МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
?ТОММОТСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ?
МР ?АЛДАНСКИЙ РАЙОН? РС(Я)
_______________________________________________________________________________


678953, Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Ленина, 38,
тел./факс (41145) 44-1-13, e-mail: tsshi@tsshi.ru
______________________________________________________________________________










Театральная постановка 
?Ты не один?
профилактика зависимого поведения.


автор: педагог- психолог
А.Л. Архипова



















г. Томмот, 2023г.
Аннотация.?Проблема формирования ответственного отношения учащейся молодежи к своему здоровью, умение сделать правильный выбор в различных жизненных ситуациях является весьма актуальной. 
Одним из основных направлений по обеспечению защиты жизни и здоровья детей и учащейся молодежи, созданию условий для безопасного развития является профилактическая работа. Задача профилактической работы – формирование негативного отношения к наркотикам, алкоголизму и табакокурению. Эффективное решение данной задачи требует применения разнообразных форм, среди которых достойное место занимают постановки школьных театров.
Известно, что в подростковом периоде дети больше прислушиваются к сверстникам, а если постановка будет подготовлена и продемонстрирована ими, то и профилактический эффект будет выше.
Цель:?формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью, учить делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
1) пропагандировать здоровый образ жизни;
2) помочь сформировать активную жизненную позицию;
3) помочь осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия.
Форма проведения:?театральная постановка.











Сценарий
для школьного театра
?Ты не один!?

(Звучит грустная тревожная музыка. Из разных кулис выходят Мир, Вера, Любовь и Надежда, в руках у них зажженные свечи.)

МИР: Я МИР! Но никто не поддерживает мой огонь. Думаю, что я погасну (свеча гаснет).
ВЕРА: Я ВЕРА! Люди перестали верить.  Во мне больше нет нужды, поэтому мне нет смысла гореть (свеча гаснет).
ЛЮБОВЬ: Я ЛЮБОВЬ! У меня нет больше сил гореть. Люди отвергают меня и не понимают всей важности моего существования. Они даже забывают любить своих близких людей (свеча гаснет).
НАДЕЖДА: Я - НАДЕЖДА. Что же вы погасли? Неужели всё так плохо в этом мире?
МИР: Мир задыхается от агрессии и равнодушия!
ВЕРА: У людей не осталось в душах ничего святого. Всё продаётся и покупается!
ЛЮБОВЬ: Люди разучились по-настоящему любить. Вместо этого - эгоизм. Погоня за богатством и удовольствиями. Разврат…
МИР: А молодёжь гибнет в сетях алкоголя и наркотиков!
НАДЕЖДА: Но надо же найти какой-то выход! Ведь НАДЕЖДА 
 есть всегда!
МИР: Что ж, посмотрим! А вот и наш герой.

(Под энергичную современную музыку входит Герой - современный молодой человек (на нем - толстовка с капюшоном, наушники), в руках он держит букет черных шаров с названиями: ?Круто?, ?Это моё дело?, ?Это не опасно?, ?Кайф?, ?Я свободен?.)

ГЕРОЙ: Всем привет! Похож я на доброго волшебника? Кому подарить шарик? Кто здесь современный, свободный и продвинутый? Ну? Есть здесь крутые парни? 

(Из-за кулис появляются ведущие.)

ЮНОША: Послушай, друг, весь твой ?букет? - сплошное заблужденье, миф.
ГЕРОЙ: Это круто - быть под легким кайфом: ты свой в любой компании, на дискотеке, в клубе.
ЮНОША: Это - не круто!!! Круто - сохранить лицо в любой компании, иметь свое мнение. 
ДЕВУШКА: Круто - сильному суметь сказать ?нет?.
ЮНОША: Круто - заниматься спортом и получать от этого массу удовольствия, драйва.
ДЕВУШКА: Круто быть успешным, поступить в вуз, получить хорошую профессию.( Прокалывает  шарик).
ГЕРОЙ: Да что в этом такого!? Ну затянулся пару раз, ну тусанулся в клубе. (В руках шар ?Это не опасно?).
ДЕВУШКА: А ты знаешь, что даже при приеме слабых наркотиков организм необратимо разрушается? (Прокалывает шарик ?Это не опасно?).                                                                        ЮНОША: Большинство наркоманов живет не более 3-5 лет после первого приема наркотика. Но есть и исключения – те, кто погибает уже через полгода. (Прокалывает шар ?Кайф?).
ДЕВУШКА: А главное — это зависимость. От таблетки, бутылки пива, дозы. И ты уже не свободен.
ГЕРОЙ: Это касается только меня! Это мое дело! (Берет шар ?Это мое дело?)
ДЕВУШКА: А твоя мама? Она уже душой истлела от горя и слез?!
ЮНОША: А твоя девушка? Что ты можешь ей дать?
ДЕВУШКА: А дети у пьющих рождаются с уродствами или больными! Ты этого хочешь? (Прокалывает шар)
ГЕРОЙ: Послушайте! Я - свободный человек! Это мой выбор!
ДЕВУШКА: Ты свободный?!!! Да посмотри на себя со стороны! Ты просто марионетка!
ЮНОША: А кукловоды - твои так называемые друзья. 
ЮНОША: Обстоятельства и соблазны манипулируют тобой!

