Разработка кейса урока
Выполнила: Львутина Наталья Алексеевна
Технологическая карта учебного занятия
Учебный предмет: Технология, раздел «Основы выбора профессии»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Тема: Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.
Цель: Формирование у обучающихся интереса к выбору будущей профессии.
Задачи:
Образовательные:
Расширить
кругозор
учащихс
я о
мире
профессий;
Познакомить
с
требованиями профессий различного типа к человеку
.
Развивающие:
с
пособствовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять);
с
одействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
р
азвивать креативное мышление и интеллект
,
навыки
работы в группах,
умения
планировать и оценивать свою деятельность;
р
азвивать осознанное отношение
учащихся к своему профессиональному будущему
.
Воспитательные
:
ф
ормировать познавательный
интерес
к людям труда и их профессиям;
в
оспитывать коммуникативную культуру
.
Основные термины и понятия: Профессия, классификация профессий, колесо баланса, профессионально-важные качества.
Планируемые результаты:
Предметные:
о
риентироваться в мире профессий;
у
меть соотносить профессии в соответствии с классификацией профессий по предмету труда
и выделять основные профессионально-ва
жные качества по его содержанию.
Личностные:
ф
ормирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
ф
ормирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
р
азвитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер
стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
п
роявление заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении пр
облемных заданий всей группой.
Метапредметные:
у
мение работать с информацией, аргументировать свою точку зрения;
у
мение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и другими учениками;
ф
ормирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
развитие самостоятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ресурсы:
Энергетические бутерброды на шпажках;
Проектор, компьютер, экран, презентация;
Наборы раздаточного материала по теме занятия (клей, заготовки для кейсов, набор карточек с профессионально-важными качествами, карточки-памятки по особенностям содержания труда в зависимости от предмета труда);
Магнитная доска с магнитами;
Этап урока.
Цель
Деятельность
УУД
Учителя
Учащегося
Организационно-мотивационный
Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. Создание условий для деления на группы.
Предлагает учащимся энергетический бутерброд, тем самым организует ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя; дают себе установку на хорошую работу на уроке, помощь учителю в проверки явки на урок.
Личностные:
управление настроением;
умение выражать эмоции.
Метапредметные:
организация рабочего места;
нас
трой на позитивную деятельность.
Актуализация знаний.
Цель: создание проблемной ситуации.
Создаёт проблемную ситуацию:
Упражнение «Человечек»
Учащимся предлагается пройти небольшой тест на определение собственных особенностей.
Слайд (ключ к тесту)
Слушают учителя; выполняют упражнение определяют проблему, во фронтальной работе пытаются дать ответ на проблемные вопросы
Личностные:
у
чебно-познавательный инте
рес к новому учебному материалу и спос
обам решения поставленных задач.
Регулятивные:
п
ринимать учебную задачу;
в
сотрудничестве с учител
ем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные:
уметь высказывать свое мнение.
в
ла
дение диалогической формой речи.
Формулирование темы, цели и задачи урока.
Цель: формулировка темы и цели урока через умозаключение и анализ проблемной ситуации.
Организует и направляет обсуждение. Помогает в формулировках.
Слайд Тема: «Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.»
Слайд Цель: Формирование интереса у обучающихся к выбору будущей профессии.
Формулируют тему урока, определяют цель и задачи учебного занятия;
Регулятивные:
п
ланирование действий в соот
ветствии с поставленной задачей.
Познавательные:
а
нализ и систем
атизация результатов обсуждения.
Коммуникативные:
п
озитивное отношение к различным точкам зрения в общении и взаимодействии
.
Обобщение и систематизация знаний.
Цель: формирование устойчивого интереса к миру профессий и подготовка к осмысленному выбору собственной профессии.
Организует деятельность учащихся по систематизации и обобщению знаний.
Упражнение «Выбери лишнее»
Упражнение «Кейс профессионально-важных качеств» (Приложение1)
Организует групповую работу, предлагает наборы с раздаточным материалом, направляет, помогает делать выводы.
Упражнение «Активатор»
Просит оценить свою работу в группе по схеме:
очень активная работа;
активная работа; малая активность. Делает анализ активности класса.
Упражнение «Эксперты»
Предлагает каждому учащемуся выбрать материалы по одному из направлений, сформированному в группах и разойтись для получения экспертной оценки на группы в соответствии с выбранным предметом труда.
Анализируя картинки на слайдах, учащиеся классифицируют профессии по предмету труда
Делятся на группы по цвету шпажек от энергетических бутербродов. Каждая группа методом «мозгового штурма» работает с материалами кейса «Профессионально-важные качества» формируют ПВК по пяти предметам труда: человек-человек; человек-знаковая система; человек-природа; человек-художественный образ; человек-техника.
