Технологическая карта

ФИО учителя: Обрубова Татьяна Викторовна

Предмет: Основы безопасности и защиты Родины

Класс: 9 класс

Тема урока (по КТП): Современные увлечения. Их возможности и риски

Тип урока: общеметодологическая направленность- Изучение нового материала

Дата проведения урока: 14 февраля 2025 года

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) -Личностные: Осознание важности безопасного подхода к любимому делу. Метапредметные: Развитие критического мышления и способности анализировать информацию.

Предметные: Знание типологии увлечений, их возможностей и рисков

Средства обучения: презентация, проектор, рабочие листы.

Характеристика этапов урока:

Название и цель этапа урока

Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Мотивация, самоопределение к деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности

Организационный момент

Добрый день, ребята! Прежде чем мы начнем, давайте проверим, все ли присутствуют на уроке. Перед началом я хотела бы напомнить, что у нас с вами единая цель — создать атмосферу, в которой каждый сможет продуктивно работать и чувствовать себя комфортно. Поэтому сегодня я надеюсь на вашу активность и заинтересованность. Готовы начать? Тогда улыбнитесь, настройтесь на позитив, и мы приступаем!

Приветствие. Проверка присутствия учащихся. Проверка готовности учебных материалов.

Приветствуют учителя, подтверждают присутствие. Убирают мобильные телефоны, подготавливаются к уроку.

2

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Цель: повторение изученного материала, подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения.

Актуализация усвоенных знаний

Проверка домашнего задания будет в виде теста «Манипуляции и способы противостояния им». После выполнения теста, осуществим взаимопроверку ответов, которые написаны на доске. Оценки за тест выставляем в рабочий лист.

Ребята, перед тем как мы перейдем к новому материалу, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии.

Организует работу учащихся, объясняет выполнение теста

Мы подробно изучали тему — «Манипуляция и способы противостоять ей».

Выполняют тест, делают взаимопроверку, выставляют баллы в рабочий лист

3

Освоение новых знаний и способов деятельности

Цель:построение учащимися нового способа действий, формирование умений его применять при решении новой задачи

Вступительное слово учителя

Урок мы начнем со стихотворения, прослушав его, вы должны определить тему урока.

Определение цели урока

Основная часть

Работа в группах

1 группа- историки (рассказывают об увлечениях в прошлом)

2 группа- исследователи

( рассказывают об современных увлечениях)

3группа- эксперты (по выявлению рисков увлечений)

4 группа- стратеги

Обсуждение проанализированных увлечений

Пр

Мотивирует учащихся к определению темы :

У каждого из нас своё есть  хобби.
Чем тянет заниматься в выходной.
Что доставляет радость ... многим.
И позволяет... отдохнуть... душой.

Но, разное оно ... у всех ... бывает.
Зависит всё от личности, ... порой.
Один - в себе таланты раскрывает.
Другой, в пороке тонет с головой.

Своё мы увлеченье - о б о ж а ем
И интерес к нему - всегда храним.
Годами - заниматься продолжаем.
Об этом говоря ... только родным.

Один - любитель марки собирать.
Другой - картины или же монеты.
А третий, любит очень танцевать.
Иль,... путешествовать... по свету.

Любителей природы- много есть.
В земле кто любит ... ковыряться.
Всех хобби... нам ... не перечесть.
Лишь, ими можем - восхищаться.

Но, увлеченья - разные... бывают.
И пагубные тоже,... повсеместно.
Которые - судьбу людям ломают.
Нам это всё  давно уже известно.

Молодцы! Тема урока: «Современные увлечения. Их возможности и риски»

А как вы думаете, какова цель нашего урока?

Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная и важная тема. Вы, наверное, замечали, что в современном мире существует огромное количество увлечений. Одни из них связаны с технологическими новинками, другие – с физической активностью или творчеством. Каждое любимое дело дает нам возможность развиваться, раскрывать свои способности, получать удовольствие от процесса. Но всегда ли хобби приносят только пользу?

