Разработка кейса урока

Выполнила: Львутина Наталья Алексеевна

Технологическая карта учебного занятия

Учебный предмет: Технология, раздел «Основы выбора профессии»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Тема: Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.

Цель: Формирование у обучающихся интереса к выбору будущей профессии.

Задачи:

Образовательные:

Расширить

кругозор

учащихс

я о

мире

профессий;

Познакомить

с

требованиями профессий различного типа к человеку

.

Развивающие:

с

пособствовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять);

с

одействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

р

азвивать креативное мышление и интеллект

,

навыки

работы в группах,

умения

планировать и оценивать свою деятельность;

р

азвивать осознанное отношение

учащихся к своему профессиональному будущему

.

Воспитательные

:

ф

ормировать познавательный

интерес

к людям труда и их профессиям;

в

оспитывать коммуникативную культуру

.

Основные термины и понятия: Профессия, классификация профессий, колесо баланса, профессионально-важные качества.

Планируемые результаты:

Предметные:

о

риентироваться в мире профессий;

у

меть соотносить профессии в соответствии с классификацией профессий по предмету труда

и выделять основные профессионально-ва

жные качества по его содержанию.

Личностные:

ф

ормирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

ф

ормирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

р

азвитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер

стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

п

роявление заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении пр

облемных заданий всей группой.

Метапредметные:

у

мение работать с информацией, аргументировать свою точку зрения;

у

мение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и другими учениками;

ф

ормирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;

развитие самостоятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ресурсы:

Энергетические бутерброды на шпажках;

Проектор, компьютер, экран, презентация;

Наборы раздаточного материала по теме занятия (клей, заготовки для кейсов, набор карточек с профессионально-важными качествами, карточки-памятки по особенностям содержания труда в зависимости от предмета труда);

Магнитная доска с магнитами;

Этап урока.

Цель

Деятельность

УУД

Учителя

Учащегося

Организационно-мотивационный

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. Создание условий для деления на группы.

Предлагает учащимся энергетический бутерброд, тем самым организует ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя; дают себе установку на хорошую работу на уроке, помощь учителю в проверки явки на урок.

Личностные:

управление настроением;

умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организация рабочего места;

нас

трой на позитивную деятельность.

Актуализация знаний. 

Цель: создание проблемной ситуации.

Создаёт проблемную ситуацию:

Упражнение «Человечек»

Учащимся предлагается пройти небольшой тест на определение собственных особенностей.

Слайд (ключ к тесту)

Слушают учителя; выполняют упражнение определяют проблему, во фронтальной работе пытаются дать ответ на проблемные вопросы

Личностные:

у

чебно-познавательный инте

рес к новому учебному материалу и спос

обам решения поставленных задач.

Регулятивные:

п

ринимать учебную задачу;

в

сотрудничестве с учител

ем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные:

уметь высказывать свое мнение.

в

ла

дение диалогической формой речи.

Формулирование темы, цели и задачи урока.

Цель: формулировка темы и цели урока через умозаключение и анализ проблемной ситуации.

Организует и направляет обсуждение. Помогает в формулировках.

Слайд Тема: «Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.»

Слайд Цель: Формирование интереса у обучающихся к выбору будущей профессии.

Формулируют тему урока, определяют цель и задачи учебного занятия;

Регулятивные:

п

ланирование действий в соот

ветствии с поставленной задачей.

Познавательные:

а

нализ и систем

атизация результатов обсуждения.

Коммуникативные:

п

озитивное отношение к различным точкам зрения в общении и взаимодействии

.

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: формирование устойчивого интереса к миру профессий и подготовка к осмысленному выбору собственной профессии.

Организует деятельность учащихся по систематизации и обобщению знаний.

Упражнение «Выбери лишнее»

Упражнение «Кейс профессионально-важных качеств» (Приложение1)

Организует групповую работу, предлагает наборы с раздаточным материалом, направляет, помогает делать выводы.

Упражнение «Активатор»

Просит оценить свою работу в группе по схеме:

очень активная работа;

активная работа; малая активность. Делает анализ активности класса.

Упражнение «Эксперты»

Предлагает каждому учащемуся выбрать материалы по одному из направлений, сформированному в группах и разойтись для получения экспертной оценки на группы в соответствии с выбранным предметом труда.

Анализируя картинки на слайдах, учащиеся классифицируют профессии по предмету труда

Делятся на группы по цвету шпажек от энергетических бутербродов. Каждая группа методом «мозгового штурма» работает с материалами кейса «Профессионально-важные качества» формируют ПВК по пяти предметам труда: человек-человек; человек-знаковая система; человек-природа; человек-художественный образ; человек-техника.

