* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

«Театр в летнем оздоровительном лагере как средство развития и социализации школьников»

В современном образовании происходят значительные изменения. Они обусловлены тем, что идёт перестройка всей нашей жизни; современный этап развития науки, искусства, образования, демократизация общественных процессов предполагают обновление педагогических форм и методов, применяемых в средней школе, более глубокий подход к индивидуальным особенностям личности школьника.

Взаимное дополнение и обогащение при ведущей роли урочной работы – такова суть связи внеклассных и классных занятий: знания, приобретённые учащимися на уроках, являются тем фундаментом, на котором построены основные компоненты внеклассных занятий; внеклассная работа является продолжением уроков, способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, создаётся творческим трудом учителя и учащихся. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетическое отношение, побуждает добрые чувства, помогает становлению личности. У ребёнка повышается самооценка, что позволяет повысить уровень его успешности.

Какой метод обучения выбрать, чтобы ребёнок не потерял интерес к получению знаний? Как в условиях сплошного тестирования и мониторинговых обследований «сохранить живую душу» предмета и самого ученика? Имеем ли мы право лишать ребёнка «радости открытия»? Не потеряет ли он способность к творчеству?

Над этими вопросами хоть раз задумывался каждый педагог. Проблема воспитания творчески активной личности остаётся очень важной.

Развитие интеллектуальных и креативных способностей учащихся является одной из целей филологического образования в школе. Личность ученика должна самореализовываться, и задача учителя – помочь ему в этом. Совместная деятельность учителя и учеников воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты. Считаю, что необходимо использовать в своей деятельности активные формы и методы обучения, с помощью которых каждый из учащихся смог бы реализовать свои знания и умения, творческие замыслы и с помощью которых создаётся атмосфера творческого общения, психологического комфорта и эмоционального благополучия.

Всё это будит креативность ребёнка, заставляя его раскрывать и совершенствовать свои способности, даёт возможность каждому учащемуся быть успешным, а значит – поверить в свою уникальность. Ребёнок знает, что его работа нужна и интересна, что получилось хорошо, а не плохо. Ведь радость или её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ученика. Ожидание радости как для ребёнка, так и для взрослого – источник движения вперёд. Всякий успех окрыляет человека. А ребёнка тем более. Он поднимается в собственном воображении на новый интеллектуально-духовный уровень, иначе оценивает собственные мысли, поступки. Возрастает ответственность перед сверстниками и учителем за результат своей работы, проявляется стремление оформить её художественно, грамотно и аккуратно.

Так, несколько лет назад в своей школе я организовала работу драматического кружка и вела её в течение учебного года. Ребята с 5 по 9 класс участвовали в постановке спектакля «Сказка о царе Салтане, сыне его, могучем князе Гвидоне и прекрасной Царевне Лебеди». Для этого ребята сами создавали декорации, бутафорские предметы, конструировали, готовили костюмы, клеили, шили, вязали, вышивали. Драмкружок дважды успешно ставил спектакль в местном доме культуры для населения и дважды – в детском саду для детей.

Позднее, составив программу, организовала деятельность летнего оздоровительного лагеря учащихся, занимающихся в драматическом кружке. Ребята также ставили спектакль, но уже для детей других объединений. Участие в работе драмкружка – это прекрасное средство развития творческих способностей детей и социализации личности.

Поставить своими силами кукольный спектакль очень заманчиво, но это дело требует трудолюбия, терпения и выдумки.

Кукольный театр существует с самых давних времён, и знали его многие народы: древние римляне и египтяне, китайцы и индийцы, узбеки и турки. Представления кукол были известны и в старой Руси. С 17 века сохранилась картинка, на которой изображён человек, дающий кукольное представление на рыночной площади.

У каждого народа кукольный театр – свой, особенный: у одних куклы деревянные, и их приводят в движение с помощью ниток; у других куклы мягкие, которые надеваются на руку, как перчатка, и от этого становятся живыми, подвижными. У некоторых народов Востока – это плоские фигуры, вырезанные из промасленной кожи или плотной бумаги. Зрителям показывают тени этих фигур на освещённом экране.

