МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»

г. Ефремова Тульской области

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

УТВЕРЖДЕНА

С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ

РЕШЕНИЕМ ПЕДСОВЕТА

ДИРЕКТОР МБУДО «ДДЮТ» В.В. ГЛАДКИХ

ПРИКАЗ №78-осн. от 31.08.2023г.

ПРОТОКОЛ № 5 от 31.08.2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

ВОЗРАСТ:12-14 ЛЕТ

г. Ефремов

2018г.

РАЗДЕЛ №1 «ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы финансовой грамотности» (далее - Программа) реализуется в соответствии с социально-гуманитарной направленностью.

Программа реализует интересы учащихся в сфере экономики семьи.

Уровень программы – стартовый

Контент Программы:

Деньги, их история, виды, функции

Семейный бюджет

Экономические отношения семьи и государства

Семья и финансовый бизнес

Собственный бизнес.

Актуальность Программы

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад. Такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь, обусловленную быстрыми темпами развития финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг. Необходимо учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если сегодня воспитывать детей финансово грамотными, значит, завтра они могут стать добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками.

Новизна Программы состоит в ее направленности на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде, в ориентации на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Содержание Программы основывается на межпредметных связях с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся и включают: задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе обучения по Программе формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации в формате публичных выступлений.

Педагогическая целесообразность Программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в учащихся желание стать финансово грамотными людьми. Дополнительное образование, как и школа, должно оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.

Возраст учащихся (адресат программы): 12-14 лет

Срок освоения программы: 1 год

Объем реализации программы: 72 часа в год

Форма обучения - очная

Учитывая нормативную базу и методические рекомендации,   регламентирующие реализацию дополнительной общеразвивающей программы в период ограничения/приостановления образовательного процесса в связи с распространением новой короновирусной инфекции, часть Программы может быть реализована в дистанционном формате.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

Цель программы - развитие компетенций финансовой грамотности учащихся среднего школьного возраста,  формирование базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности.

Задачи программы:

Образовательные:

-научить рассчитывать и планировать бюджет семьи, планировать свои финансовые цели;

-формировать навыки рационального расходования денежных средств.

Развивающие:

- развивать экономический образ мышления;

- развивать кругозор в области экономической жизни общества.

Воспитательные:

-формировать активную жизненную позицию;

-воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье и обществе.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы

аттестации

/ контроля/

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

20

10

10

1.

Введение. «Что значит быть финансово грамотным».

2

2

-

Анкетирование

2.

Деньги

4

2

2

Практическая работа (решение задач, кроссворды)

3.

Доходы семьи

4

2

2

4.

Расходы семьи

4

2

2

5.

Семейный бюджет

6

2

4

Творческая

работа

Раздел 2. Риски потери денег и имущества. Как человек может от этого защититься

10

4

6

2.1.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

6

4

2

Тестирование

2.2.

Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра

4

-

4

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

20

8

12

3.1.

Налоги

8

4

4

Практическая

работа

3.2.

Социальные пособия

8

4

4

3.3.

Проект «Государство – это мы».

4

-

4

Защита проекта

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

20

10

10

4.1.

Банковские услуги

8

4

4

Практическая

работа

4.2

Собственный бизнес

8

4

4

4.3.

Валюта в современном мире

4

2

2

Итоговая

аттестация

Тестирование, решение задание

5.

Итоговое занятие

2

-

2

Тестирование

Всего часов:

72

32

40

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ (20ч.)

1.1 Введение в программу (2ч.)

Теория (2ч.) Презентация Банка России «Что значит быть финансово грамотным?».

Формы контроля: анкетирование

1.2. Деньги (4ч.)

Теория (2ч.) Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Госзнак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. Проблемы бартерного (товарного) обмена.

Практика (2ч.) Описание свойства предмета, выполняющего роль денег. Виды денег. Примеры товарных денег. Сравнивание преимуществ и недостатков разных видов денег. Составление задач с денежными расчётами.

Причины обесценивания денег. Уголовная ответственность за изготовление фальшивых денег.

Формы контроля: практическая работа (решение задач, кроссворды)

1.3 Доходы семьи (4ч.)

