* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
.Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
Технологическая карта урока
Учитель: Капцова Ольга Валерьевна, учитель физической культуры МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» г. Великого
Новгорода» с углубленным изучением обществознания и экономики
Класс: 5
Предмет: физическая культура
Авторы учебника: В.И. Лях, А.А. Зданевич
Тема урока: «Техника ведения мяча в баскетболе»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: формировать способность владеть техникой ведения мяча в баскетболе.
Задачи:
1). Знать, понимать и применять упражнения с баскетбольным мячом;
2). Уметь выполнять ведение баскетбольного мяча различными способами;
3). Закрепить понятие физического качества - ловкость;
4). Уметь общаться со сверстниками в соревновательной деятельности;
5). Уметь самостоятельно организовывать свой досуг.
Время урока: 40 минут
Дата проведения: 06.05.2014 г.
Образовательные ресурсы: баскетбольные мячи, конусы, обручи.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
По отношению к предметным ЗУНам:
- формирование самооценки и личностное самоопределение к видам деятельности;
- формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Регулятивные УУД :
- развитие умения планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям;
Коммуникативные УУД:
- формирование умения общаться со сверстниками в паре и группе (соревновательной деятельности);
Познавательные УУД:
- развитие умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
- совершенствовать способы ведения мяча. Передачи мяча в парах;
- закреплять понятия физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость;
- укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координации и силовых способностей.
Ход урока
Этапы урока
Цель этапа
Взаимодействие
Результат
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Организационный момент
Построение, приветствие. Организация обучающихся на урок, формирование самооценки готовности к уроку
Построение, приветствие, создание ситуации для оценки готовности к уроку
- кто сегодня хочет получить «5»? Получат ее:
а – активные;
б – быстрые;
в – внимательные;
г – говорящие по делу;
д – дисциплинированные, дружные.
А я буду делать пометки себе, затем сравним с вашей самооценкой.
Отвечают на вопросы
Самооценка готовности к уроку, учебно-познавательный интерес к уроку
Актуализация знаний
Актуализация знаний о баскетболе и баскетбольном мяче
Организация деятельности обучающихся по актуализации знаний о баскетболе и баскетбольном мяче:
- с каким мячом мы начали работать на прошлом уроке?
- в какую игру играют этим мячом»? (баскетбол);
- назовите одно из основных двигательных действий в баскетболе, набивают мяч на месте, в ходьбе, беге? (ведение мяча). Его еще называют дриблинг.
- какие виды ведения мы знаем?
Отвечают на вопросы, вспоминая рассказ и показ движений учителя
Актуализация знаний, необходимых для понимания темы, умения осознанно и произвольно осуществлять высказывания в устной форме
Постановка учебной задачи
Формирование умения целеполагания, представления о результате деятельности, закрепление знаний по двигательным действиям и исходным положениям.
Создание ситуации для самоопределения обучающихся и условий для развития у обучающихся умения ставить цель и представлять результат.
- Продолжим обучение?
- С чего всегда начинается урок? (с разминки)
- Для чего нужна разминка? (подготовить организм к предстоящей деятельности)
Демонстрация двигательных действий, ходьба:
- на носках, руки вверх;
- на пятках, руки на пояс, локти назад;
- на внешней стороне стопы, разминаем кисти рук;
- в полуприседе, руки за головой;
- перекатом с пятки на носок, круговые движения руками вперед и назад;
- бег.
Обучающиеся предлагают свои способы действий, которые показывают с помощью баскетбольного мяча, выполняют упражнения по укреплению осанки, контролируют свои действия, ориентируясь на показ движений учителем.
Умение использовать имеющиеся знания и опыт, умение распознавать и называть двигательные действия, умение самоопределяться к задачам урока и целеполаганию, умение определять собственную деятельность по достижению цели
Открытие нового знания
Соотношение команд учителя с двигательными действиями учеников, формирование правильной осанки и восстановление дыхания, способствование укреплению мышечного корсета, обучение упражнениям с мячом в парах, развитие ловкости, совершенствование умения выбирать способы действия с баскетбольным мячом, способствовать самоопределению обучающихся в подготовке эстафет
Построение. Создание ситуации для оценивания выполнения двигательных действий классного коллектива (приглашается ученик на роль учителя, который дает оценку выполнения двигательного действия классного коллектива).
