Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Технологическая карта
по образовательной области «Познавательное развитие»
Раздел «Ознакомление с окружающим миром»
«Информационная безопасность» в старшей группе
Название: «Компьютер. Безопасный интернет»
Составила: воспитатель, Ельцова Ирина Владимировна
г. Югорск, 2020 г.
Цель: формирование информационной безопасности воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умение находить задуманный предмет, отсекая все лишние признаки, задавать вопросы.
- повышать уровень знаний воспитанников о компьютере и интернете;
Развивающие:
- развивать познавательную активность воспитанников в вопросах информационной безопасности;
- развивать логическое мышление;
- развитие координации;
- формировать навыки оценки опасных ситуаций;
- совершенствовать навыки речевой творческой деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать стремление при опасных ситуациях обращаться за помощью к взрослым, создать эмоционально-положительный климат в группе детей;
- воспитывать активную, стойкую жизненную позицию, стремление участвовать в диалоге с воспитателем.
Материалы и оборудование.
- мультимедийное оборудование, мультимедиа (игра) «Да - нет - ка»
- иллюстрации для беседы «Что такое компьютер» (системный блок, клавиатура, компьютерная мышь, монитор, колонки, принтер, наушники, сканер).
- для игры «Интервью по признакам»: признаки части, материал, рельеф, вес, форма… ; части компьютера: мышка, клавиатура. Игрушечный микрофон.
- Плакат – модель с изображение кругов с цифрами, под ними напечатаны правила безопасного интернета.
- Отдельно картинки для плаката в кружочках - модели «Безопасный интернет» с цифрами: Объект «Безопасный интернет. 1.Не сообщай лишнюю информацию: домашний адрес, имя, фамилию. 2. «За помощью к взрослым обращайся». 3. «Злые игры». 4. «Оскорбление в Интернете». 5. Осторожно с незнакомцами. 6. Установи фильтр. 7. Установи антивирус. 8. Посещайте сайты соответствующие вашему возрасту и интернет без контроля взрослых не посещай.
- USB флэш накопитель с мультфильмами о правилах безопасности в интернете.
- Карточки «Правила работы с компьютером».
Предварительная работа.
- Рассматривание иллюстраций.
- Игра «Хорошо - плохо» с мячом. (1. Воспитатель. Компьютер – это хорошо. Почему? Дети. На компьютере можно играть в компьютерные в игры. 2.Воспитатель. Работа на компьютере – это плохо. Почему? Дети. Работа на компьютере может привести к снижению зрения. 3. Воспитатель. Компьютер – это хорошо. Почему? Дети. На компьютере можно печатать. 4. Воспитатель. Работа на компьютере – это плохо. Почему? Дети. Работа за компьютером приводит к заболеваниям органов дыхания. 5. Воспитатель. Работа на компьютере – это хорошо. Почему? Дети. Работа на компьютере помогает развитию логики, внимания, памяти. 6. Воспитатель. Работа на компьютере – это плохо. Почему? Дети. Работа на компьютере приводит к быстрому переутомлению. 7. Воспитатель. Работа на компьютере – это хорошо. Почему? Дети. Работа на компьютер позволяет осуществлять поиск различной информации, углублять свои познания. 8. Воспитатель. Работа на компьютере – это плохо. Почему? Дети. Работа на компьютере приводит к заболеваниям позвоночника. 9. Воспитатель. Работа на компьютере – это хорошо. Почему? Дети. Работа на компьютере позволяет передать быстро текст и картинки. - Зрительная гимнастика «У компьютера»
Этап, его продолжительность
Задачи этапа
Методы, формы,
приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.
Деятельность педагога, расположение
Предполагаемая деятельность воспитанников, расположение
Организационный этап
3 мин
Создать эмоционально-положительный климат в группе детей.
Приветствие гостей детьми.
В группу входят дети.
Воспитатель.
Здравствуйте ребята! Ребята, давайте улыбнемся, друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Внимание! Внимание! Дорогие ребята, чудеса сейчас придут, интересно будет тут! Я на вас погляжу, да и что-то расскажу!
Дети в групповой комнате и здороваются.
Закреплять умение находить задуманный предмет, отсекая все лишние признаки, задавать вопросы, учить слышать и слушать друг друга. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность детей.
Слайд игры.
