Основная часть
Технологическая карта ОД 
Форма: интегрированное занятие.
Возраст воспитанников: дети дошкольного возраста, 4-5 лет.
Образовательная область: ?Речевое развитие?
Раздел: ?Речевое развитие? 
Тема: ?Путешествие в осенний лес?
Цель:
Развитие компонентов речи дошкольников в процессе формирования представлений об окружающем мире.

Задачи:
Образовательные задачи:
1. Расширять и активизировать словарь детей по теме ?Осень?, обогащать его уменьшительно-ласкательными словами, прилагательными, образованными от существительного.
2. Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, логично и понятно высказывать суждения, отвечать на вопросы и задавать их.
3. Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе. 
4. Развивать память, наглядно-образное мышление, внимание, воображение.
5. Формировать этическое отношение к миру природы: любовь к природе, желание беречь ее.
6. Формировать коммуникативные навыки дошкольников (работа в паре, группе, оказание взаимопомощи). 

Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы экологического направления.
2. Рассматривание иллюстраций осенней тематики.
3. Наблюдение за осенней природой на прогулке.
4. Разгадывание загадок об осенних явлениях.

Термины, понятия
Съедобные, несъедобные грибы; листья с деревьев (клен, дуб, береза, рябина); признаки осени; перелетные и зимующие птицы.

Предполагаемый результат
1. У дошкольников расширится и обогатится словарь уменьшительно-ласкательными словами, прилагательными, образованными от существительного по теме ?Осень?.
2. У детей будет развита диалогическая речь: умение участвовать в беседе, логично и понятно высказывать суждения, отвечать на вопросы и задавать их.
3. Дошкольники закрепят знания об осенних изменениях в природе. 
4. У детей повысится уровень развития памяти, наглядно-образного мышления, внимания, воображения.
5. У дошкольников будет сформировано этическое отношение к миру природы: любовь к природе, желание беречь ее.
6. У дошкольников повысится уровень развития коммуникативных навыков при работе в паре, взаимопомощи.

Индивидуальная работа
Воспитатель оказывает индивидуальный подход в выборе материалов воспитанниками для продуктивной деятельности;
индивидуальную помощь отдельным воспитанникам в выполнении заданий; при работе в парах, группе; при усложнении задания.

Организация пространства

Межпредметные связи
Форма организации, методы, приемы работы
Ресурсы

Познавательное развитие (дидактические игры, упражнения)
Речевое развитие (обогащение словаря уменьшительно-ласкательными словами, прилагательными, образованными от существительных, определениями и понятиями)
Социально-коммуникативное развитие (совместная деятельность в парах, взаимодействие со сверстниками в группе и паре, само-, взаимоконтроль, рефлексия)
Физическое развитие (физкультминутка, пальчиковая гимнастика)
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная, работа в парах
Методы: наглядный (демонстрация презентации, иллюстраций), словесный (ответы на вопросы, отгадывание загадок), практический (выполнение упражнений, заданий, участие в играх), продуктивный (рисование ?Печать листьями?), рефлексия занятия.
Приемы: упражнения, дидактическая игра, физкультминутка.
Оборудование: 
- Интерактивная доска, экран, ноутбук.
Наглядно-демонстрационный материал:
- презентация ?Осень?.
- демонстрационный материал: на экране изображения  сказочного персонажа -Лесовичка.
- магнитная доска с картинками с изображением деревьев (береза, дуб, клен, рябина)
- осенние листья (береза, дуб, клен, рябина),
- картинки деревьев,
-  картинки съедобных и несъедобных грибов, 
- мяч, 
- корзинка.
Раздаточный материал:
- листья разных пород деревьев (4 вида);
- альбомные листья;
- гуашь;
- клеёнки;
- салфетки;
- кисти;
- стаканчики с водой;
- трафареты листьев из цветного картона для игры.

Цель этапа:
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников

(  Вводный этап

Организационный момент.
Постановка проблемной ситуации (создание игровой мотивации); постановка и принятие детьми цели занятия
(3 мин)
Воспитатель обращается к детям:
-Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне, давайте встанем в круг:
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Пухленькие щечки, плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Ребята, отгадайте загадку.
- Листья с веток облетают,Птицы к югу улетают.?Что за время года?? — спросим.Нам ответят: ?Это…? Назовите осенние месяцы.
Ребята, а почему опадают листья осенью? Кто знает? Как называется это  явление?

