Технологическая карта урока по изобразительному искусству 5 класс
Учитель
Болгарова Н.В.
Класс
5
Автор (Программы учебного курса)
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И. А. Грошенков).
Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н. А. Горяева, О. В. Островская
Тема урока
«Гжель. Истоки и современное развитие промысла»
Тип урока
Комбинированный ( смешанный)
Технология построения урока
Проблемно-диалогическая, поисковая
Вид урока
Декоративное рисование
Цель урока
1) Познакомить с народным промыслом Гжель, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных элементов росписи и создании композиции художественного образа.
2) продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.
3) прививать любовь и уважение к труду мастеров Гжели, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.
Задачи урока:
Образовательные: Ознакомление с народным художественным промыслом - дымковской игрушкой и беседа о её красоте. Обучение умению выполнять геометрические узоры украшающие дымковскую игрушку.
Развивающие: Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, уважения к прославленным произведениям дымковских мастеров, их труду и мастерству. Отработка элементарных приёмов рисования кистью элементов геометрических узоров. Развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме матрёшки.
Воспитательные: Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Воспитывать художественный вкус, аккуратность в работе. Воспитание самооценки учебной деятельности.
Основные термины, понятия
Гжельская керамика, гжельская майолика, мазок, растительный орнамент
Оборудование
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, музыкальный центр, презентация с элементами росписи, Образцы посуды с гжельской росписью, таблицы, альбом, краски Для учащихся: шаблоны, гуашь, кисти, баночка для воды, альбом, тычок (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш, ластик.
Межпредметные связи:
Рисунок, живопись, цветоведение, чтение, лепка.
Методы и приёмы:
Словесно-наглядный, изобразительный, наглядно-практический, наглядно-демонстрационный.
Формы работы
Фронтальная работа. Работа в группах. Индивидуальная работа
Планируемые результаты:
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретро перспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Предметные: Уметь сравнивать, оценивать форму, декор посуды с росписью
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;
осваивать характерные для гжельского промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.
Личностные: Сформировать:
уважительное отношение к культуре и искусству своей страны
целостное мировоззрение
коммуникативную компетентность в общении со сверстниками
потребность в самостоятельной практической творческой деятельности
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые умения
Организация на урок
Проверка ранее изученного.
Мотивация учебной деятельности.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности
- актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.
Цели:
- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.
- Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Выявление места и причины затруднения
Цели: выявить место затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели: создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний
Цели:
- организовать усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием
Вкючение в систему знаний и повторений.
Цели:
Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока.
Самостоятельная работа.
Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку по эталону, самооценку
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- Зафиксировать новое содержание урока;
- Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.
Ребята, а давайте с вами вспомним, что мы изучили на прошлых уроках, чему научились.
1)Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы его закончите.
-Родина Каргопольской игрушки - (Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н).
-Родина Филимоновской игрушки - (Тульская обл., д. Филимоново)
-Родина Дымковской игрушки - (Дымковская слобода, близ города Вятка (сейчас Киров)
-Профессия изготовления игрушек - (игрушечных дел мастер, игрушечник).
2) Из предложенных вариантов ответов выберите 2: в глубокой древности глиняные игрушки создавали для:
А) забавы
В) продажи
Б) в качестве оберегов
Г) для проведения обрядов
Д) для украшения интерьера дома
Хорошо ребята, молодцы, знаете о игрушечном промысле?
Кто дома поработал со словарем, ответьте, пожалуйста, ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ?
Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия.
Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать.
Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения. И сегодня на уроке я хотела бы, чтобы вы познакомились еще с одним народным промыслом. Урок наш будет немного необычный урок – исследование.
Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего урока « Искусство…… Истоки и современное развитие промысла» Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет и выберет из них квадраты только холодных цветов.
Иди ……… Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно - Гжель. Итак, ребята тема нашего урока « Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
- как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей).
- Итак, ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла.
А раз у нас урок – исследование, как вы думаете, что мы с вами будем делать? Ребята мы с вами только учимся быть исследователями, поэтому я предлагаю вам гипотезы (таблица), которые в ходе нашего исследования вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные.
Вступительное слово учителя: вы знаете, что промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился?
Ребята, вы откройте свои таблицы , внимательно слушайте и заполняйте их.
(Сообщение - выступление ученицы)
Проверка гипотезы. Подготовка к творческой работе.
Ребята, а сейчас давайте откроем страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Скажите, какие мотивы присущи гжельской росписи? (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы). Какого цвета роспись? (синего, голубого). Как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.
-Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. Еще о гжельских изделиях вам расскажет _________.
А теперь посмотрите на 2 гипотезу.
Она верная? Да, но не полная, ее надо дополнить, что мы дополним.
Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. (Показ техники рисования узора, дети повторяют) .
- Мастера, расписывая изделия, используют технические приемы росписи:
1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. ( показ)
2) Четкие мазки с разным нажимом кисти
3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)
Практическая часть.
(Напомнить о правильной работе с художественными материалами.
Дети выбирают шаблон по желанию)
А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на шаблоне вазы, чайника, сахарницы.
Ребята посмотрите, какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается?
Давайте посмотрим на нашу 3 гипотезу. Она верная? Да, мы поняли, что изделия гжели украшают наши дома. (Слайд).
Оценивание работ. Анализ работ.
Закрепление изученного (проверка заполнения таблицы)
- С каким промыслом познакомились?
- Каково его назначение?
- Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи?
Что нового сегодня на уроке вы узнали?
Понравилось ли быть вам исследователями на уроке?
Чему вы научились? (доказывать, исследовать)
Домашнее задание:
подготовить сообщение о новом промысле (Городецком)
найдите загадки, поговорки о народных промыслах.
Ребята у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые.
Рефлексия. Кто остался доволен работой на уроке, кому понравилось и все понятно, возьмите лепесток теплого цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен, возьмите лепесток холодного цвета. Давайте составим цветок и увидим результат нашего урока - эмоциональное состояние, с которым вы уходите с урока.
Настройка на урок.
Самооценка готовности к уроку.
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопрос
Выходят к доске, повторяют холодные цвета, выбирают необходимые карточки, составляют слово «Гжель»
Осознанно слушают
Слушают и выполняют задания;
Формулируют задачи, которые предстоит решить на уроке
Осознанно слушают
Под руководством учителя выявляют место затруднения
Участие в беседе
Ученики выбирают или придумывают мотив рисунка, который будет выполнен в стиле гжельской росписи
Отвечают на вопросы
ЛУУД: действие смыслобразования.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Самоконтроль по организации рабочего места
КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Умение слушать и понимать речь других.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий)
ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания,
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)
Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста.
Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)
Уметь слушать и слышать (КУУД)
Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД)
Умение владеть монологической формой речи (КУУД)
Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)
Поиск и выделение необходимой информации
(ПУУД)
Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд)
Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные ууд)
Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать
Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
(ПУУД, общеучебные)
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки
(РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)