У каждого народа есть свой главный «кукольный» герой. В России это Петрушка Уксусов.

В обычном драматическом театре, где все роли исполняют люди – актёры, трудно, а то и невозможно сыграть корову, слона, мышь, дракона и т.п. А в кукольном театре все звери и птицы сделаны так же, как и куклы, изображающие людей, из папье-маше, ваты, лоскутков, пенопласта, пластмассы, проволочек и т.п. Таким образом, все персонажи кукольного спектакля получаются одинаковыми по своей природе, все они сделанные, а не настоящие, и за всех кукол говорят и действуют живые люди, актёры-кукловоды. Благодаря этому в кукольном театре можно многое показать забавнее, выразительнее, иногда даже более правдиво, чем в драматическом театре.

Целью работы ЛТО являлась организация летнего досуга детей при условиях, созданных для их целостного развития, основанного на эмоциональном настрое, который способствует повышению интереса к занятиям в кружке.

Главной задачей руководителя театра являлось воспитание учащихся средствами данного кружка, обучение школьников умению держаться на сцене, выбирать роль по своим силам, воспитание желания рисовать, строить, вырезать, делать декорации, бутафорские предметы, шить костюмы и кукол.

Задачи: кукольный театр имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся теоретические знания по драматургии, формирует у них речевые умения и практическое применение этих знаний на сцене.

Познавательная задача – формирование у учащихся эстетических чувств, представления о прекрасном в художественном произведении.

Практическая задача – обучение школьников умению держаться на сцене, чётко и выразительно говорить слова, развивать речь и память учащихся.

Приоритетные задачи:

Развитие коммуникативной, речевой компетенций.

Развитие творческих, артистических способностей школьников.

Совершенствование практических знаний и умений.

Развитие личностных качеств через развитие художественного вкуса, художественной инициативы, интеллекта.

Развитие нравственных качеств личности членов коллектива на основе самоуправления.

Формирование культуры здорового образа жизни через оздоровление детей.

Сбалансированность (разумное сочетание интеллектуально-творческих, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий).

Условия реализации программы:

Полезное и приятное рукоделие должно стать не только увлекательным досугом, но и не требовать особой подготовки и дорогостоящих материалов.

Большое внимание необходимо обратить на саму организацию работы: дети должны быть приучены к тому, чтобы своевременно подготавливать всё необходимое для работы и отдыха и поддерживать порядок во время работы и отдыха.

Важное место занимает соблюдение санитарных правил, правил гигиены, правил техники безопасности.

Раскрытие содержания программы происходит через различные формы и методы: выбор пьесы для постановки, чтение, обсуждение сюжета, распределение ролей, изготовление кукол, различных костюмов, декораций; конструктивная работа; обсуждение работ товарищей, результатов собственного творчества; поисковая работа.

Абсолютно ккаждый ребёнок был занят в спектакле: кто исполнял роли, кто отвечал за музыку, кто-то был декоратором, кто-то готовил костюмы, кто-то подавал кукол, кто-то был ведущим. Каждый ребёнок знал свои обязанности и своё место. Это дисциплинирует и воспитывает ответственность. А я, самодеятельный режиссёр, сидела в зале среди публики, доверяя ведущему ход спектакля, следила за реакцией зрителей, запоминала удачи и просчёты исполнителей.

Заслуживают похвалы и внутренние творческие поиски ребёнка, работа мысли, фантазии. Развитие литературно-творческих способностей ученика происходит и во время обычных уроков в классе.

Результатом воспитательно-образовательной деятельности ЛТО «Петрушка Уксусов» в конце смены стала постановка детьми кукольного спектакля «Приключения Петрушки Уксусова» для широкого круга детей, учителей, воспитателей. Причём спектакль ставили трижды: для детей 1 - 2, 3 – 4 и 5 – 6 классов. Так как детский сад находился на ремонте, спектакли показали для ребят младшего и среднего возраста школы.

Таким образом, в течение смены детям были предоставлены возможности реализовать себя творчески, а театр явился средством развития и социализации личности. Кукольный театр действительно развивает творческую одарённость детей. И я как педагог чувствую моральную удовлетворённость от своей работы.