Ребята, посмотрите, к нам залетел осенний листочек! (на экране появляется изображение листочка)
 Это записка от Лесовичка: ?Дорогие ребята, в нашем осеннем лесу случилась беда – пролетел сильный ветер и всё в лесу перепутал. Помогите нам навести порядок!? 
Ну, что, ребята, поможем Лесовичку? 
Беседа-этюд ?Собираемся на прогулку? 
А как вы думаете, какая погода в лесу? 
Значит надо одеться потеплее. Какая нам нужна одежда? 
Правильно! Давайте надевать одежду. Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия. А отвезёт нас в лес наш любимый автобус. Все сели? Тогда в путь! 
Музыкально-ритмичное упражнение ?Автобус? Музыка Е.?Железновой. 
Вот мы и приехали в лес! Что нам нужно сделать в лесу?
Дети становятся в круг. 


Дети повторяют слова и движения за воспитателем.






Дети отгадывают загадку:



Осень
Отвечают на вопросы воспитателя:
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Деревья готовятся к зиме.
Листопад.








Да


Холодная, дождливая, пасмурная.
Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки.
Дети надевают воображаемую одежду.



Дети имитируют поездку на автобусе.



Воспитатель и дети совместно ставят цель: Нам нужно помочь Лесовичку навести порядок в лесу и выполнить все задания для этого!

(( Основной этап


Проектирование игровой ситуации, актуализация знаний, реализация задач ОД.
(14 мин)

Вот мы и приехали в осенний лес. Давайте послушаем, чем мы можем помочь Лесовичку  (на экране появляется изображение Лесовичка)
 ?Ребята, после сильного ветра я  не смог вернуть все на свои места. Жду вашей помощи. Но это по силам только самым лучшим знатокам осени! Вы готовы выполнить задания??. 
Воспитатель обращается к детям.
Ребята, чтобы Лесовичок не сомневался, что мы можем помочь, давайте покажем ему, какие признаки осени мы знаем. 
Игра??Осенью??(игра с мячом)
- Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
Листья?осенью?(что делают?)?— …
Дождь?осенью — …
Урожай?осенью — …
Птицы?осенью — …
Деревья?осенью — …
Животные ?осенью —…



Воспитатель хвалит детей и предлагает присесть на ?пеньки? (стульчики). Молодцы, дети! Всё знаете.?
А теперь присядем на пеньки и отдохнем, поговорим об осени, (беседа сопровождается презентацией ?Осень?).
Назовите: первый осенний месяц
Первый месяц осени - это ранняя осень. 
Что бывает ранней осенью? 



Назовите  второй месяц осени?
Как называется осень в октябре?
Какие изменения в природе происходят золотой осенью?
Как таких птиц называют? Назовите  этих птиц? А как называют птиц, которые остаются на зимовку и не улетают в теплые края? Какие птицы остаются, назовите, каких знаете?? Назовите третий месяц осени? Как называется этот период? Какие изменения в природе происходят поздней осенью?
Правильно. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимней шёрстки мех гуще, пышнее и цвет подходит к зимней природе. Белочка делает запасы в дуплах, медведь наедает подкожный жирок, делает себе около большой коряги берлогу: стелет сухие листья, натаскивает еловые ветки. 
Какая интересная беседа у нас получилась. 
Воспитатель обращается к детям.
Молодцы ребята! Устали - поиграем. Встаем свободно и повторяем движения и слова за мной:  
Физкультминутка: 
Тучи в небе кружатся,?(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)Что ни шаг, то лужица.?(Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)День осенний хмурится,?(Руки на поясе — повороты влево вправо.)Листопад на улице.(Кружатся на месте.)По дороге стелется (Легко бегут по кругу.)Желтая метелица.Воспитатель загадывает загадки детям.
У каждого времени года есть свои приметы. 
Сейчас мы с вами вспомним приметы осени: 
- Это что за невидимка 
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку, 
Шорохом пугает мышку, 
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку, 
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…?
- По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял. 
Зеркальце то на асфальте лежит, 
Ветер подует - оно задрожит…
- Он идет, а мы бежим, 
Он догонит все равно! 
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно, 
И по крыше тук да тук
Нет, не впустим, милый друг!..