Мы живем в эпоху, когда новые возможности могут скрывать в себе определенные риски. Часто эти риски не сразу заметны, и мы можем о них даже не задумываться. Сегодня мы будем говорить о том, как найти баланс между развитием своих интересов и безопасностью, как сделать свои увлечения не только полезными, но и безопасными.

На уроке мы разберем: Какие существуют основные направления молодежных увлечений? Какие возможности для личностного роста они предоставляют? И, что не менее важно, какие опасности могут с ними быть связаны? Мы также узнаем, как можно защитить себя, свои данные и своё здоровье, не отказываясь от любимых хобби. Уверена, эта информация будет полезна вам не только сейчас, но и в будущем. Итак, давайте начнем наш разговор о современных увлечениях, их возможностях и рисках.

Современные увлечения молодежи невероятно разнообразны, отражая динамичный ритм жизни и широкие возможности, предоставляемые обществом. Рассмотрим основные направления увлечений, которые сегодня популярны среди подростков и молодежи.

Презентация

Сегодня мы будет работать по группам. Распределяет учащихся по группам.

После выполнения задания еще раз:

-обращает внимание учащихся, что прежде, чем что-либо делать, они должны подумать о том, какие последствия могут иметь их действия для них лично и для окружающих;

-акцентирует их внимание на том, что пытаясь быть яркой личностью, индивидуальностью, они не должны забывать о том, что их индивидуальность не должна наносить урон их жизни и здоровью и доставлять вред окружающим людям

Но

Определяют тему урока

Записывают число и тему урока в рабочие листы.

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Работают в рабочих листах

Анализируют, обсуждают, выдвигают свои предположения, делают записи

После выполнения заданий, обмениваются информацией. Обобщают полученные знания

4

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разных ситуациях, обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания

-Ну, а сейчас «Минута славы»

Задания на соответствие

Понятие

Определение

1.Паркур

А) Скрытое воздействие с целью выгоды

2.Самореализация

Б) Достижение своих целей и раскрытие потенциала

3.Зацепинг

В) Вид спорта, который включает в себя быстрое преодоление препятствий с использованием прыжков

4.Руфинг

Г) Передвижение по высотным точкам зданий

5.Манипуляция

Д) Проезд вне салона электрички или трамвая

6.Дигерство

Е) Спуск и изучение подземных коммуникаций

У кого из вас есть хобби? Нужно выйти и рассказать:

-чем увлекаетесь

-что это вам дает

-поделиться результатом

Давайте выполним задание на соответствие, 2-3 минуты

Выходят к доске и рассказывают о своем увлечении

Выполняют задание

5

Подведение итогов урока, рефлексия

Цель: соотнести полученный результат с намеченной целью занятия и дать оценку успешности ее достижения, проанализировать деятельность учащихся, определяя положительные и отрицательные моменты

Подведение итогов урока

Рефлексия «Мишень»

Предлагает оценить свою работу в рабочих листах

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Перед вами мишень достижений, сделайте свой выстрел, исходя из ваших достижений на сегодняшнем уроке.

Оценивают свою работу

Показатели общеметодологической направленности урока(без привязки к определённому этапу урока)

Определение воспитательного потенциала урока.

Подбор заданий, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности.

Применение

ЦОРов

.

Осуществление дифференцированного подхода на уроке.

Подбор заданий, способствующих подготовке обучающихся

к

государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) и ВПР.

Согласовано:

Дата согласования_______ Ф.И.О. руководителя ОУ ____________ /подпись)/ М.П.

Рефлексивный анализ урока (занятия)

ФИО учителя: Обрубова Татьяна Викторовна

Предмет: Основы безопасности и защиты Родины.

Класс: 9 класс

Тема урока (по КТП) : Современные увлечения. Их возможности и риски.

Тип урока общеметодологической направленности: Изучение новых знаний.

