Технологическая карта урока по изобразительному искусству 5 класс

Учитель

Болгарова Н.В.

Класс

5

Автор (Программы учебного курса)

Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И. А. Грошенков).

Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н. А. Горяева, О. В. Островская

Тема урока

«Гжель. Истоки и современное развитие промысла»

Тип урока

Комбинированный ( смешанный)

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая, поисковая

Вид урока

Декоративное рисование

Цель урока

1) Познакомить с народным промыслом Гжель, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных элементов росписи и создании композиции художественного образа.

2) продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.

3) прививать любовь и уважение к труду мастеров Гжели, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.

Задачи урока:

Образовательные: Ознакомление с народным художественным промыслом - дымковской игрушкой и беседа о её красоте. Обучение умению выполнять геометрические узоры украшающие дымковскую игрушку.

Развивающие: Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, уважения к прославленным произведениям дымковских мастеров, их труду и мастерству. Отработка элементарных приёмов рисования кистью элементов геометрических узоров. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме матрёшки.

Воспитательные: Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Воспитывать художественный вкус, аккуратность в работе. Воспитание самооценки учебной деятельности.

Основные термины, понятия

Гжельская керамика, гжельская майолика, мазок, растительный орнамент

Оборудование

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, музыкальный центр, презентация с элементами росписи, Образцы посуды с гжельской росписью, таблицы, альбом, краски Для учащихся: шаблоны, гуашь, кисти, баночка для воды, альбом, тычок (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш, ластик.

Межпредметные связи:

Рисунок, живопись, цветоведение, чтение, лепка.

Методы и приёмы:

Словесно-наглядный, изобразительный, наглядно-практический, наглядно-демонстрационный.

Формы работы

Фронтальная работа. Работа в группах. Индивидуальная работа

Планируемые результаты:

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретро перспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предметные: Уметь сравнивать, оценивать форму, декор посуды с росписью

осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;

осваивать характерные для гжельского промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.

Личностные: Сформировать:

уважительное отношение к культуре и искусству своей страны

целостное мировоззрение

коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Организация на урок

Проверка ранее изученного.

Мотивация учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

- актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Цели:

- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

- Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Выявление места и причины затруднения

Цели: выявить место затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели: создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний

Цели:

- организовать усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием

Вкючение в систему знаний и повторений.

Цели:

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока.

Самостоятельная работа.

Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- Зафиксировать новое содержание урока;

- Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

Ребята, а давайте с вами вспомним,  что мы изучили на прошлых уроках, чему научились.            

1)Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы его закончите.

-Родина Каргопольской игрушки - (Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н).

-Родина Филимоновской игрушки - (Тульская обл., д. Филимоново)

-Родина Дымковской игрушки - (Дымковская слобода, близ города Вятка (сейчас Киров)

-Профессия изготовления игрушек - (игрушечных дел мастер, игрушечник).

2) Из предложенных вариантов ответов выберите  2: в глубокой древности глиняные игрушки создавали для:

А) забавы                    

В) продажи

Б) в качестве оберегов      

Г) для проведения обрядов

Д) для украшения интерьера дома

Хорошо ребята, молодцы, знаете о игрушечном промысле?

Кто дома поработал со словарем, ответьте, пожалуйста,  ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ?

Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия.

Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать.

Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения. И  сегодня на уроке я хотела бы, чтобы вы познакомились еще с одним народным промыслом. Урок наш будет немного необычный урок – исследование.

Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего урока « Искусство…… Истоки и современное развитие промысла» Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет и выберет из них квадраты только холодных цветов.

Иди ……… Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно - Гжель. Итак, ребята тема нашего урока « Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

 -  как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей).

- Итак, ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла.

А раз у нас  урок – исследование, как вы думаете, что мы с вами будем делать? Ребята мы с вами только учимся быть исследователями, поэтому я предлагаю вам гипотезы (таблица),  которые в ходе нашего исследования вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные.

Вступительное слово учителя: вы знаете, что промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился?

Ребята, вы откройте свои таблицы , внимательно слушайте и заполняйте их.  

(Сообщение - выступление ученицы)

Проверка гипотезы. Подготовка к творческой работе.

Ребята, а сейчас давайте откроем  страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Скажите, какие мотивы присущи гжельской росписи? (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы). Какого цвета роспись? (синего, голубого). Как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.

-Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. Еще о гжельских изделиях вам расскажет _________.

А теперь посмотрите на 2 гипотезу.

Она верная? Да, но не полная, ее надо дополнить, что мы дополним.

Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. (Показ техники рисования узора, дети повторяют) .

- Мастера, расписывая изделия, используют технические приемы  росписи: 

1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. ( показ)

2) Четкие мазки с разным нажимом кисти

3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)

Практическая часть.

(Напомнить о правильной работе с художественными материалами.

Дети выбирают шаблон по желанию)

А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на шаблоне вазы, чайника, сахарницы.

Ребята посмотрите, какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается?

Давайте посмотрим на нашу 3 гипотезу. Она верная? Да,  мы поняли, что изделия гжели украшают наши дома. (Слайд).

Оценивание работ. Анализ работ.

Закрепление изученного (проверка заполнения таблицы)

- С каким промыслом познакомились?

- Каково его назначение?

- Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи?

Что нового сегодня на уроке вы узнали?

Понравилось ли быть вам исследователями на уроке?

Чему вы научились? (доказывать, исследовать)

Домашнее задание:

подготовить сообщение о новом промысле (Городецком)

найдите загадки, поговорки о народных промыслах.

Ребята у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые.

Рефлексия. Кто остался доволен работой на уроке, кому понравилось и все понятно, возьмите лепесток теплого цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен, возьмите лепесток холодного цвета. Давайте составим цветок и увидим  результат нашего урока - эмоциональное состояние, с которым вы уходите с урока.

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос

Выходят к доске, повторяют холодные цвета, выбирают необходимые карточки, составляют слово «Гжель»

Осознанно слушают

Слушают и выполняют задания;

Формулируют задачи, которые предстоит решить на уроке

Осознанно слушают

Под руководством учителя выявляют место затруднения

Участие в беседе

Ученики выбирают или придумывают мотив рисунка, который будет выполнен в стиле гжельской росписи

Отвечают на вопросы

ЛУУД: действие  смыслобразования.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Умение слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий)

ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания,

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)

Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста.

Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)

Уметь слушать и слышать  (КУУД)

Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД)

Умение владеть монологической формой речи (КУУД)

Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)

Поиск и выделение необходимой информации

(ПУУД)

Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд)

Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные ууд)

Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать

Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(ПУУД, общеучебные)

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения.  Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки

(РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)