Анализируют свою активность, по сигналу учителя каждый показывает соответствующий своей оценке знак.

Согласуют точки зрения по выбранным ПВК, формируют оптимальный вариант ответа и вывешивают результат на магнитную доску.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий;

умение извлекать наиболее важную инфор

мацию из ответов одноклассников.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:

самооценка своей деятельности;

развитие ответственности за результаты своей деятельности.

Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Подводит итоги достижения цели урока. Предлагает учащимся поработать с материалами кейса «Колесо баланса» (Приложение2)

Делают выводы о успешности достижения цели урока.

Выполняют упражнение на рефлексию, осуществляя самооценку сформированности ПВК в свой будущей профессии.

Познавательные:

анализ изученной информации;

установление связи между требованиями про

фессий и особенностями человека.

Регулятивные:

планирование действий в соот

ветствии с поставленной задачей.

Личностные:

о

сознанный выбор будущей профессии

.

Коммуникативные:

умение аргументировать свою точку зрения;

умение

слышать аргументы товарищей;

умение

п

ринимать решения;

Приложение 1

Кейс «Профессионально-важные качества»

Учебный, обучающий анализу и оценке.

Вспомогательная информация.

1 Классификация профессий по предметам труда Климова.

ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья. Наблюдательность, умение переключать и концентрировать внимание, техническое мышление, хорошая координация движений – это качества очень важные для работы с техникой.

ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас. Доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение контролировать эмоции, развитая речь, умение убеждать, пунктуальность и собранность – вот качества необходимые для работы с этим предметом труда.

ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов, наблюдательность, хорошую зрительную память.

ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является "знаковая система", то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека. Точности восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками, усидчивость и терпение.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант, трудолюбие, креативность, наглядно-образное мышление, воображение, знание законов эмоционального воздействия на людей.

2 Профессионально-важные качества.

Развитые коммуникативные способности;

Быстрая переключаемость внимания;

Доброжелательность

Эмоциональная устойчивость

Склонность к практическому труду;

Специальные способности (петь, танцевать, рисовать);

Яркое воображение;

Склонность к творчеству;

Способность к математике;

Образное мышление;

Гибкость чувств;

Техническая осведомленность и сообразительность

Высокая устойчивость внимания;

Аккуратность и усидчивость

Тактичность

Склонность к общению;

Наблюдательность;

Выдержанность

Технический склад ума;

Эмоциональная устойчивость

Развитое абстрактное мышление;

Пространственное воображение;

Организаторские способности.

Аккуратность и усидчивость

Высокая устойчивость внимания;

Высокая работоспособность

Потребность в двигательной активности

Техническая осведомленность и сообразительность

Склонность к систематизации;

Выносливость

Ситуация-задание

Для успешной деятельности в любой профессиональной деятельности необходимо, чтобы человек обладал определенным набором ПВК важным в этой профессии. Распределите предложенные ПВК на пять групп в соответствии с классификацией профессий Климова.

Приложение 2

Кейс «Колесо баланса»

Учебный, обучающий анализу и оценке.

Вспомогательная информация.

Человек - природа

Человек - Человек

наблюдательность;

склонность к систематизации;

устойчивость внимания;

потребность в двигательной активности

выносливость

терпеливость к недостатку комфорта

развитые коммуникативные способности;

эмоциональная устойчивость;

быстрая переключаемость внимания;

наблюдательность;

организаторские способности.

Доброжелательность

Тактичность

Выдержанность

Человек –знаковая система

Человек - техника

способность к математике;

развитое абстрактное мышление;

высокая устойчивость внимания;

склонность к общению;

аккуратность и усидчивость

технический склад ума;

пространственное воображение;

склонность к практическому труду;

эмоциональная устойчивость

техническая осведомленность и сообразительность

высокая работоспособность

Человек – художественный образ

яркое воображение; образное мышление; склонность к творчеству; гибкость чувств; специальные способности;

развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Ситуация-задание

Вы находитесь в процессе ранней профориентации. Постарайтесь проанализировать с опорой на вспомогательный материал и информацию, полученную на уроке, какой предмет труда в будущей профессии для вас более близок. Результаты внесите в колесо баланса. Чем больше у вас качеств из сектора по этому предмету труда, тем больше закрашенная площадь сектора!

 

Ч-З

Ч-Ч

Ч-П

Ч- Х-О

Ч-Т