Барнаева А.А.,
 учитель-дефектолог высшей категории

Технологическая карта
занятия учителя-дефектолога  с использованием технологии ЗСТ профессора В.Ф. Базарного

Тема: ?Части речи?

Класс:  2 специальный коррекционный  класс для детей с ОВЗ (вариант 7.2)
 Цель: закрепление и расширение знаний  о частях речи (существительное, прилагательное, глагол)
Задачи:
обогащение и активизация словарного запаса
совершенствовать психические процессы (внимание, память)
улучшение  уровня психической активности, качества внимания, умственной и  произвольно-моторной деятельности 
Оборудование:
Компьютер
 Графические символы частей речи 
Картинный  материал 
Су джок, рефлексотренажёр
Таблицы  Коноваленко
 Звуковые символы, алгоритм подбора родственных слов

Этап занятия
 Содержание занятия
 Коррекционно – развивающие задачи
Результаты 

Мотивация к учебной деятельности.

Гимнастика для ума 

Су джок


Тренажёр для стоп ног

 Включение  в деловой ритм. Эмоциональный настрой.

Работа с таблицами С.В.Коноваленко (прямой и обратный счёт)
Развитие пальцевого праксиса (Су ждок) с проговариванием стихотворения
Рефлексотерапия (проговаривание под шаговый ритм слов по слогам)
 - Какое слова лишнее? Почему?
- Как назвать одним словом?

-Оказывать благотворное влияние на эмоциональное состояние, способствует снятию усталости
- стимулировать действие речевых зон коры головного мозга
-совершенствовать психические процессы (внимание, память), тесно связанные с речью

- положительный настрой на занятие
- обогащение и активизация словарного запаса
- тренировка  глазных мышц
- развитие концентрации внимания и памяти
- повышение скорости мыслительных операций


Образование родственных слов
- Посмотри на алгоритм и догадайся – какое будет задание?
- Пользуясь алгоритмом подбери родственные слова к слову? (картинка берёзки)

- расширение активного словарного запаса
- активизация  межсистемной координации
- повышение эффективности произвольно-моторной деятельности 
- улучшение  уровня психической активности, качества внимания, умственной  деятельности

- умение образовывать родственные слова

- обогащение и активизация словарного запаса

-умение использовать алгоритм

Повторение частей речи с использованием технологии ?подвижного материала? В.Ф Базарного
Развитие связной речи
- Внимательно посмотри по стенам кабинета и найди картинки с изображением предметов, отвечающих на вопрос ЧТО?
- Выбери символ для обозначения этих слов
- Вспомни первое слово. Подбери подходящие по смыслу слова действия и слова признаки.



Звукобуквен
ный анализ
- Маша составила звуковую схему твоего имени, ты с ней согласен?
- Какую ошибку допустила Маша?
- Прошагай своё имя  по звуковой дорожке.
- повышение психомоторных  и речемоторных функций
- повышение автоматизма и скорости восприятия
- повышение устойчивости последовательных образов
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза 
- умение оформлять свои мысли в устной форме;


Работа за компьютером
Диск ?Супервнимание?.
 Упражнение ?Тройка? 
-  развитие концентрация, распределение и переключение внимания 
- развитие мелкой моторики рук


Рефлексия учебной деятельности 
Дерево успеха
- Найди свой листочек.  Куда бы ты хотел его сегодня поместить? Почему

- учить анализировать результаты своей работы

-умение делать самооценку своей деятельности


 Д/З 
- Выполни задание по карточке и составь  несколько предложений из 3-ёх слов (приложение)
- Шагаем к выходу, называя подходящие по смыслу слова признаки и действия к словам предметам
- развивать словарный запас
-побуждать к самостоятельной деятельности
- обогащение и активизация словарного запаса


ПРИЛОЖЕНИЯ

    




















АНАЛИЗ
занятия учителя-дефектолога  с использованием технологии ЗСТ профессора В.Ф. Базарного

Тема: ?Части речи?

Класс:  2 специальный коррекционный  класс для детей с ОВЗ (вариант 7.2)


Этап занятия
 Содержание занятия
Анализ этапов занятия 

Мотивация к учебной деятельности.

Гимнастика для ума 

Су джок

Тренажёр для стоп ног
рефлексотерапия

 Включение  в деловой ритм. Эмоциональный настрой.

Работа с таблицами С.В.Коноваленко (прямой и обратный счёт)
Развитие пальцевого праксиса (Су ждок) с проговариванием стихотворения
Рефлексотерапия (проговаривание под шаговый ритм слов по слогам)
 - Какое слова лишнее? Почему?
- Как назвать одним словом?

- положительный настрой на занятие  через доброжелательность педагога 

-таблицы С.В.Коноваленко способствуют развитию переключаемости внимания и скорости мыслительных  реакций; обогащение и активизация словарного запаса с помощью выбранных ребёнком лексических тем (цветы, домашние животные) 
-СУ джок терапия помогает  стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, развивать пальцевый праксис
- рефлексотерапия стимулирует работу головного мозга, повышает эффективность психомоторных и речемоторных функций

Образование родственных слов

- Посмотри на алгоритм и догадайся – какое будет задание?
- Пользуясь алгоритмом подбери родственные слова к слову? (картинка берёзки)
- работа за конторкой в режиме моторной свободы повышает эффективность произвольно-моторной деятельности, снижает нервно-психическую утомляемость, улучшает уровень психической активности 
- умение пользоваться алгоритмом помогает  образовывать родственные слова, что способствует  обогащению  словарного запаса и служит пропедевтикой к сложной теме ?Безударные гласные?
- работа в  режиме  движения наглядного материала вносит сенсорное разнообразие в учебно-познавательную среду, активизируют мышечный тонус, чувство телесной и зрительной координации в пространстве
- использование графических символов  позволяет активно подключать все анализаторы для достижения цели, выстраивать правильную структуру предложения
-приём припоминания последовательности картинного материала способствует развитию долговременной памяти  


Повторение частей речи с использованием технологии ?подвижного материала? В.Ф Базарного
Развитие связной речи
- Внимательно посмотри по стенам кабинета и найди картинки с изображением предметов, отвечающих на вопрос ЧТО?
- Выбери символ для обозначения этих слов
- Вспомни первое слово. Подбери подходящие по смыслу слова действия и слова признаки к этому слову...


Звукобуквен
ный анализ
- Маша составила звуковую схему твоего имени, ты с ней согласен?
- Какую ошибку допустила Маша?
- Прошагай своё имя  по звуковой дорожке.
-использование звуковых дорожек способствует  повышению психомоторных  и речемоторных функций, развитию навыков фонематического анализа и синтеза 



Работа за компьютером
Диск ?Супервнимание?. Упражнение ?Тройка?
- упражнение развивает параметры такие  внимания как концентрация, распределение и переключение, что необходимо для успешного обучения

Рефлексия учебной деятельности 
Дерево успеха
- Найди свой листочек.  Куда бы ты хотел его сегодня поместить? Почему

-использование наглядного продвижения ребёнка к успеху (видит, где его листочек успеха в настоящее время)  учит анализировать результаты своей работы, оценивать результаты  своей деятельности


 Д/З 
- Выполни задание по карточке и составь  несколько предложений из 3-ёх слов (приложение)
- Шагаем к выходу, называя подходящие по смыслу слова признаки и действия к словам предметам
-Задания в игровой форме побуждают  к самостоятельной деятельности
- обогащение и активизация словарного запаса