Мастер класс школьного этапа Учитель года 2023.

Учить физической культуры Якимова Татьяна Геннадьевна.

Добрый день уважаемые члены жюри и коллеги! Я – учитель физической культуры, и, кажется должна проводить свой мастер-класс в спортивном зале. Но сегодня на нашем педагогическом празднике я без привычного спортивного костюма и спортивного инвентаря, потому что убеждена: тема моего мастер-класса универсальна. Она не потеряет своей значимости ни в спортзале, ни на стадионе, ни в предметном кабинете.

- Как думаете, что такое команда? (варианты ответов от участников мастер-классов) Команда - это группа единомышленников, объединенных единой целью. И от того, насколько сплоченной будет команда, зависит и успех общего дела. А значит победа!

— Но только ли в спорте и на уроках физкультуры нам необходимо уметь сплотить группу, команду?

— Конечно же, нет!!! Стандарты 2-го поколения ставят перед учителем важнейшую  задачу – сформировать у ребят универсальные учебные действия (так называемые, УУД).

 — А что такое коммуникативные УУД на уроке физкультуры?

(Правильно, это взаимодействие, ориентация на партнера, сотрудничество, умение взять на себя ответственность за товарища. Это особенно важно, если на уроке предстоит серьезная групповая работа.)

Это воспитательный момент, который должен присутствовать на любом уроке, классном часу т. е это качество любого человека.

— Поэтому из своей методической копилки я выбрала именно те упражнения, которые помогают развить у наших учеников навыки коммуникации, взаимодействия в группе, в учебной команде.

Слайд №1 (Слайд с темой мастер-класса).

— Итак, свой мастер-класс я посвящаю развитию этих умений и качеств : («Групповые упражнения как средство формирования универсальных учебных действий». )

Как думаете какая же цель будет моего мастер класса? (Наша цель – научиться сплочению группы и настроиться на групповую работу.)

Слайд №2 — Любой урок физкультуры начинается с разминки.

и сейчас я приглашаю 6 добровольцев..

Слайд №3 1.Упражнение: ПОИСК СХОДСТВА

Описание упражнения

Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос), потом — общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.

- В чем смысл этого упражнения?(ответы педагогов)

Хорошо. Молодцы.

Смысл упражнения

Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение

Следует подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Мы с вами хорошо поработали, зарядились энергией, научились взаимодействовать, координировать свои действия, сплотились в хорошую рабочую команду. Надеюсь многим пригодится такое упражнение для проведения физкультминуток, классных часов.

Слайд №4 2 упражнение «Путаница»

Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.

Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.

Обсуждение:

Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд, задания?

Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Слайд №5 3.Упражнение «Атомы и молекулы»

«Сейчас каждый сжимается в комок. Перевоплощайтесь. Вы – одинокие атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулу, число атомов в которой я назову».

Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из молекул, выбывают из игры. Затем, другое количество атомов в молекулах и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.

Анализ: В чем смысл этого упражнения? Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры? На каких предметах данное упражнение будет полезно и интересно детям?

Вывод: Эти упражнения развивают сплоченность коллектива, работы в парах. Развитие различных групп, а также активизирует внимание и координацию взаимных действий.

Вот вы и разделились на группы.(3 гр. должны быть)

Посмотрите и выберите тот предмет который бы вы положили в свою сумочку, взяли бы с собой отправляясь на работу(Помада , зеркало, шоколад, фрукт, свисток, массажор.) (обсуждаем вместе с группой, и чтоб эти 2 предмета были связаны друг с другом)

Слайд №6 «Рекомендации»

Задание

Ваш выбор определяет ваше предпочтение. На работу 2 мин, определитесь сразу кто будет озвучивать ваши рекомендации

1 команда отдали предпочтение фрукту и шоколадку. Ваш выбор подсказал разработать рекомендации по здоровому и правильному питанию.

2 команда- Вы выбрали помаду и зеркало, что символизирует ваше стремление к красоте. Поэтому вам предстоит разработать рекомендации по уходу за своей внешностью. Хотелось бы заметить , когда мы наносим макияж, мы рисуем себе настроение.

3 команда- вы остановили свой выбор на спортивном инвентаре. Вам предстоит разработать комплекс упражнений (памятку) на поддержание мышц в тонусе. Ведь через двигательную активность, мы достигаем душевной гармонии.

Итак, задание получено, вам предстоит разработать рекомендации на один день. Пусть будет на сегодняшний день. Затем записать и представить их.

Выступления групп.

Слайд. Примерные рекомендации которые составляли другие преподаватели.

Те рекомендации которые вы составили сами, для вас актуальны? Вот так же отвечают дети в конце занятия.1) когда тема занятия подсказана детьми т.е. она наиболее важна для них.2) дети работают в группах или в парах(участвуют все дети и выслушивают мнение каждого.). 3) в процессе практической деятельности дети делают самостоятельные выводы, определяют для себя правила поведения, которые становятся личностно значимыми и в том их особенная ценность. А достигается это через сотрудничество детей и учителя, которое является ресурсом для индивидуальных достижений.

Все зависит от нас самих

Всех хочу снова пригласить встать в круг.

Завершающее упражнение «Спасибо!»

Описание упражнения: Участники встают в круг, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. И если правая рука перевесит левую – это здорово! Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят – СПАСИБО!

Можно присаживаться на места.

(Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.)

Спасибо уважаемые педагоги, у нас с вами получилась хорошая сплочённая команда.

Каждый урок или занятие должны заканчиваться на такой положительной эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока.

Всем большое спасибо!