«Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха»
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
Изучение состояния здоровья различных контингентов детей не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.
Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребёнка с самим собой и окружающим миром. Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического, психического и социального.
Поэтому я стремилась и стремлюсь перестроить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В системной последовательности приобщение к проблеме здоровья выглядело так:
Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её разрешения.
Признание своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья учеников.
Овладение необходимыми здоровье
сберегающими образовательными технологиями.
Изучение литературы по данной проблеме.
Реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии с учащимися, медиками, родителями.
Главная цель — формирование ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает уроки окружающего мира, физкультуры, спортивные секции, а также внеклассную работу.
Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни. Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.
Таким образом, здоровый образ жизни — понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение как каждого человека, так и общества в целом.
Недостаточно просто дать знания, например, рассказать об опасности грозы. Важно сформировать у ребят навык безопасного поведения во время грозы. А это сделать на одном занятии нельзя.
В 3 классе 8 вида я изучила литературу по теме, составила картотеку, оформила уголок «Здоровый образ жизни». Какие формы работы я использовала?
1) Сезонные экскурсии. Место для наблюдений выбрали постоянное —сельский школьный сад.
Во время экскурсий обращала внимание детей на то, как они одеты, соответствует ли одежда погоде. В ходе каждой экскурсии предупреждали несчастные случаи (умение вести себя в природе, помнить о правилах дорожного движения).
Во время экскурсий старались задействовать все органы чувств. Зрение помогало оценить красоту окружающего мира, слух — наслаждаться звуками живой и неживой природы, обоняние — услышать запахи, осязание —прикоснуться к дереву, к листьям.
Вместе с детьми вели наблюдение: как благотворна для зрения лесная зелень и другие природные краски. Учились слушать природные звуки. Одни из них усыпляют человека (шум дождя), другие — успокаивают (шелест листьев), третьи — радуют (пение птиц). Прикосновения к коре дуба, сосны заряжают нас положительной энергией.Все заносили в тетрадь по СБО,
2) Целевые прогулки «Почему плачут берёзы?» «Цветы весны — отрада для души», «Где зелень, там и здоровье».
3) Уроки здоровья.
4) Занятия-путешествия «Путешествие на планету Здоровья».
5) Праздники здоровья.
6) Занятия в форме интервью «Азбука питания» (приложение 1).
7) Анкетирование, тестирование.
В работе наиболее часто использовала такие методы как наблюдение, практическая деятельность, парная и групповая работа, сюжетно-ролевые и дидактические игры, дискуссии, решение ситуационных задач.
Что в себя включает «практическая деятельность» (т.е. деятельность «через руки ребенка»)?
Работа в тетради (рисование, наклеивание, работа с раздаточным материалом).
Работа с природным материалом.
Практическое занятие по переходу улиц и дорог.
Дегустация по теме «Ягодная копилка здоровья».
Для работ в парах использовала такие задания:
расскажи товарищу, как ты выполняешь советы Доктора Природы;
расскажи
о цветке, ягоде и т.д.;
игры в парах: один читает вопросы, другой – отвечает.
Полюбили мои ученики коллективные игры «Да-нет», «Можно-нельзя». Увлёк ребят урок по теме «Ядовитые растения».
Завершал изучение темы конкурс или выставка рисунков.
Изучая курс «Природа и здоровье», ученики знакомились с различным поведением сказочных персонажей, разбирали и анализировали жизненные ситуации, на примере которых учились отличать поведение, полезное для здоровья.
В результате, у детей воспитывалась ответственность за свои мысли, чувства, поступки, вырабатывались поведенческие навыки здорового образа жизни, причём не только накапливались сведения о здоровье, но и формировались умения применять свои знания в жизни:
- предупреждать простудные заболевания
- правильно вести себя в природе,
- знать лекарственные и ядовитые растения,
- организовывать свой распорядок дня,
- одеваться в соответствии с погодой.
Дети подводились к мысли, что самое важное в жизни – здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма, и никто другой не позаботится о них лучше, чем они сами.
Планируя уроки, я старалась придерживаться трёх направлений: давать учащимся необходимые знания, предусмотренные программой; формировать у них навыки здорового питания; предупреждать отравления, желудочно-кишечные заболевания, другие несчастные случаи, связанные с питанием.
Занятия проходили в различных формах. Наиболее результативными были тематические занятия «Родники здоровья в чашке», «Всякая ли пища полезна?», «В овощах силы велики», «Хлеб — всему голова».
Для того, чтоб детям было интересно, на занятиях появлялись разные персонажи (Поварёнкин, Сковородкин, Доктор Витаминкин, Айболит и др.). Эти персонажи задавали вопросы, давали советы, задания, присылали письма, оценивали знания детей.
В своей работе я наибольшее предпочтение отдавала активным методам обучения: практической деятельности, дидактическим и сюжетно-ролевым играм, обучению группам по методикам «Обучение сверстников», «Мозаика». Почти на каждом занятии использовала дидактические и сюжетно-ролевые игры «Полезно—вредно», «Можно—нельзя », «Правильно—неправильно ».
На одном из уроков мы начинаем опыт, потом в течение некоторого времени ведём наблюдение, а затем анализируем полученные результаты.
Такая работа увлекает ребят. Некоторые опыты ребята проводили сами. Так, по теме «Секреты хорошего зрения» ребята, работая в парах, определяли наименьшее расстояние зрения; по теме «Тайны здоровья ног» - проверяли каждый у себя есть ли плоскостопие, по теме «Какого ухода требуют уши?» - чистые или нет.
С основными правилами укрепления здоровья — постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность — ученики знакомятся уже на первых занятиях. Но уточнить и глубже осознать изученное ранее помогает возвращение к этому вопросу на занятиях «Если хочешь быть здоров — закаляйся»,, «Опасные «подарки» солнца», «Твои успехи в укреплении здоровья».
Перед проведением физкультурной паузы стараюсь проветрить класс. В целях профилактики улучшения зрения использую упражнения для глаз.
Для развития мелкой моторики использую гимнастику для рук, коррекционные минутки с мелкими предметами (горох, фасоль, орехи).
Материал для физкультминуток постоянно пополняю, обновляю, варьирую и по содержанию, и по способу подачи.
В течение жизни на здоровье человека воздействуют следующие основные факторы:
образ жизни – 50%
окружающая среда- 20%
наследственность- 20%
развитие системы здравоохранения- 10%.
Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный человеком образ жизни может изменить состояние его здоровья на 50%.
Поэтому, работая по курсу «Здоровый образ жизни», мои ученики осознали следующие задачи:
необходимость быть здоровым;
здоровье — категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;
каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;
каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его на 50%, избрав рациональный образ жизни.
Правильная организация оздоровительной работы, а именно:
строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул);
правильная организация урока (построение урока с учётом динамики работоспособности и рациональное использование наглядных средств;
обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление);
использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
совместные усилия учителя, родителей, медиков и самих учащихся — всё это позволило изменить негативную динамику
на
позитивную.
Снизился уровень утомляемости. Результатом работы явилось также отсутствие дорожно-транспортных происшествий, случаев травматизма среди учащихся класса, снижение количества инфекционных и вирусных заболеваний среди детей.
Работая по формированию у учащихся 8 вида навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.