Воспитатель.
Перед тем как начать нашу деятельность и узнать, чему оно посвящено, давайте отгадаем, и узнаем, о чём мы будем говорить сегодня.
Играем в игру «Да - нет - ка»
Правило игры звучит: «Найди серединку, убери половинку»
1. Воспитатель (ведущий) - Нет
2. Воспитатель (ведущий) - да Воспитатель удаляет объекты, которые находятся в середине и справа.
Вывод. Объект найден, в игру да – нет – ку, мы с вами поиграли.
1.Дети – Этот Объект находится посередине.
2.Дети – Этот объект посередине?
3.Дети - Этот объект в середине - книга?
4.Дети - Этот объект слева от книги?
Дети. Этот объект компьютер.
Актуализация,
3 мин
Повышение уровня знаний воспитанников о компьютере.
Опрос – беседа «Что такое компьютер»
Иллюстрации: элементы компьютера монитор, колонки, принтер, наушники, сканер.
Основные части компьютера: системный блок, клавиатура, монитор, компьютерная мышь
Итак, дети, чему же посвящено наша деятельность?
Правильно! Дети, сегодня наше мероприятие посвящено
нашему другу - компьютеру.
Ведь компьютер - источник информации. Воспитатель. Дети, вы знаете, что такое компьютер?
Воспитатель: У вас на столах лежат карточки и на них изображены объекты. Посмотрите внимательно, они вам знакомы, скажите, что это за объекты.
Воспитатель. Молодцы! Все эти предметы являются элементами компьютера. А назовите основные части.
Вывод. Молодцы, мы с вами назвали элементы и основные части компьютера
Дети высказывают свои предположения.
Дети. Компьютер – электронно-вычислительная машина, которая работает с различной информацией (или служит для обработки различной информации).
Дети. Системный блок, клавиатура, компьютерная мышь, монитор, колонки, принтер, наушники, сканер.
Дети. Системный блок, клавиатура, монитор, компьютерная мышь.
Динамическая
пауза, 1 мин
Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма Развитие речи, памяти; развитие координации. Снять эмоциональное напряжение.
Физминутка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Разминка
За компьютером играли
И немножко мы устали
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать
Так осанку мы исправим, 1 2 3 4 5
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим
Мы разминку делать будем, при любой погоде
Руку правую вверх поднимаем, левую вниз опускаем
Мы меняем, их меняем, плавно двигаем руками
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Расширение
имеющихся
представлений,
4 мин
Развивать познавательную активность воспитанников в вопросах информационной безопасности. Совершенствовать навыки речевой творческой деятельности.
Игра «Интервью по признакам»
Воспитатель. Дети, умеете ли вы с этими объектами дружить? Общаться как журналисты? Воспитатель. Давайте поиграем. Игра называется «Интервью по признакам». Предлагаю взять интервью у объектов «мышка» и «клавиатура». Для этого у меня есть карточки-помощники (признаки – части, материал, рельеф, вес, форма…). – мышка - клавиатура. Вывод: Молодцы. Интервью по признакам мы взяли. Интервью вы брать умеете.
Дети делятся на тех, кто исполняет роль объекта, и на журналистов.
Журналисты выбирают себе признак и задают вопрос объекту.
- Объект, назови, какой ты по форме?
- Объект назови свои части.
- Объект, какой ты по весу…, рельефу и т.п.
Практическая
работа,
7 мин
Повышать уровень знаний воспитанников об интернете.
Развивать познавательную активность воспитанников в вопросах информационной безопасности;
- формировать навыки оценки опасных ситуаций;
- совершенствовать навыки речевой творческой деятельности
Опрос – беседа «Что такое интернет»
Опрос. Воспитатель. - Что такое интернет?
- Верно!
Воспитатель. Ребята давайте назовем правила безопасности в интернете и создадим плакат - модель «Правила безопасности в интернете».
- Дети. Интернет - это всемирная электронная, информационная система связи общего значения, которая стала наиболее важным изобретением в истории
человечества. В Интернете собрана информация со всего мира.
Игровое – упражнение Создание плаката -модели «Правила безопасности в интернете»
1. Не сообщай лишнюю информацию: домашний адрес, имя, фамилию. Стихотворение. Не рассказывай о себе. Чтобы вор к нам не пришёл, И чужой нас не нашёл, Телефон свой, адрес, фото - В интернет не помещай, И другим не сообщай.