Осень - замечательное время года. Давайте назовём слова, которые относятся к осени ласково и поиграем в игру ?Назови ласково?
Дидактическая игра ?Назови ласково? (игра с мячом). Бросок и ловля мяча, образование слов в уменьшительно-ласкательной форме.
лист-листочек, лужа-лужица, дождь-дождик, туча-тучка, берёза-берёзка, осина-осинка и.т.д.
На экране появляется Лесовичок и хвалит детей.
?Молодцы, ребята! Гораздо чище стало в лесу. Но вот беда, ветер белочке раскидал и перемешал все запасы съедобных грибов по лесу, помогите ей их собрать?.
Малоподвижная игра ?Съедобные и несъедобные грибы?
Педагог помогает детям разделится на 2 команды. Перед каждой командой на столе стоит корзина с грибами, в которой среди съедобных грибов находятся несъедобные (ядовитые). Необходимо убрать из корзинки ядовитые грибы.
Педагог произносит текст:
?Раз, два, три! Несъедобные грибы из корзинки убери!?.
Команды, поменяйтесь корзинками, нет ли ошибок?
(Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям).
Воспитатель хвалит детей.
Молодцы ребята, целая корзинка грибов. Какие грибы съедобные? А какие нет? 



На экране появляется Лесовичок. 
?Спасибо вам, ребята. Как быстро и ловко продвигается наша уборка! И вот последнее задание. Посмотрите, перед вами деревья, с них  сильный ветер раскидал все листочки. Помогите, пожалуйста, определить листочки подходящему дереву?. 
Игра ?С какого дерева листочек??
В коробке лежат напечатанные и вырезанные картинки деревьев. В корзинке - листочки, собранные на совместной прогулке воспитателя с детьми. Воспитатель раздаёт части детей листочки разных видов, а другой части - картинки деревьев; дети должны рассмотреть и определить, с какого листья дерева, у кого совпадают - становятся парами.
(Воспитатель осуществляет индивидуальную помощь детям при работе в парах).
На магнитной доске педагог располагает картинки деревьев (береза, дуб, клен, рябина) с листьями.
- Ребята, посмотрите на картинку на доске, и определите, правильно ли вы выполнили задание.
- Скажите, как называются эти листья? Почему?Воспитатель собирает вместе с детьми все листья в красивый осенний букет.
- Молодцы! Вы точно определили листья.?Посмотрите, в нашем букете много разных?листьев, каждый?листочек чем-то отличается от?другого. Как вы думаете, ребята, чем отличаются? Сегодня мы с вами будем?рисовать осенние листья, но необычным способом, в этом нам помогут наши?листики?– мы будем ими печатать. 
Воспитатель выполняет показ порядка действий:
1. Взять любой понравившийся?листик, покрыть его краской?(жёлтой, красной и др.)?при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на клеёнке.
2. Окрашенной стороной положить?листик?на чистый альбомный?лист?и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным.
3. Затем взять?листочек?за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного?листа.
4. Взять следующий?листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции.
- Но перед тем, как мы приступим к?рисованию, разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика??Осенние листья?
Раз, два, три, четыре, пять
Будем?листья собирать
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме?осенний букет отнесём.
- Ребята, вы можете взять любые листья, какие вам нравятся. Приступайте к работе.
(Воспитатель осуществляет индивидуальную помощь детям при работе, дает индивидуальные указания, подсказки. Усложнение задания – работа с несколькими отпечатками).
- Какая чудесная?осенняя?полянка из листьев у нас получилась! Дети, вам нравится? Мне очень нравится. Теперь вы знаете, что?листиками можно еще и рисовать! Давайте подарим наши рисунки Лесовичку на память о нашей встрече!
Лесовичок: - Какие вы молодцы, ребята. Вы помогли мне привести порядок в моем осеннем лесу. Спасибо вам! Из ваших работ я обязательно сделаю выставку, и все лесные жители будут ею любоваться! За то, что вы мне помогли, я приготовил для вас призы за вашу помощь, за знания, которые вы показали – это медали ?Лучшим помощникам?. Вы можете раскрасить их по своему желанию.  (Детям раздаются медали в виде белых силуэтов листьев от разных видов деревьев).
- Спасибо тебе, Лесовичок! Нам, ребята  пора возвращаться в детский сад!
Давайте попрощаемся с Лесовичком.
А отвезёт нас в наш любимый детский сад автобус. Все сели? Тогда в путь! 
Музыкально-ритмичное упражнение ?Автобус? 
Дети переходят на ковер возле экрана, стоят полукругом.






