Театрализованная деятельность как метод преодоления ТНР (тяжелых нарушений речи) у детей дошкольного возраста

Михайликова Екатерина Васильевна,
воспитатель МОУ Детский сад № 309
Красноармейского района Волгограда

          Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ТНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.                        

          Знакомясь с детьми ТНР я пришла к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к театрализованной деятельности и выбрали социально-игровой стиль педагогической деятельности. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.

          И именно театрализовано-игровая деятельность позволяет сделать это непринужденно, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах.

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования.

Одной из задач федерального государственного стандарта в детском образовательном учреждении является речевое развитие, от которого в дальнейшем будет зависеть успешное овладение устной и письменной речью в начальной школе.

Возможности театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми

          Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом. Что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

          Как уже ранее было отмечено, что только истинно музыкальный ребенок – творческий. Поэтому театрализованная деятельность невозможна без взаимодействия с музыкальным руководителем. Для лучшего освоения музыкального репертуара в группе создана развивающая музыкальная среда, есть магнитофон с набором кассет по восприятию музыки, по движениям, по пению. Музыкальный руководитель подбирает музыкальный материал к занятиям по театрализованной деятельности, а воспитатель дублирует в группе материал, предлагаемый на музыкальных занятиях.

        Мы поддерживаем интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, предоставляя им музыкальные инструменты, игрушки, пособия, обучая их способам самостоятельных действий. Даем задания, побуждающие к самообучению: «Спой колыбельную кукле», «Придумай танец зайчику» и т.д.

          Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности способствует повышению уровня речевого развития детей.

Актуальность изучения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выбрана тем, что самым распространенным дефектом у детей старшего дошкольного возраста являются нарушение звукопроизношения. Объектом исследования выступают особенности звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования процесс коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по средствам включения их в театрализованную деятельность

Целью нашего исследования являлось теоретически обосновать и апробировать использования театрализованной деятельности как средства коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для раскрытия цели нашей работы были поставлены следующие задачи:

1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Обосновать роль театрализованной деятельности в коррекции звукопроизносительной стороны у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим   недоразвитием речи.

3. Выявить уровень сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

4. Разработать программу для коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности.

Гипотеза нашего исследования – коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет проходить успешней чем в массовой логопедической практике, если использовать в качестве основного средства театрализованную деятельности

В процессе решения первой задачи в первом параграфе мы изучили психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи. Профессор Р.Е. Левина выделила отдельную группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Фонетико-фонематическое нарушение речи — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Это дети с ринолалией, дислалией и дизартрией. Фонетико-фонематическое нарушение речи имеет характер нарушения: звукопроизношения (искажения, смешения, замены, отсутствие звука), нарушение фонематических процессов.

Звукопроизношение – это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим, генераторным и резонаторным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.           

Так же отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим; объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой; отмечаются особенности в протекании мыслительных процессов, они могут быть несколько замедленны.

Решая вторую задачу, мы раскрыли сущность понятия театрализованной деятельности. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. Театрализованная деятельность – это творческая деятельность, в которой возникают новые образы, где используются разножанровые произведения, декорации и прочие атрибуты театра. Театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию творческого воображения, способствующего пониманию ребёнком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля.  Театрализованные игры – являются эффективных способов коррекционного воздействия на детей – с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, затрагивая развития высших психических функций: воображения, мышления, памяти, развития речи, внимания.

Решая третью задачу, мы перешли к констатирующему этапу. Целью констатирующего эксперимента являлось выявление состояния уровня звукопроизношения старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Нами был выбран комплекс методик для определения уровня развития звукопроизносительной стороны речи (О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова); (В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко); (В.А.Киселева).  На констатирующем этапе по отобранным методикам было выявлено 54% выполнения заданий по всей группе; анализируя результаты мы получили следующие уровни развития: с низким уровнем 30% детей и 70% детей со средним уровнем развития. Высоко уровня развития на констатирующем этапе в группе не выявлено.

Решая третью задачу, мы перешли к формирующему этапу. Цель формирующего этапа эксперимента повысить уровень сформированности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи используя театрализованную деятельность на занятиях в коррекционной работе. 

Решая четвертую задачу, мы перешли к реализации нашей программы. Хочется отметить, что при выполнении заданий на занятиях дети боле активно включались в творческий процесс, внимательно слушали педагога, с желанием выполняли задания. В процессе реализации нашей программы мы перешли к контрольному этапу нашего исследования. Цель контрольного этапа эксперимента: выявить уровень сформированности звукопроизношения у детей дошкольного возраста после проведения занятий, направленных на коррекцию звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи через театрализованную деятельность. На данном этапе я обследовала детей на уровень сформированности звукопроизносительной стороны речи по тем же методикам, что и в начале года. На контрольном этапе было выявлено 92% выполнения заданий по всей группе, динамика составила 38% эффективности. Анализируя результаты, я получила следующие уровни развития: с высоким уровнем 30% детей и 70% детей со средним уровнем развития. Низкого уровня развития на контрольном этапе в группе не выявлено.

Таким образом коррекционная работа по развития звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредствам театрализованной деятельности является эффективны средством.