Дети прикрепляют правило с цифрой 1 к модели под цифрой 1.
2. «За помощью к взрослым обращайся».
Стихотворение. Если что-то непонятно, Страшно или неприятно - Быстро к взрослым поспеши, Расскажи и покажи.
Дети прикрепляют правило с цифрой 2 к модели под цифрой 2.
3. «Злые игры». Стихотворение. В интернете сайты есть - Невозможно глаз отвесть.
Там и игры, и мультфильмы,
И учёба, и кино.
Только вдруг ты там находишь
Иногда совсем не и то.
Дети прикрепляют правило с цифрой 3 к модели под цифрой 3.
4. «Оскорбление в Интернете». Стихотворение. С грубиянами в сети Разговор не заводи. Ну и сам не оплошай - Никого не обижай. Помните, что в интернете действуют правила вежливости, так же, как и в реальном
Дети прикрепляют правило с цифрой 4 к модели под цифрой 4.
5. Осторожно с незнакомцами. Стихотворение. Злые люди в Интернете. Расставляют свои сети. С незнакомыми людьми - Будь осторожен. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду. Не доверяйте чужим людям.
Дети прикрепляют правило с цифрой 5 к модели под цифрой 5.
6. Установи фильтр
Стихотворение.
Как и всюду на планете,
Есть опасность в интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
Чтобы не сталкиваться с неприятной и огорчительной информацией в интернете, или попроси сделать это взрослых установить на свой браузер фильтр — тогда можешь смело пользоваться интересными тебе страничками в интернете. Фильтрация вредоносной информации.
Дети прикрепляют правило с цифрой 6 к модели под цифрой 6.
7. Установи антивирус.
Обязательно, нужно защищать свой компьютер и устанавливать антивирус, он не дает вирусам вот таким вод злым попадать в компьютер.
Дети прикрепляют правило с цифрой 7 к модели под цифрой 7.
8. Посещайте сайты соответствующие вашему возрасту и интернет, без контроля взрослых не посещай (сайт- это совокупность страниц, объединенных общей темой, расположенных в сети интернет.
Дети прикрепляют правило с цифрой 8 к модели под цифрой 8.
Вывод. Теперь вы знаете правила безопасности в интернете? 1. Не сообщай лишнюю информацию: домашний адрес, имя, фамилию. 2. «За помощью к взрослым обращайся». 3. «Злые игры».
4. «Оскорбление в Интернете». Общаясь в Интернете, не будь груб с другими.
5. Осторожно с незнакомцами
Не доверяйте незнакомым людям
Посещайте сайты, которые соответствуют вашему возрасту;
6. Установи фильтр
7. Установи антивирус.
8. Посещайте сайты соответствующие вашему возрасту. Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете;
Интернет, без контроля взрослых не посещай.
Дети называют правила безопасности в интернете.
Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин
Формировать у детей систему действий и способов безопасного использования Интернета, воспитывать активную, стойкую жизненную позицию, стремление участвовать в диалоге с воспитателем.
Игровое упражнение: «Лови ошибку»
Карточки «Правила работы с компьютером»
Мультфильмы на USB флэш накопителе.
Итог деятельности.
Вопросы – ошибки:
- интернет – это книга жалоб и предложений;
- у компьютерной мышки 4 лапы и 1 хвост;
- в интернете можно отправлять сообщения с адресом и номером телефона;
- клавиатура по признаку «рельеф» гладкая и пушистая;
- в интернете я могу знакомиться со всеми.
- родителя можно не рассказывать с кем я познакомился в интернете.
Вывод. Вы показали свои знания, я надеюсь вы никогда не окажетесь в беде и всегда будете соблюдать правила безопасного поведения в интернете.
- На память я дарю вам «Правила работы с компьютером». Покажите эти правила родителям, друзьям. А так же познакомьте их с правилами безопасности в интернете, продемонстрируйте им наш плакат - модель.
А еще дарю мультфильмы о правилах безопасности в интернете на USB флэш накопителе еще одном элементе компьютера.
Спасибо вам за работу.
Дети отвечают на вопросы
- ОШИБКА! Интернет - это всемирная электронная, информационная система.