Дата проведения урока: 14.02.2025г.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) Личностные: Осознание важности безопасного подхода к любимому делу. Метапредметные: Развитие критического мышления и способности анализировать информацию.

Средства обучения: презентация, проектор, рабочие листы, видеоролики.

Виды деятельности обучающихся на уроке: Индивидуальная, парная, групповая.

Этапы

Название, содержание и цель этапа урока1

Вопросы рефлексивного анализа

Ответы педагога

1 этап

Мотивация, самоопределение к деятельности

Определение темы урока

1. Опишите особенности данного этапа на примере проведенного учебного занятия (урока):

- какова цель учебного занятия (урока)?

- как происходит процесс формулирования цели?

(цель формулируется учителем или является результатом совместной деятельности учителя и учащихся?).

Это шестой урок в модуле ««Безопасность в социуме». Цель урока: формирование у обучающихся осознанного подхода к выбору увлечений, оценке их возможностей и рисков.

Цель является результатом совместной деятельности учителя и учащихся).

2 этап

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

2. Какие приемы актуализации знаний и способов деятельности Вы использовали?

(практикоориентированное знание, научная новизна, противоречия, проблемы и др.)

Тестирование, практикоориентированное знание

3 этап

Освоение новых знаний и способов деятельности

3. Как организована работа по освоению новых знаний и способов деятельности на уроке: репродуктивно или продуктивно?

Продуктивно. На уроке организована групповая работа по изучению нового материала

4. Какие приемы, методы использовались для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов?

Обсуждение в группах. Презентация. Взаимопроверка

5. Проанализируйте использование технологий проектной и исследовательской деятельности на этом этапе.

Исследовательская работа по выявлению опасных увлечений, проектная деятельность по выявлению увлечений прошлого

6. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития их познавательной активности и самостоятельности; связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом, использование межпредметных связей.

Современные увлечения опираются на жизненный опыт самих учащихся, что активизирует их познавательные интересы,  с помощью слайдов презентации дети строят ответы — предложения по положительным и отрицательным моментам увлечений, помогают расширить их представления об современных увлечениях, для решения заданий и выполнения алгоритма необходим ранее пройденный материал. 

4 этап

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

7. Какие методы работы на уроке использовались: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.

Словесно-наглядный, частично поисковый, проблемный, словесно-наглядный

8. Создавались ли нестандартные ситуации при применении новых знаний, обобщении и систематизации обучающимися?

нет

9. Формулировались ли вопросы проблемного характера, предлагались ли задания, направленные на освоение способов деятельности (памятки, планы, инструкции, алгоритмы, маршрутные листы и т.д. )

Задания проблемного характера (задание на соответствие)

5 этап

Подведение итогов урока, рефлексия

10. Какие приемы, способы оценивания применены? Что доминировало: оценивание учителем или самооценивание, взаимооценивание учащихся?

Были применены все способы оценивания

11. Проводилось ли оценивание по видам и уровням достижений? Было ли оно дифференцированным, многобалльным, посредством рейтинга и т.п.?

нет

12. Какова педагогическая целесообразность примененных способов и приемов оценивания результатов учебной деятельности учащихся? Подводились ли итоги самими обучающимися?

Для каждого ученика, независимо от уровня его подготовки, на уроке создаётся ситуация успеха, все результаты учебной деятельности имеют положительную эмоциональную окраску. Итоги подводились самими обучающимися

Показатели общеметодологической направленности урока (без привязки к определённому этапу урока)

13. Проанализируйте соответствие содержания урока в рамках реализации рабочей программы учебного предмета, учебного курса, учебного модуля.

Содержание урока соответствует требованиям программы, учебный материал соответствует принципу научности и доступности, был посилен для учащихся девятого класса.

Правильность освещения учебного материала

с научной точки зрения и его

соответствие возрасту учащихся.

Соответствие урока и его содержания требованиям образовательной программы

Развитие самостоятельности и познавательной активности

с помощью создания ситуаций для применения

собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). 