Анализируют свою активность, по сигналу учителя каждый показывает соответствующий своей оценке знак.
Согласуют точки зрения по выбранным ПВК, формируют оптимальный вариант ответа и вывешивают результат на магнитную доску.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
составление плана и последовательности действий;
умение извлекать наиболее важную инфор
мацию из ответов одноклассников.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные:
самооценка своей деятельности;
развитие ответственности за результаты своей деятельности.
Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Подводит итоги достижения цели урока. Предлагает учащимся поработать с материалами кейса «Колесо баланса» (Приложение2)
Делают выводы о успешности достижения цели урока.
Выполняют упражнение на рефлексию, осуществляя самооценку сформированности ПВК в свой будущей профессии.
Познавательные:
анализ изученной информации;
установление связи между требованиями про
фессий и особенностями человека.
Регулятивные:
планирование действий в соот
ветствии с поставленной задачей.
Личностные:
о
сознанный выбор будущей профессии
.
Коммуникативные:
умение аргументировать свою точку зрения;
умение
слышать аргументы товарищей;
умение
п
ринимать решения;
Приложение 1
Кейс «Профессионально-важные качества»
Учебный, обучающий анализу и оценке.
Вспомогательная информация.
1 Классификация профессий по предметам труда Климова.
ТЕХНИКА (Т). К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья. Наблюдательность, умение переключать и концентрировать внимание, техническое мышление, хорошая координация движений – это качества очень важные для работы с техникой.
ЧЕЛОВЕК (Ч). Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас. Доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение контролировать эмоции, развитая речь, умение убеждать, пунктуальность и собранность – вот качества необходимые для работы с этим предметом труда.
ПРИРОДА (П). К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов, наблюдательность, хорошую зрительную память.
ЗНАК (З). К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является "знаковая система", то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека. Точности восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками, усидчивость и терпение.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант, трудолюбие, креативность, наглядно-образное мышление, воображение, знание законов эмоционального воздействия на людей.
2 Профессионально-важные качества.
Развитые коммуникативные способности;
Быстрая переключаемость внимания;
Доброжелательность
Эмоциональная устойчивость
Склонность к практическому труду;
Специальные способности (петь, танцевать, рисовать);
Яркое воображение;
Склонность к творчеству;
Способность к математике;
Образное мышление;
Гибкость чувств;
Техническая осведомленность и сообразительность
Высокая устойчивость внимания;
Аккуратность и усидчивость
Тактичность
Склонность к общению;
Наблюдательность;
Выдержанность
Технический склад ума;
Эмоциональная устойчивость
Развитое абстрактное мышление;
Пространственное воображение;
Организаторские способности.
Аккуратность и усидчивость
Высокая устойчивость внимания;
Высокая работоспособность
Потребность в двигательной активности
Техническая осведомленность и сообразительность
Склонность к систематизации;
Выносливость
Ситуация-задание
Для успешной деятельности в любой профессиональной деятельности необходимо, чтобы человек обладал определенным набором ПВК важным в этой профессии. Распределите предложенные ПВК на пять групп в соответствии с классификацией профессий Климова.
Приложение 2
Кейс «Колесо баланса»
Учебный, обучающий анализу и оценке.
Вспомогательная информация.
Человек - природа
Человек - Человек
наблюдательность;
склонность к систематизации;
устойчивость внимания;
потребность в двигательной активности
выносливость
терпеливость к недостатку комфорта
развитые коммуникативные способности;
эмоциональная устойчивость;
быстрая переключаемость внимания;
наблюдательность;
организаторские способности.
Доброжелательность
Тактичность
Выдержанность
Человек –знаковая система
Человек - техника
способность к математике;
развитое абстрактное мышление;
высокая устойчивость внимания;
склонность к общению;
аккуратность и усидчивость
технический склад ума;
пространственное воображение;
склонность к практическому труду;
эмоциональная устойчивость
техническая осведомленность и сообразительность
высокая работоспособность
Человек – художественный образ
яркое воображение; образное мышление; склонность к творчеству; гибкость чувств; специальные способности;
развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)
Ситуация-задание
Вы находитесь в процессе ранней профориентации. Постарайтесь проанализировать с опорой на вспомогательный материал и информацию, полученную на уроке, какой предмет труда в будущей профессии для вас более близок. Результаты внесите в колесо баланса. Чем больше у вас качеств из сектора по этому предмету труда, тем больше закрашенная площадь сектора!
Ч-З
Ч-Ч
Ч-П
Ч- Х-О
Ч-Т