Дети соглашаются.
Да





Бросок и ловля мяча, отвечают на вопросы педагога.
Ответы детей:
Листья?осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью убирают.
Птицы осенью улетают.
Деревья осенью роняют листья.
Животные осенью готовятся к зиме, меняют шубки.






Дети смотрят на экран и отвечают на вопросы педагога.
Это сентябрь.

Листья на деревьях начинают желтеть, птицы собираются в стаи, люди убирают с огорода урожай…
Октябрь
Золотая осень

Птицы улетают в теплые края.
Перелетные птицы.
Воробей, синица, голуби,..



Ноябрь
Поздняя осень
Звери готовятся к зиме:  строят норки, делают запасы.









Дети дополняют рассказ педагога собственными наблюдениями.





Дети выполняют движения по показу педагога.

















Дети отгадывают загадки.
Ответы детей:







ветер



лужа





дождь





Дети образуют круг. В центр круга становится педагог с мячом. Дети называют уменьшительно-ласкательные слова.









Дети делятся на две команды, каждая команда садится за свой стол. Дети откладывают в сторону несъедобные (ядовитые) грибы. Осуществляют взаимопроверку. 










Ответы детей:
Съедобные грибы: белый гриб, подберезовик, подберезовик, груздь, сыроежка.
Несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка, ложные лисички, ложные опята.   









Дети, у которых дерево и листок совпадают, становятся парами. Осуществляют самопроверку.
Называют слова – прилагательные, образованные от существительных:
- Этот лист с берёзы, поэтому он называется берёзовый.- Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый.- Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый.
- Этот лист с рябины, поэтому он называется рябиновый.

















Величиной, формой, расцветкой.





Дети наблюдают за действиями воспитателя.






















Дети выполняют движения по показу педагога.








Дети приступают к самостоятельному выполнению работы.










Дарят работы Лесовичку.














Получают медали.


Благодарят и прощаются с Лесовичком.





Дети имитируют поездку на автобусе.
С 4
























с 12

((( Заключительный этап. Итоги занятия. Рефлексия 

Закрепление полученных знаний, получение обратной связи, ориентация на перспективу деятельности
(3 мин)
Воспитатель:? 
- Вот мы и вернулись в наш детский сад. Понравилось вам наше путешествие?
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового узнали? 
- Чтобы было легким, что трудным, что больше всего запомнилось? 
Мы еще не раз будем путешествовать вместе, а на следующем занятии мы узнаем о труде людей осенью.

После занятия воспитатель оформляет выставку работ.
Дети отвечают на вопросы педагога. 
Совместно с педагогом осуществляют рефлексию собственной деятельности.




Дети в самостоятельной деятельности раскрашивают полученные медали-листья.


Список использованных источников:

Алексеев, Н. Г., Леонтович, А. В., Обухов, А. В., Фомина, Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002.? 
Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС/ Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой 
Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). ФГОС. СП-б.: Детство-Пресс, 20016
Ельцова О.М. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 4 до 5 лет) ФГОС. СП-б.: Детство-Пресс, 20018
Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт. – сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ ?Учитель?, 2006. 
Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: ?Карапуз - дидактика?, 2009
 Методические советы по программе "Детство", Санкт – Петербург "Детство - пресс", 2018.
Образовательная область "Познавательное развитие" Методический комплект программы "Детство" (с 3 до 7 лет). ФГОС. СП-б.: Детство-Пресс, 2017
Хабарова Т.В. Познавательное развитие детей дошкольного возраста 3-7 лет. ФГОС СП-б.: Детство-Пресс, 20017.