Теория (2ч.) Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Практика (2ч.) Описание и сравнение источников доходов семьи. Виды заработной платы. Сравнение условий труда совершеннолетних и несовершеннолетних. Профессии и образование. Причины выбора профессии. Причины различий в заработной плате. Примеры кредитов.

Формы контроля: практическая работа (кроссворды)

1.4 Расходы семьи (4ч.)

Теория (2ч.) Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

Практика (2ч.) Описание направлений расходов семьи. Классификация видов благ. Расчет расходов семьи на условных примерах. Сравнивание и оценивание видов рекламы. Обсуждение воздействия рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Расчет доли расходов на разные товары и услуги.

Формы контроля: практическая работа (решение экономических задач, кроссворд)

1.5 Семейный бюджет (6ч.)

Теория (2ч.) Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

Практика (4ч.) Составление семейного бюджета на условных примерах. Сравнивание доходов и расходов семейных бюджетов и принятие решений. Объяснение причин, по которым люди делают сбережения. Описание формы сбережений. Описание последствия превышения расходов над доходами. Сравнивание потребительских и банковских кредитов. Условия, при которых можно одалживать и занимать деньги.

Формы контроля: творческая работа

РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ (10ч.)

2.1 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (6ч.)

Теория (4ч.) Экономические последствия непредвиденных событий: болезни, аварии, природные катаклизмы. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.

Практика (2ч.) Описывание событий, существенно влияющих на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определение последствия таких событий для бюджета семьи. Различение обязательного и добровольного страхования. Объяснение причин обязательного страхования. Сравнивание различных видов страхования.

Формы контроля: решение задач

2.2 Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра (4ч.)

Практика (4ч.) Ролевая игра «Семейный бюджет» по темам первого и второго раздела программы.

Формы контроля: тестирование

РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ (20ч.)

3.1 Налоги (8ч.)

Теория (4ч.) Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пени. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Практика (4ч.) Объяснение причин собора налогов государством и введение акцизных налогов. Примеры налогов и выплаты налогов в семье. Описание выплат налогов, последствия невыплаты налогов для граждан. Расчет величины подоходного налога и НДС.

Формы контроля: практическая работа

3.2Социальные пособия (8ч.)

Теория (4ч.) Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Практика (4ч.) Объяснение причины существования социальных выплат. Описание ситуации, при которых выплачиваются пособия. Примеры пособий. Поиск информации о социальных выплатах.

Формы контроля: практическая работа

3.3 Проект «Государство-это мы!» (4ч.)

Практика (4ч.) Создание проекта.

Формы контроля: защита проекта

РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ (20ч.)

4.1 Банковские услуги (8ч.)

Теория (4ч.) Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Практика (4ч.) Примеры банковских услуг. Описание условий вкладов и кредитов. Размер выплат по вкладу, почему и как страхуются вклады, условия кредита, причины и последствия решений о взятии кредита. Поиск информации о вкладах и кредитах. Расчет процентов по депозитам и кредитам. Принцип работы пластиковой карты.

Формы контроля: практическая работа

4.2 Собственный бизнес (8ч.)

Теория (4ч.) Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Бизнес-план.

Практика (4ч.) Сравнивание возможности работы по найму и собственного бизнеса. Объяснение причины поддержки государством частного и малого бизнеса. Составление бизнес-плана для подростков.

Формы контроля: практическая работа

4.3 Валюта в современном мире (4ч.)

Теория (2ч.) Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Практика (2ч.) Примеры валют разных стран. Поиск информации о валютных курсах. Расчёты с валютными курсами.

Формы контроля: тестирование

Итоговое занятие (2ч.)

Практика (2ч.) Итоговое тестирование.

Формы контроля: тестирование, решение задачи

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения Программы являются:

осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание

экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; пони

мание финансовых связей семьи и государства;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка.

Метапредметными результатами изучения Программы являются познавательные:

формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следст

венных связей, построения рассуждений, отнесения к финансовым понятиям.

Регулятивные:

понимание цели своих действий, оценка правильности выполнения действий; самооценка и

взаи

мооценка

;

адекватное восприятие предложений товарищей, педагога, родителей.

