МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ?ТОММОТСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ? МР ?АЛДАНСКИЙ РАЙОН? РС(Я) _______________________________________________________________________________ 678953, Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Ленина, 38, тел./факс (41145) 44-1-13, e-mail: tsshi@tsshi.ru ______________________________________________________________________________ Театральная постановка ?Ты не один? профилактика зависимого поведения. автор: педагог- психолог А.Л. Архипова г. Томмот, 2023г. Аннотация.?Проблема формирования ответственного отношения учащейся молодежи к своему здоровью, умение сделать правильный выбор в различных жизненных ситуациях является весьма актуальной. Одним из основных направлений по обеспечению защиты жизни и здоровья детей и учащейся молодежи, созданию условий для безопасного развития является профилактическая работа. Задача профилактической работы – формирование негативного отношения к наркотикам, алкоголизму и табакокурению. Эффективное решение данной задачи требует применения разнообразных форм, среди которых достойное место занимают постановки школьных театров. Известно, что в подростковом периоде дети больше прислушиваются к сверстникам, а если постановка будет подготовлена и продемонстрирована ими, то и профилактический эффект будет выше. Цель:?формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью, учить делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях. Задачи: 1) пропагандировать здоровый образ жизни; 2) помочь сформировать активную жизненную позицию; 3) помочь осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия. Форма проведения:?театральная постановка. Сценарий для школьного театра ?Ты не один!? (Звучит грустная тревожная музыка. Из разных кулис выходят Мир, Вера, Любовь и Надежда, в руках у них зажженные свечи.) МИР: Я МИР! Но никто не поддерживает мой огонь. Думаю, что я погасну (свеча гаснет). ВЕРА: Я ВЕРА! Люди перестали верить. Во мне больше нет нужды, поэтому мне нет смысла гореть (свеча гаснет). ЛЮБОВЬ: Я ЛЮБОВЬ! У меня нет больше сил гореть. Люди отвергают меня и не понимают всей важности моего существования. Они даже забывают любить своих близких людей (свеча гаснет). НАДЕЖДА: Я - НАДЕЖДА. Что же вы погасли? Неужели всё так плохо в этом мире? МИР: Мир задыхается от агрессии и равнодушия! ВЕРА: У людей не осталось в душах ничего святого. Всё продаётся и покупается! ЛЮБОВЬ: Люди разучились по-настоящему любить. Вместо этого - эгоизм. Погоня за богатством и удовольствиями. Разврат… МИР: А молодёжь гибнет в сетях алкоголя и наркотиков! НАДЕЖДА: Но надо же найти какой-то выход! Ведь НАДЕЖДА есть всегда! МИР: Что ж, посмотрим! А вот и наш герой. (Под энергичную современную музыку входит Герой - современный молодой человек (на нем - толстовка с капюшоном, наушники), в руках он держит букет черных шаров с названиями: ?Круто?, ?Это моё дело?, ?Это не опасно?, ?Кайф?, ?Я свободен?.) ГЕРОЙ: Всем привет! Похож я на доброго волшебника? Кому подарить шарик? Кто здесь современный, свободный и продвинутый? Ну? Есть здесь крутые парни? (Из-за кулис появляются ведущие.) ЮНОША: Послушай, друг, весь твой ?букет? - сплошное заблужденье, миф. ГЕРОЙ: Это круто - быть под легким кайфом: ты свой в любой компании, на дискотеке, в клубе. ЮНОША: Это - не круто!!! Круто - сохранить лицо в любой компании, иметь свое мнение. ДЕВУШКА: Круто - сильному суметь сказать ?нет?. ЮНОША: Круто - заниматься спортом и получать от этого массу удовольствия, драйва. ДЕВУШКА: Круто быть успешным, поступить в вуз, получить хорошую профессию.( Прокалывает шарик). ГЕРОЙ: Да что в этом такого!? Ну затянулся пару раз, ну тусанулся в клубе. (В руках шар ?Это не опасно?). ДЕВУШКА: А ты знаешь, что даже при приеме слабых наркотиков организм необратимо разрушается? (Прокалывает шарик ?Это не опасно?). ЮНОША: Большинство наркоманов живет не более 3-5 лет после первого приема наркотика. Но есть и исключения – те, кто погибает уже через полгода. (Прокалывает шар ?Кайф?). ДЕВУШКА: А главное — это зависимость. От таблетки, бутылки пива, дозы. И ты уже не свободен. ГЕРОЙ: Это касается только меня! Это мое дело! (Берет шар ?