Связь нового и ранее изученного учебного материала

, наличие межпредметных связей. 

14. Какие использовались приемы для усиления воспитательного потенциала урока (учебного занятия)?

Использование интерактивных форм учебной работы. Это даёт школьникам возможность занять активную позицию к учебному материалу, выразить своё мнение, поспорить или выработать общую позицию. Использование цитат, стихотворных отрывков. Это может с первых минут урока настроить детей на позитив, хороший рабочий темп, воспитывая в них положительные эмоции, доброжелательность. 

15. Использовались ли ЦОР, автоматизированного контроля для организации оперативной обратной связи?

На уроке для проверки понимания изучаемого материала применяется приём блиц-беседы по материалам презентации. 

16. Использовались ли задания, направленные на формирование и развитие функциональной грамотности?

Задания, направленные на развитие функциональной грамотности, используются. Учебные задачи были практико-ориентированными исследовательскими, проектными, социальными, профориентационными.

17. Подбирались ли задания, способствующие подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) и ВПР?

нет

18. Осуществлялась ли дифференциация на уроке?

да

19. Какие приемы использовались для реализации системно-деятельностного подхода:

- поощрялась ли инициатива учащихся задавать вопросы, комментировать, вовлекались учащиеся ли в дискуссию по постановке учебной задачи, по выработке способа выполнения учебного действия?

- ограничивались ли Вы предметными действиями или создавали условия для конструирования учащимися способов выполнения метапредметных (универсальных) деятельности, их обобщения?

- задавались ли фронтальные вопросы или персонифицировались так, чтобы они имели личностную адресность по отношению к разному контингенту учащихся?

- какие приёмы / формы организации учебной деятельности использовались?

- оказывалась ли помощь учащимся в формировании умения обобщать высказываемые идеи по ключевым вопросам учебного занятия?

- какова эффективность использованных приемов / организационных форм для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД?

Поощрялась инициатива учащихся задавать вопросы, учащиеся вовлекались в дискуссию по постановке учебной задачи.

Фронтальные вопросы задавались так, чтобы они имели личностную адресность по отношению к разному контингенту учащихся.

На уроке я использовала активные формы работы: обсуждение сообщений, технологию групповой работы, составление презентации, интерактивные формы обучения, элементы технологии проблемного и развивающего обучения

На уроке осуществлялся системно-деятельностный подход с использованием технологии развивающего обучения.  Задания имели как развивающую, так и практическую направленность. Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества (умение пользоваться различными источниками информации, участие в беседе и умение строить вопросы).

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования (учащиеся показали на уроке умения самостоятельно организовывать этап целеполагания с помощью учителя,  

- ориентацию на результаты образования (при планировании учебной деятельности учащихся учитывались индивидуальные возможности учащихся/ результаты творческой работы)

   

20. Какой методический инструментарий использовался для развития личностного потенциала обучающихся?

- использовались ли отдельные приемы и технологии личностно-развивающего обучения (проблемно-задачная, диалогическая, имитационного моделирования; игровая)?

- включались ли в учебную деятельность учащиеся с низкой мотивацией к обучению? Какие использовались приёмы для этого? Как активизировалась позитивная мотивация учебной деятельности у учащихся класса?

Презентация, интерактивный показ, тест для контроля знаний помогают осуществлять индивидуальный подход к обучению и развивать познавательный интерес и активность. 

Метод проектов. Ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую. В его основе лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критическое мышление.

В учебную деятельность включаются учащиеся с низкой мотивацией к обучению

Создание учебно-проблемной ситуации. Она вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы.

Дифференцированный подход к организации

урока. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Использование ИКТ

Методический (технологический) инструментарий учителя соответствует ФОП, обновлённым ФГОС НОО, ООО и СОО.

Подпись /расшифровка:_____________________________________________

Дата выполнения задания_________________

Зависит от типа и целей урока