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения;

умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

умение догова

риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно

оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения Программы являются:

формирование умений представлять информацию в зависимости

от поставленных задач в виде таблиц, схем, графика, диаграммы, диаграммы связей (

интеллект-карты

);

составление текстов в устной и письменной формах;

понимание и правильное использование экономических терминов;

освоение приёмов работы с экономической информацией, её ос

мысление;

проведение простых финансовых расчётов;

приобретение знаний и опыта применения полученных знаний

и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:

знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение со

ставлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирова

ния и способов сравнения результатов.

РАЗДЕЛ №2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ

В соответствии с Календарным учебным графиком МБУДО «ДДЮТ» начало учебного года 01.09.2023 г., окончание учебного года 31.05.2024г. (9 месяцев, 37 учебных недель)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение.

Оборудование: учебный кабинет оборудованный компьютерами, проектор, магнитно-маркерная доска.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Входной контроль: анкетирование

Промежуточная аттестация: тестирование.

Итоговая оценка качества освоения программы: тестирование, решение задач

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Раздел или тема программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техничес

кое

оснащение

занятий

Формы

подведения

итогов

1

Доходы и расходы семьи

Учебное занятие изучения и первичного получения новых знаний, умений, навыков, Учебное занятие комплекс

ного применения знаний и способов деятельности

Объяснительно-иллюсстра

тивные

Презентация, видеоурок, комплект практических работ

ПК, электронно-образовательный ресурс

Лекции,

занятие-викторина

2

Риски потери денег и имущества. Как человек может от этого защититься

Учебное занятие изучения и первичного получения новых знаний, умений, навыков Теоретическое занятие, Практичес

кое занятие

Наглядные, словесное, игровые

Комплект ролевой игры

ПК, электронно-образовательный ресурс

Лекции,

ролевая игра

3

Семья и государство: как они взаимодействуют

Учебное занятие изучения и первичного получения новых знаний, умений, навыков, Традиционное занятие (комбинированное)

Наглядные (демонстра

ция), словесные, исследова

тельские

Лекции, презентации

ПК, электронно-образовательный ресурс

Лекция, Творческая работа

4

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

Теоретическое занятие, Практическое занятие

Наглядные (демонстра

ция), словесные

Комплект практических работ

ПК, электронно-образовательный ресурс

Занятие-беседа, тестирование

5

Итоговая оценка качества освоения програм

мы

Учебное занятие обобщения и систематиза

ции знаний и способов деятельности

Тестирова

ние. решение задачи

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ

Материалы входного контроля - образовательные тесты (анкетирование).

Онлайн-формат (TestEdu.ru›) https://testedu.ru/test/obshhestvoznanie/9-klass/anketa-otnoshenie-k-finansovoj-gramotnosti.html

Материалы промежуточной аттестации

Тест

1. Кто является определителем видов денежных знаков:

1. банки
2. население
3. Государство

2. Денежные знаки в обращение выпускает:

1. центральный банк
2. международный банк
3. частный банк

3. Как называется сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или

услуг?

1. цена
2. стоимость
3. зарплата
4. Процент

4. Из чего складывается семейный бюджет?

1. из заработной платы, пенсии, стипендии

2. из денег

3. из доходов и расходов

5. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

1. расходы

2. проценты

3. доходы

6. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

1. доходы

2. расходы

3. прибыль

7. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

1. доходов

2. гонорара

3. расходов


Оценка за выполнения теста.

Тест состоит из 7 вопросов. За каждый правильный ответ учащийся получает 1

балл.

Критерии оценки за выполнение теста.

Высокий уровень - 7-6 баллов;

Средний уровень – 5-4 баллов;

Низкий уровень – менее 3 баллов.

Критерии оценивания промежуточной аттестации

Примерными критериями оценки результативности образовательного процесса

являются:

критерии оценки уровня теоретической подготовки:

соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;

осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Материалы итоговой оценки качества освоения программы

Тест

На каждый вопрос выберите один верный ответ, ответ внесите в таблицу, каждый верный ответ 1 балл)

Обслуживание государственного бюджета проводит:

1) государственный банк;

2) коммерческий банк;

3) инвестиционная компания.

2. Банк:

платит проценты вкладчикам;

платит проценты тем, кто берёт кредиты;

платит проценты и тем и другим;

платит проценты государству.