Это мое дело?) ДЕВУШКА: А твоя мама? Она уже душой истлела от горя и слез?! ЮНОША: А твоя девушка? Что ты можешь ей дать? ДЕВУШКА: А дети у пьющих рождаются с уродствами или больными! Ты этого хочешь? (Прокалывает шар) ГЕРОЙ: Послушайте! Я - свободный человек! Это мой выбор! ДЕВУШКА: Ты свободный?!!! Да посмотри на себя со стороны! Ты просто марионетка! ЮНОША: А кукловоды - твои так называемые друзья. ЮНОША: Обстоятельства и соблазны манипулируют тобой! (Юноши и девушки уходят. Звучит музыка. Пантомима ?Кукловод и кукла?. В конце кукловод и усмешкой прокалывает последний шарик героя - ?Я свободен? и уходит, уводя куклу-ребенка. Звучит музыкальная тема отчаяния.) ГЕРОЙ: Я пришел в этот мир, Я родился для счастья, Я принес с собой свет, Я учился летать. Но был создан кумир. Он был добр и участлив. Я не смог сказать ?нет?, Я закончил летать. Я пока еще жив, Но ведь это лишь тело. И меня уже бесит Солнце летнего дня. Жизнь прекрасна для всех, Но какое мне дело, Это все, и давно, Уже не для меня. Мне не нужно теперь Ни добра, ни участья. Что вокруг? Темнота! Черный холод и страх. (Тема отчаяния звучит громче, появляются уже два кукловода, они заключают героя в цепи-веревки. Мини-зарисовка ?Танец отчаяния?. Кукловоды уходят, оставляя героя в ?цепях? на сцене одного. Звучит нежная музыка - вокализ или ?Аве, Мария?. Появляются мать, друг, любимая героя.) ДРУГ: Послушай! Друг! Ты оступился, запутался, но знай – никогда не поздно сказать: ?Нет?. ДЕВУШКА: Неужели ты хочешь всю жизнь жить в этих цепях? МАТЬ: Я твоя мама! Помнишь? Когда ты был маленьким, ты бежал ко мне со всеми своими бедами и радостями. Ты был весел, если смеялась я, и грустил, когда мне было грустно. Как-то ты сказал, когда я плакала: ?Мама, я соберу сейчас все твои слезинки в кулачок, сожму его и ты никогда больше не будешь плакать?. Сейчас я все время плачу от горя, но ты даже не замечаешь моих слез. ЮНОША (в зал) Задумайся! Быть может, сейчас кому-то предлагают первую сигарету, первую рюмку или первую дозу. Будь рядом ты, …неужели ты тоже протянешь руку?!… (Звучит красивая нежная жизнеутверждающая мелодия, на сцене стремительно появляются МИР, ВЕРА, ЛЮБОВЬ И НАДЕЖДА. В руках у НАДЕЖДЫ зажженная свеча.) НАДЕЖДА: Нет!!! Пока жива надежда, мы не дадим тебе погибнуть. (Освобождают героя). Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни! ЮНОША: Чтобы в жизни каждого из нас были …. МИР: Мир! ВЕРА: Вера! ЛЮБОВЬ: Любовь! ВСЕ: и - Надежда !!!! (МИР, ВЕРА, ЛЮБОВЬ зажигают свои свечи.) ДЕВУШКА: Помни: ты - не один! - Когда не знаешь, как поступить, - спроси старших. ЮНОША: Ты не один, когда беда. Стучись в дверь! ДЕВУШКА: Говорят, что постучать надо трижды, пусть даже в разные двери - все равно откроется хотя бы одна! ЛЮБОВЬ: А если ты счастлив и тебя переполняет радость - поделись ею с другими. ЮНОША: Помни: ТЫ - НЕ ОДИН!!! (Звучит финальная песня ?Ты не один?. Все исполняют песню.) Припев Однажды поймёшь: ты не один, Ты позови, друзья станут рядом - Ты - не один! Однажды поймёшь: рядом - плечо, Друга плечо. А это значит - всё нипочём. 1. В прекрасных глазах Увижу испуг. Чего ты боишься? - Ведь рядом друг, Твой преданный друг. В прекрасных глазах Увижу ответ. И снова надеждой яркой Вспыхнет солнечный свет. Однажды в глазах друзей Увидишь ответ. Припев. (На фоне проигрыша.) - Оглянись вокруг - жизнь так прекрасна. Цени её! - Протяните руки другу! Пока мы вместе - с нами ничего не случится! - Пусть ваша жизнь наполнится радостью и любовью! 2. Честно, мне жаль: Как жаль - я не принц. Я тоже не золушка - не из книжных мы легких страниц. Но в сказку поверь, её сотвори. И взмахом ресниц Ты легкую дверь в неё отвори. И взмахом ресниц Ты в сказку дверь отвори. Припев. (На последнем припеве на сцене появляется младшая группа волонтеров с разноцветными шарами. На них - надписи: МИР, ВЕРА, ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА, РАДОСТЬ, СПОРТ, ЖИЗНЬ. Они спускаются в зал и дарят разноцветные шары и буклеты зрителям.) Использованная литература. 1. Моделирование воспитательных систем: теория и практика. – М.,1995 г. 2. Соколова Н.Д. Гуманистические идеи в педагогических теориях, системах и технологиях. – Шадринск, 1999 г. 3. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. – М.,1987 г. 4. Щуркова М.В. Программа воспитания. – М.,1998 г. 5. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории – Казань, 2000 г. Используемые ресурсы : 1. istok@mgn.chel.su 2. sokolab@yandex.ru
Театральная постановка "Ты не один"