- Какое физическое качество развивается при работе с мячом? (ловкость)
- Давайте вспомним технику безопасности во время ведения баскетбольного мяча (аккуратно работаем сами и бережно относимся к остальным).
Ходьба по кругу в колонне друг за другом. Каждый проходит и берет баскетбольный мяч.
Упражнения с мячом на развитие ловкости на месте:
- приседания на месте, держась за мяч;
- подбрасывание мяча 2 руками и его ловля;
- мяч перебрасываем с руки на руку;
- наклоны;
- вращение мяча вокруг туловища;
- вращение мяча под ногами на месте;
Упражнения с мячом на развитие ловкости на в движении:
- повороты с подбрасыванием мяча;
Как правильно выполнить ведение мяча?
Какой рукой можно вести мяч? (правой, левой).
Скажите, а можно вести мяч 2 руками? (нет, будет нарушение правила – двойное ведение). Хорошо, давайте попробуем и вспомним на практике.
- ведение мяча на месте правой рукой 10;
- ведение мяча на месте левой рукой 10 раз;
- ведение мяча на месте правой рукой – 10 раз, перевод на левую, ведение мяча на месте левой рукой 10 раз;
Какие виды отскока мяча существуют?
- чередование высокого и низкого ведения правой и левой руками;
- ведение мяча с переводами с правой руки на левую
Возьмите мячи в руки. Перестроение в колонну по одному, затем в шеренгу.
Хорошо. Ребята, скажите, а зачем нужно уметь играть в баскетбол? Ребята, скажите, а вы сможете придумать эстафеты с баскетбольными мячами, используя уже знакомые элементы? Какова цель нашего урока?
Обучающиеся выполняют движения в строю по команде учителя, соотносят свои действия с командами учителя, бережно относятся к своему и чужому здоровью, контролируют свои действия, работают самостоятельно, отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение
Умение видеть и чувствовать красоту движения. Умение осознанно и произвольно осуществлять высказывания в устной форме, формирование бережного отношения к своему здоровью, умение проявлять дисциплинированность, контролировать свои действия, ориентируясь на показ движения учителя, умение в доступной форме объяснять правила эстафеты, выдвигать предложения, согласовывать и принимать коллективные решения;
умение активно включаться в коммуникации со сверстниками, умение самостоятельно организовывать свою деятельность.
Первичное закрепление
Формирование прочных навыков работы с баскетбольным мячом
Организация деятельности обучающихся по первичному закреплению новых знаний.
Сейчас мы поделимся на 2 команды, каждая команда придумает свои эстафеты, мы выберем общие для обеих команд и попробуем их провести.
Я вам помогу. Делимся на 2 команды. Команды выбирают капитана.
Задание:
- К слову «Баскетболисты» добавьте прилагательное, чтобы получилось название команды.
- Давайте придумаем 4 эстафеты, где можно использовать конусы и обручи. Первый раз пробуем.
- Ребята у вас все получилось, как вы думаете? (нет, почему)? – все дети делали по-разному.
Что нужно сделать, чтобы исправить это? (ввести определенные правила)
Хорошо, давайте попробуем еще раз.
Отвечают на вопрос, придумывают эстафеты, делятся на 2 команды, выбирают капитана, придумывают название команды, соревнуются.
Умение самоопределяться с заданием, принимать решения по его выполнению; умение выдвигать предложения, принимать коллективные решения, организовывать коллективную совместную деятельность; умение в доступной форме объяснить правила эстафеты.
Контроль и оценка
Формирование умения осуществлять контроль и оценку учебной деятельности группы и самооценку
Содействие развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки, взаимооценки, организации взаимооценки в командах
- У всех получилось?
- Добились ли поставленной цели?
- Какие знания, умения, качества могут пригодиться вам в жизни? Примеры.
Обучающиеся контролируют работу с мячом в парах, проговаривают критерии оценки, приводят примеры жизненных ситуаций, где могут применить свои знания и умения, навыки и качества
Умения проверять, оценивать работу других, положительное отношение к проделанной работе; осознание ценности изученного материала, применение его в жизненных ситуациях.
