Барнаева А.А., учитель-дефектолог высшей категории Технологическая карта занятия учителя-дефектолога с использованием технологии ЗСТ профессора В.Ф. Базарного Тема: ?Части речи? Класс: 2 специальный коррекционный класс для детей с ОВЗ (вариант 7.2) Цель: закрепление и расширение знаний о частях речи (существительное, прилагательное, глагол) Задачи: обогащение и активизация словарного запаса совершенствовать психические процессы (внимание, память) улучшение уровня психической активности, качества внимания, умственной и произвольно-моторной деятельности Оборудование: Компьютер Графические символы частей речи Картинный материал Су джок, рефлексотренажёр Таблицы Коноваленко Звуковые символы, алгоритм подбора родственных слов Этап занятия Содержание занятия Коррекционно – развивающие задачи Результаты Мотивация к учебной деятельности. Гимнастика для ума Су джок Тренажёр для стоп ног Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой. Работа с таблицами С.В.Коноваленко (прямой и обратный счёт) Развитие пальцевого праксиса (Су ждок) с проговариванием стихотворения Рефлексотерапия (проговаривание под шаговый ритм слов по слогам) - Какое слова лишнее? Почему? - Как назвать одним словом? -Оказывать благотворное влияние на эмоциональное состояние, способствует снятию усталости - стимулировать действие речевых зон коры головного мозга -совершенствовать психические процессы (внимание, память), тесно связанные с речью - положительный настрой на занятие - обогащение и активизация словарного запаса - тренировка глазных мышц - развитие концентрации внимания и памяти - повышение скорости мыслительных операций Образование родственных слов - Посмотри на алгоритм и догадайся – какое будет задание? - Пользуясь алгоритмом подбери родственные слова к слову? (картинка берёзки) - расширение активного словарного запаса - активизация межсистемной координации - повышение эффективности произвольно-моторной деятельности - улучшение уровня психической активности, качества внимания, умственной деятельности - умение образовывать родственные слова - обогащение и активизация словарного запаса -умение использовать алгоритм Повторение частей речи с использованием технологии ?подвижного материала? В.Ф Базарного Развитие связной речи - Внимательно посмотри по стенам кабинета и найди картинки с изображением предметов, отвечающих на вопрос ЧТО? - Выбери символ для обозначения этих слов - Вспомни первое слово. Подбери подходящие по смыслу слова действия и слова признаки. Звукобуквен ный анализ - Маша составила звуковую схему твоего имени, ты с ней согласен? - Какую ошибку допустила Маша? - Прошагай своё имя по звуковой дорожке. - повышение психомоторных и речемоторных функций - повышение автоматизма и скорости восприятия - повышение устойчивости последовательных образов - развитие навыков фонематического анализа и синтеза - умение оформлять свои мысли в устной форме; Работа за компьютером Диск ?Супервнимание?. Упражнение ?Тройка? - развитие концентрация, распределение и переключение внимания - развитие мелкой моторики рук Рефлексия учебной деятельности Дерево успеха - Найди свой листочек. Куда бы ты хотел его сегодня поместить? Почему - учить анализировать результаты своей работы -умение делать самооценку своей деятельности Д/З - Выполни задание по карточке и составь несколько предложений из 3-ёх слов (приложение) - Шагаем к выходу, называя подходящие по смыслу слова признаки и действия к словам предметам - развивать словарный запас -побуждать к самостоятельной деятельности - обогащение и активизация словарного запаса ПРИЛОЖЕНИЯ АНАЛИЗ занятия учителя-дефектолога с использованием технологии ЗСТ профессора В.Ф. Базарного Тема: ?Части речи? Класс: 2 специальный коррекционный класс для детей с ОВЗ (вариант 7.2) Этап занятия Содержание занятия Анализ этапов занятия Мотивация к учебной деятельности. Гимнастика для ума Су джок Тренажёр для стоп ног рефлексотерапия Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой. Работа с таблицами С.В.Коноваленко (прямой и обратный счёт) Развитие пальцевого праксиса (Су ждок) с проговариванием стихотворения Рефлексотерапия (проговаривание под шаговый ритм слов по слогам) - Какое слова лишнее? Почему? - Как назвать одним словом? - положительный настрой на занятие через доброжелательность педагога -таблицы С.В.Коноваленко способствуют развитию переключаемости внимания и скорости мыслительных реакций; обогащение и активизация словарного запаса с помощью выбранных ребёнком лексических тем (цветы, домашние животные) -СУ джок терапия помогает стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, развивать пальцевый праксис - рефлексотерапия стимулирует работу головного мозга, повышает эффективность психомоторных и речемоторных функций Образование родственных слов - Посмотри на алгоритм и догадайся – какое будет задание? - Пользуясь алгоритмом подбери родственные слова к слову? (картинка берёзки) - работа за конторкой в режиме моторной свободы повышает эффективность произвольно-моторной деятельности, снижает нервно-психическую утомляемость, улучшает уровень психической активности - умение пользоваться алгоритмом помогает образовывать родственные слова, что способствует обогащению словарного запаса и служит пропедевтикой к сложной теме ?Безударные гласные? - работа в режиме движения наглядного материала вносит сенсорное разнообразие в учебно-познавательную среду, активизируют мышечный тонус, чувство телесной и зрительной координации в пространстве - использование графических символов позволяет активно подключать все анализаторы для достижения цели, выстраивать правильную структуру предложения -приём припоминания последовательности картинного материала способствует развитию долговременной памяти Повторение частей речи с использованием технологии ?подвижного материала? В.Ф Базарного Развитие связной речи - Внимательно посмотри по стенам кабинета и найди картинки с изображением предметов, отвечающих на вопрос ЧТО? - Выбери символ для обозначения этих слов - Вспомни первое слово. Подбери подходящие по смыслу слова действия и слова признаки к этому слову... Звукобуквен ный анализ - Маша составила звуковую схему твоего имени, ты с ней согласен? - Какую ошибку допустила Маша? - Прошагай своё имя по звуковой дорожке. -использование звуковых дорожек способствует повышению психомоторных и речемоторных функций, развитию навыков фонематического анализа и синтеза Работа за компьютером Диск ?Супервнимание?. Упражнение ?Тройка? - упражнение развивает параметры такие внимания как концентрация, распределение и переключение, что необходимо для успешного обучения Рефлексия учебной деятельности Дерево успеха - Найди свой листочек. Куда бы ты хотел его сегодня поместить? Почему -использование наглядного продвижения ребёнка к успеху (видит, где его листочек успеха в настоящее время) учит анализировать результаты своей работы, оценивать результаты своей деятельности Д/З - Выполни задание по карточке и составь несколько предложений из 3-ёх слов (приложение) - Шагаем к выходу, называя подходящие по смыслу слова признаки и действия к словам предметам -Задания в игровой форме побуждают к самостоятельной деятельности - обогащение и активизация словарного запаса
Технологическая карта занятия учителя-дефектолога с использованием технологии ЗСТ профессора В.Ф. Базарного