(Юноши и девушки уходят. Звучит музыка. Пантомима ?Кукловод и кукла?. В конце кукловод и усмешкой прокалывает последний шарик героя - ?Я свободен? и уходит, уводя куклу-ребенка. Звучит музыкальная тема отчаяния.)

ГЕРОЙ: Я пришел в этот мир,
               Я родился для счастья,
               Я принес с собой свет,
               Я учился летать.
               Но был создан кумир.
               Он был добр и участлив.
               Я не смог сказать ?нет?,
               Я закончил летать.
              Я пока еще жив,
              Но ведь это лишь тело.
              И меня уже бесит
              Солнце летнего дня.
              Жизнь прекрасна для всех,
              Но какое мне дело,
              Это все, и давно,
              Уже не для меня.
              Мне не нужно теперь
              Ни добра, ни участья.
              Что вокруг? Темнота!
              Черный холод и страх.

(Тема отчаяния звучит громче, появляются уже два кукловода, они заключают героя в цепи-веревки. Мини-зарисовка ?Танец отчаяния?. Кукловоды уходят, оставляя героя в ?цепях? на сцене одного. Звучит нежная музыка - вокализ или ?Аве, Мария?. Появляются мать, друг, любимая героя.)

ДРУГ: Послушай! Друг! Ты оступился, запутался, но знай – никогда не поздно сказать: ?Нет?.
ДЕВУШКА: Неужели ты хочешь всю жизнь жить в этих цепях?
МАТЬ:  Я твоя мама! Помнишь? Когда ты был маленьким, ты бежал ко мне со всеми своими бедами и радостями. Ты был весел, если смеялась я, и грустил, когда мне было грустно. Как-то ты сказал, когда я плакала: ?Мама, я соберу сейчас все твои слезинки в кулачок, сожму его и ты никогда больше не будешь плакать?. Сейчас я все время плачу от горя, но ты даже не замечаешь моих слез.
ЮНОША (в зал) Задумайся! Быть может, сейчас кому-то предлагают первую сигарету, первую рюмку или первую дозу. Будь рядом ты, …неужели ты тоже протянешь руку?!… 

(Звучит красивая нежная жизнеутверждающая мелодия, на сцене стремительно появляются МИР, ВЕРА, ЛЮБОВЬ И НАДЕЖДА. В руках у НАДЕЖДЫ зажженная свеча.)

НАДЕЖДА: Нет!!! Пока жива надежда, мы не дадим тебе погибнуть. (Освобождают героя).
 Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни!
ЮНОША: Чтобы в жизни каждого из нас были ….
МИР: Мир!
ВЕРА: Вера!
ЛЮБОВЬ: Любовь!
ВСЕ: и  - Надежда !!!!
                                    
(МИР, ВЕРА, ЛЮБОВЬ зажигают свои свечи.)

ДЕВУШКА: Помни: ты - не один! - Когда не знаешь, как поступить, - спроси старших.
ЮНОША: Ты не один, когда беда. Стучись в дверь!
ДЕВУШКА: Говорят, что постучать надо трижды, пусть даже в разные двери - все равно откроется хотя бы одна!
ЛЮБОВЬ: А если ты счастлив и тебя переполняет радость - поделись ею с другими.
ЮНОША: Помни: ТЫ - НЕ ОДИН!!!

(Звучит финальная песня ?Ты не один?. Все исполняют песню.)

Припев
Однажды поймёшь: ты не один,
Ты позови, друзья станут рядом -
Ты - не один!
Однажды поймёшь: рядом - плечо,
Друга плечо.
 А это значит - всё нипочём.

1. В прекрасных глазах 
    Увижу испуг.
    Чего ты боишься? -
    Ведь рядом друг, 
    Твой преданный друг.
    В прекрасных глазах
    Увижу ответ.
     И снова надеждой яркой 
     Вспыхнет солнечный свет.
     Однажды в глазах друзей
     Увидишь ответ.
Припев.

(На фоне проигрыша.)

- Оглянись вокруг - жизнь так прекрасна. Цени её! 
- Протяните руки другу! Пока мы вместе - с нами ничего не случится!
- Пусть ваша жизнь наполнится радостью и любовью!

  2. Честно, мне жаль:
      Как жаль - я не принц.
      Я тоже не золушка -
      не из книжных мы легких страниц.
      Но в сказку поверь, её сотвори.
      И взмахом ресниц
      Ты легкую дверь в неё отвори.    
      И взмахом ресниц
      Ты в сказку дверь отвори.
Припев.

(На последнем припеве на сцене появляется младшая группа волонтеров с разноцветными шарами. На них - надписи: МИР, ВЕРА, ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА, РАДОСТЬ, СПОРТ, ЖИЗНЬ. Они спускаются в зал и дарят разноцветные шары и буклеты зрителям.)

 




















Использованная литература.
1. Моделирование воспитательных систем: теория и практика. – М.,1995 г.
2. Соколова Н.Д. Гуманистические идеи в педагогических теориях, системах 
    и технологиях. – Шадринск, 1999 г.
3. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. – 
    М.,1987 г.
4. Щуркова М.В. Программа воспитания. – М.,1998 г.
5. Демакова И.Д.  Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории – Казань, 2000 г. 

Используемые ресурсы :
1. istok@mgn.chel.su
2. sokolab@yandex.ru