Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребенка – детский сад №10»

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности для подготовительной группы «Чтение и пересказ рассказа А. И. Куприна «Слон»

Выполнила: Самсонова Алёна Александровна;

Юськаева Элеонора Васильевна

Населенный пункт: Республика Мордовия, город Саранск

Электронный адрес: asamsonova2004@gmail.com

Саранск 2024

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности для подготовительной группы «Чтение и пересказ рассказа А. И. Куприна «Слон».

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» «Физическое развитие».

Тема занятия: «Чтение и пересказ рассказа А. И. Куприна «Слон»

Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа)

Цель занятия: Создание условий для знакомства с произведением А. И Куприна «Слон» и его пересказа для детей подготовительного к школе возраста посредством ИКТ-оборудования.

Задачи занятия:

Образовательные:

Познакомить детей с произведением А. И. Куприна «Слон»

У

чить детей выразительно

читать и пересказывать произведение с помощью сюжетных картинок;

Ф

ормировать умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы

.

Развивающие:

Развивать

связную монологическую речь;

Продолжать развивать

умения грамматически

правильно

строить свои предложения;

Развивать у детей

образное мышление и память.

Воспитательные:

В

оспитывать интерес и любовь к художественному слову

;

Продолжать в

оспитывать уважение детей выслушивать друг друга

;

Воспитывать уважение и сочувствие к больным людям.

Дополнительные задачи: продолжать развивать умение работать в команде и договариваться; активизировать словарный запас у детей по произведению «Слон», подвести детей к пониманию нравственного смысла рассказа; в образ выделять последовательность рассказывания.

Словарная работа: равнодушие, сударыня, благовоспитанный, зверинец, дрессировщик, публикум.

Планируемый результат занятия: дети знают автора А. И. Куприна, так же его и произведения; умеют пересказывать содержание произведения, научились по сюжетным картинкам строить последовательность сюжета.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций книги; отгадывание загадок; знакомство с автором А. И. Куприным, рассмотрение сложных слов в произведении; словарная работа с новыми словами.

Материалы и оборудование: презентация, изображение слона, портрет А. И. Куприна, книга с произведением, краски, акварель, бумага, баночки непроливайки, клеенки на столы, простые карандаши.

1

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

Ребята, сегодня мы познакомимся с великим русским писателем А. И. Куприным (показываю портрет).

Ребята, каким вы видите его портрет?

Все правильно, он был очень добрым и великим человеком.

А. Куприн один из самых читаемых писателей в наши дни, с которым мы сегодня познакомимся. А с каким произведением, вы узнаете, отгадав загадку:

Ростом он с большую башню,

Но ничуточки не страшный.

Добродушен и силён

Африканский Чудо

«Слон».

Ребята к нам в детский сад пришло очень грустное письмо от девочки Нади.

Давайте прочтем его.

«Дорогие ребята. Меня зовут Надя. Прошлой осенью я очень сильно заболела, и мой друг слон Томми спас меня от тяжелого заболевания своим присутствием. А недавно я узнала, что Томми тоже серьезно заболел и его лечащий врач сказал, что спасти его могут только друзья. Помогите ему, пожалуйста. Надя.»

Словесный (беседа), Наглядный (показ автора, книги, письма)

Дети активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы воспитателя и слушают поручения Нади, которая отправила им письмо.

Дети замотивированы на предстоящую деятельность. Эмоционально готовы к совместной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Постановка проблемной ситуации перед детьми.

Воспитатель: Ребята вы знаете эту девочку?

Дети: Нет.

Тогда я вас сейчас познакомлю вас с этой девочкой и историей ее знакомства с Томми. Послушайте, пожалуйста, рассказ А. И. Куприна «Слон», мне его прочитали, когда я была в возрасте, как вы сейчас. Мне очень понравилось это произведение, когда мы вместе с мамой дочитали его, я одновременно и плакала, и хлопала в ладоши, оно мне подарило очень много эмоций. Давайте сейчас вместе с вами прочтем этот рассказ, и я думаю, вам он тоже понравится. (чтение с элементами пересказа)

Словесный (беседа), Наглядный( девочка Надя, книга).

Дети отвечают на поставленные им вопросы, и выполняют заданные им действия.

Дети выявили проблему, и нашли путь ее решения.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Познакомить детей с новым материалом (сказкой А. И. Куприна «Слон».

Маленькая девочка Надя не здорова: она равнодушна к жизни. Отец и мать готовы исполнить любой ее каприз, но беда в том, что у девочки нет капризов. Но однажды она захотела слона. Может ли ее желание исполнится, как вы думаете?

Ребята, сейчас мы вместе с вами, еще раз вспомним этот рассказ, затем вы будете его пересказывать последовательно по цепочке.

Вопросы:

- Какое желание было у больной девочки?

- Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести в дом настоящего слона?

- Что сделал отец потом?

- Что случилось дальше? Почему дрессировщик не отказал?

- Почему папа выбирает для Нади именно Томми – самого большого слона, - ведь в зверинце есть и два маленьких слона?

Ребята, я вижу, вы устали, давайте немного отвлечемся от нашего рассказа, и проведем физкультминутку.

Физкультминутка:

«Слон»:

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он.

(Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает,

(Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает.

(Голову прямо.)

Раз, два, три - вперёд наклон,

Раз, два, три - теперь назад.

(Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон -

Он зарядку делать рад.

(Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся.)

Молодцы, ребята, давайте продолжим работу.

- Как проходит общение между Томми и Надей?

- Надя боялась слона?

- Почему родители Нади готовы были исполнить любое её желание?

- Почему же девочка все-таки выздоравливает?

- Ребята, понравился ли вам этот рассказ? Какие моменты особенно понравились?

Словесный (беседа), Наглядный

Дети активно участвуют в беседе с воспитателем и Надей, отвечают на их вопросы, и играют в предложенные игры.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Ребята, прежде чем приступить к пересказу, давайте закрепим наш материал, интерактивной игрой, но сначала проведем инструктаж по технике безопасности при работе с интерактивной доской. (проводится инструктаж, затем включается интерактивная игра по рассказу А. И. Куприна «Слон»).

Ребята, наши глазки немного подустали, давайте проведем гимнастику для глаз:

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз).

А теперь приступим к игре. (дети поочередно играют в интерактивную игру, с целью запоминания рассказа).

Вы большие молодцы!

Давайте дружненько составим план пересказа нашего произведения. Мы будем пересказывать наш рассказ при помощи сюжетных картинок. Сейчас на экране будут появляться картинки из рассказа, и мы будем при помощи этого составлять пересказ (дети по цепочке с помощью сюжетных картинок составляют пересказ)

Словесный (беседа), Наглядный (игра)

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

-Ребята, что мы с вами сегодня прочитали?

-Как вы думаете, чему учит нас рассказ?

Молодцы, ребята, вы правильно поняли.

Рассказ нас учит внимательно с сочувствием относиться к больным, помогать им. Папа Нади, действительно, сделал для нее значимое, ведь после этого она начала выздоравливать.

Словесный (беседа)

Дети отвечают на вопросы воспитателя, тем самым закрепляют полученные знания.

Дети расширили свои знания о рассказах Куприна.