Обобщение и систематизация знаний и способов действий
Обобщение и систематизация:
- знаний о способах ведения баскетбольного мяча;
- умений вести мяч и проводить эстафеты с ним
Педагог задает вопросы.
Выполняют упражнения, обсуждают ошибки, исправляют их, делают замечания, оценивают свою работу
Понимание способов ведения и передачи мяча, умение применять новые навыки и умения, умение организовывать ведение в парах, осуществлять контроль и взаимоконтроль; развитие мыслительной способности- сравнения и физической – ловкость, быстрота, координация движений
Рефлексия
Развитие рефлексивных умений, вовлечение детей к подготовке спортивного праздника
Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, формирования самооценки, вовлечения детей к подготовке спортивного праздника.
Построение.
- Какая была наша цель?
- С каким настроением заканчивается наш урок?
- Почему?
- Чему вы научились на уроке?
- Что особенно вам понравилось?
- Оценим себя: 1балл за
а - активность, б - быстроту в эстафетах, в - ведение, г - говорящим по делу, д - дисциплинированным.
Какая отметка получилась? Поставите в дневниках, а я распишусь.
- Что бы вы хотели выполнить дома?
- Домашнее задание: придумайте эстафету с ведением в движении, лучшее мы возьмем на «Веселые старты». Урок окончен. До свидания.
Высказывают свое мнение
Осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, умение применять полученные знания в организации и проведении досуга, умение дать самооценку собственной деятельности.
Самоанализ урока физической культуры
учителя Капцовой О.В.
Предлагаемый фрагмент урока физической культуры проведен с учащимися 5-го класса.
Раздел программы: баскетбол.
Тема: техника ведения мяча в баскетболе.
Тип урока: комбинированный
Технология обучения: личностно-ориентированная
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
По отношению к предметным ЗУНам:
- формирование самооценки и личностное самоопределение к видам деятельности;
- формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Регулятивные УУД :
- развитие умения планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям;
Коммуникативные УУД:
- формирование умения общаться со сверстниками в паре и группе (соревновательной деятельности);
Познавательные УУД:
- развитие умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
- совершенствовать способы ведения мяча. Передачи мяча в парах;
- закреплять понятия физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость;
- укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координации и силовых способностей.
Цель: формирование способности владеть техникой ведения мяча в баскетболе.
Задачи:
1). Знать, понимать и применять упражнения с баскетбольным мячом;
2). Уметь выполнять ведение баскетбольного мяча различными способами;
3). Закрепить понятие физического качества - ловкость;
4). Уметь общаться со сверстниками в соревновательной деятельности;
5). Уметь самостоятельно организовать свой досуг.
Урок на содержательном и методическом уровне непосредственно связан с предыдущими уроками, опирается на изученный ранее материал. Но в большей степени работает на последующие уроки (обучение игре «баскетбол»).
При конструировании педагогической деятельности на уроке учитываю возрастные, психологические, физиологические способности детей. Вариативность заданий, разнообразие и частая смена деятельности отвечают эмоционально-психологическому состоянию детей
С помощью подводящего диалога я создала ситуацию коммуникативного взаимодействия.
Дети коллективно обсуждали этапы плана работы. Анализировали полученные ранее знания и навыки по предмету. Определяли необходимые средства и инвентарь для работы, необходимые знания и навыки по выполнению физических упражнений. Я организовала самостоятельную работу. Дала инструкцию по проведению исследования.
Дети самостоятельно распределили роли и обязанности в командах, получили необходимый для работы материал. Провели соревнования по теме «Эстафеты с ведением баскетбольного мяча, используя полученные средства, знания и навыки. Решали сообща возникающие проблемы и трудности. В итоге получили результат деятельности.
Создаю ситуацию успеха, условия для успешного выступления детей.
Учащиеся находили адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время упражнений с мячом.
Дети анализировали свою деятельность: оценили свои достижения, чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании работы.
Отвечали на вопросы, выполняя действия, в зависимости от своего ответа. Считаю, что урок своей цели достиг, поставленные задачи выполнены.