3. Банковские карты - это:
1) электронное средство платежа, является персонализированным средством безналичных

расчетов;

2)  денежное средство;

3) личный кредит;

Из чего складывается бюджет:

 1) из заработной платы, пенсии и стипендии;
 2) из доходов и расходов;
3) из денег.

Лучшим считается бюджет, в котором

 1) доходы больше расходов
2) доходы равны расходам
3) доходы меньше расходов

Доход, который получает акционер, называется:

акцией;

презентом;

дивидендом;

бонусом.

Плата за квартиру, воду, отопление, электричество называется:

налогами;

коммунальными платежами;

пособиями;

субсидиями.

Должник отдал 5 тысяч рублей, что составило пятую часть долга. Ему осталось выплатить:

1) 20 тысяч рублей;

2) 16 тысяч рублей;

3) 12 тысяч рублей;

4) 18 тысяч рублей.

9. Страхование является:

1) лишней нагрузкой на семейный бюджет;

2) финансовой пирамидой;

3) способом защиты свих финансовых интересов;

4) инструментом приумножения средств.

Если вклад составляет 8 тысяч рублей и процент по нему равен 7% годовых, то через год на счёте окажется:

8700 рублей;

8870 рублей;

8560 рублей;

8070 рублей.

Практическое задание

Задача (2 балла)

1. Вкладчик открыл счета в двух банках. В первый банк он положил 200 тыс. рублей, и через год снял со счёта все деньги — 224 тысяч рублей. Во второй банк было положено 250 тысяч рублей и снято при закрытии вклада 277,5 тысяч рублей. В каком банке выгоднее открыть счёт?

Тест (10 баллов)

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

1

1

1

2

1

3

2

1

3

3

Задачи (2 балла)

Выгоднее положить деньги в первый банк.

Оценка за выполнения теоретической части (теста)

Тест состоит из 10 вопросов. За каждый правильный ответ теста учащийся получает 1 балл.

Баллы за выполнения практической части (решение задачи).

За правильный ответ задачи учащийся получает 2 балла.

Критерии оценивания за выполнение теоретической части.

Высокий уровень - 12-10 баллов;

Средний уровень – 9- 7 баллов;

Низкий уровень – менее 7 баллов.

Критерии оценивания за выполнение практического задания.

Высокий уровень - учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задачи; работа выполнена полностью и получен верный ответ.

Средний уровень - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %).

Низкий уровень - работа выполнена не полностью, но учащийся владеет основными знаниями; требуемыми для решения поставленных задач.

Критерии оценивания итоговой оценки качества осоения программы

Примерными критериями оценивания результативности образовательного процесса

являются:

критерии оценивания уровня теоретической подготовки:

соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;

осмысленность и свобода использования специальной терминологии;

критерии оценивания уровня практической подготовки:

соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;

свобода владения специальным оборудованием и оснащением;

качество выполнения практического задания;

технологичность практической деятельности;

критерии оценивания уровня развития универсальных учебных действий:

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в связи с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

активное использование речевых средств,

умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем (педагогом) и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Критерии оценивания освоения учащимися Программы «Основы финансовой грамотности» должны соответствовать следующим показателям:

высокий уровень

– успешное освоение учащимся более 70% содержания дополнительной общеразвивающей программы;

средний уровень –

успешное освоение учащимся от 50% до 70% содержания дополнительной общеразвивающей программы;

низкий уровень

– успешное освоение менее 50% содержания дополнительной общеразвивающей программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы

общеобразоват

. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В.

Липсиц

, Ю.Н.

Корлюгова

, А.В.

Половникова

— М.: ВАКО, 2018г.

-

40

с

. — (Учимся разумному финансовому поведению).

2. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность. Современный мир. Учебное пособие./

Е.Б. Лавренова, О.Н. Лавреньева // Москва, Просвещение, 2019г. - 208 с.

Интернет-источники

Журнал «Работа и зарплата» —

http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-

rabota

-

i

-

zarplata

Сайт «Все о пособиях» —

http://subsidii.net/

Сайт «Все о страховании» —

http://www.o-strahovanie.ru/vidi-

strahovaniay

.

php