнь (техникум, институт, временная работа, работа на "хозяина", криминал, попрошайничество, на иждивении у родителей, удачная женитьба, замужество, уборщица, дворник, садовод).
Видите, ветка "техникум - институт" сломана. Что это значит? (ответы)
Да, в силу ваших индивидуальных способностей, эта дорога вам недоступна, но есть еще много вариантов (работа со схемой)
- Какую дорогу вы никогда бы не выбрали?
Где можно продолжить обучение после окончания нашей школы? (орловский техникум).подробнее о техникуме
- Каких специалистов готовят в нем? (перечень на стенде).
- Все ли специальности доступны нашим выпускникам?
При поступлении в техникум надо предъявить:
паспорт;
квитанцию о квартирной плате;
медицинскую справку
заявление;
документ об образовании
характеристика ученика
справка о заработной плате
Ситуация, когда нужно пойти работать.
откуда взять информацию? (газеты,
центр занятости населения
)
Рекомендация педагога - при выборе соотносите свои потребности со своими возможностями, не переоценивайте себя, т.к. работать придется самостоятельно, без помощи учителей и воспитателей.
(работа с рекламой)
- Итак, ребята, при желании всегда можно найти источник заработка.
III. Рефлексия (психолог)
Карточка
1. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)? (Пилот, лётчик, космонавт)
2. Кто выносит сор из избы? (Уборщица, техничка)
3. Кто стружку снимает? (Столяр, плотник рубанком с доски)
4. Звёздный бухгалтер – это... Кто? (Астроном)
5. Ухажер за деревьями - это…Кто? (Садовод, садовник)
6. Преобразователь ткани в одежду - это … Кто? (Портной, швея)
7. «Сумчатый» профессионал – это… Кто? (Почтальон)
8. Кто работает играючи? (Актёры, музыканты-исполнители)
9. Кто собирает «урожай» с минных полей? (Сапёр.)
«Ярмарка профессий»
Сейчас мы встанем вкруг, возьмемся за руки и проведём игру «Я мечтаю стать…, потому что…, а ты?»
- Профессий на свете очень много, никто даже сказать не может точно, сколько их всего. А что их всех объединяет? (Что они трудятся не только для себя, но и для других людей.) Спасибо всем.
Профессионально важные качества
усидчивость;
невнимательность
терпение;
хорошее зрение и глазомер;
устойчивость внимания;
ловкость и быстрота рук;
физическая выносливость;
неорганизованность;
вспыльчивость;
воображение;
равнодушие к работе;
личная организованность;
аккуратность;
безответственность;
Игра «Бюро находок»
Учитель. Узнайте профессию человека, рассмотрев изображенные на слайде предметы.
Карточка 1.
Небо, самолет, аэропорт.
Карточка 2.
Расческа, ножницы, зеркало
Весы, деньги, касса, товары.
Карточка 4.
Поле, пшеница, зерно, комбайн.
Карточка 5.
Ферма, коровы, ведро, молоко.
Карточка 6.
Трактор, плуг, поле.
Карточка 7.
Провода, столбы, выключатель.
Карточка 8.
Книги, полки, выставка книг.
Самая важная профессия
- Хочу раскрыть небольшой секрет. Самая главная профессия в жизни – это оставаться человеком. А это значить любить, беречь и оберегать свою Родину, ценить ее культурное богатство и не забывать традиции.
- Многие наши мужчины сейчас находятся на спецоперации на Украине, и мы с вами просто обязаны поддержать из своими поступками и добрыми делами. Мы все надеемся, что скоро все закончится и все вернутся домой на родину в свои семья. -Недавно у нас в школе побывал наш выпускник.
Песня «Солнечный круг»
Итог мероприятия. Вот мы и подошли к итогу нашего мероприятия. Играя, мы освежили свою память и вспомнили многообразие профессий и специальностей. Впереди у нас новые знакомства с профессиями, новые встречи, разнообразные творческие задания. А на данный момент главным для Вас должна стать учеба, экзамены и выпускной, который откроет вам множество новых дорог в вашей жизни.
Но кем бы, ни стали вы - малярами или хозяйками,
Строителями, трактористами, есть одно пожелание важное:
Чтобы были вы хорошими людьми.
Умными, честными, великодушными,
Работящими, законопослушными.
Цитата:
"Хорош тот человек, который думает не о себе самом, а обо всех людях. Но для того, чтобы быть полезным людям, надо найти свое место в жизни, выбрать такую работу, которую человек будет выполнять с особым старанием и любовью"
Надеюсь, что вы найдете достойное место в жизни, и мы будем с гордостью о вас вспоминать.