* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Тема урока: Озера. 6 класс.

Филиал МОУ СОШ села Куриловка в с. Бессоновка.

Селиванова Елена Николаевна, учитель географии.

Урок формирования новых понятийных знаний.

Образовательные задачи:

рассмотреть новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.онятия урока: озеро, озерная котловина, старица, ледниковое, запрудное, вулканическое, тектоническое, сточное и бессточное озера.)

Формировать читательскую грамотность учащихся.

Развивающие задачи:

продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану.

Воспитательные задачи:

воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.

Источники знаний:

текст учебника параграф 55 (с. 236-238) (О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение.5 - 6 класс)

карты атласа;

иллюстрации учебника (с. 237 рис.164).

Формы организации познавательной деятельности:

самостоятельное индивидуальное чтение с последующим обсуждением в парах;

решение учебных задач, предполагающих получение новых знаний, с использованием карт, иллюстраций;

фронтальная беседа;

работа с контурной картой.

Формы представления нового знания:

знания, представленные в устной форме;

знания, представленные в виде схемы в тетради.

Географическая номенклатура: озёра: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Чад, Мёртвое, Танганьика, Ньяса, Сарезское, Кроноцкое, Курильское, Иссык - Куль.

Планируемые результаты

Предметные

знать

ключевые слова и выражения:

ледниковое озеро

”, “

запрудное озеро

”, “

вулканическое озеро

”, “

старица

”, “

тектоническое озеро

”,

карстовое озеро

,

сточное озеро

”, “

бессточное озеро

”;

знать части реки;

понимать

классификацию озер

;

называть и показывать на карте крупнейшие

озера

мира и России

.

Метапредметные

Познавательные

: выявлять главные признаки понятий, находить сходство и различие, формулировать выводы, делать обобщения; вести отбор, анализ информации из текста, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;

Смысловое чтение

Регулятивные

: ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы, организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; выполнять учебное действие в соответствии с заданием;

Коммуникативные

: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности, осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

Личностные

: использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный

этап.

Проверка домашнего задания.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

 Индивидуальная работа:

Понятие

Определение

1.Река

2.Паводок

3.Бассейн реки

4.Межень

5.Речная система

А. Период самого низкого уровня воды в реке.

Б.Кратковременный подъем уровня воды в реке.

В. Поток воды, текущий в углублении – русле.

Г. Главная река со всеми притоками.

Д. Территория, с которой дождевая, подземная и талая вода стекает в реку и ее притоки.

Взаимопроверка по эталону:

1-В, 2-Б, 3-Д, 4-А, 5-Г.

Нет ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”,

2 ошибки – “3”, 3 и более ошибок – “2”.

Личностные (отношение к учебной деятельности)

Определение уровня своих знаний, побуждение к активной деятельности.

2. Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к определению темы урока, постановке задач)

Цель: определение учащимися темы и задач урока.

Учитель предлагает ряд загадок, ответом на которые будет слово “озеро.

1. На поле,

Небо отражается,

Но не зеркалом точно,

Оно называется!

Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И

месяц,

и звезды – в нем все отражается… Как это зеркало называется

?

Что мы будем изучать на уроке?

Какие задачи решим на уроке?

Найдите на карте Мертвое, Аральское, Каспийское моря – озера. Какой у вас возникает вопрос?
Проблема: почему некоторые озера называют морями? Какие у вас будут предположения? Чем озеро отличается от реки?

После ответов учащихся учитель уточняет тему и учебные задачи урока.

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, формулируют тему урока и задачи. Определяют проблему, выдвигают гипотезы ее решения.

Регулятивные (умение осознавать и формулировать тему, понимание учебных задач и стремление их выполнить).

Коммуникативные (эффективно сотрудничать и взаимодействовать в паре при выработке общего решения).

Личностные (излагать свое мнение).

3. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Выступает в роли организатора деятельности учащихся.

Оказывает индивидуальную помощь.

Работа с текстом учебника параграфа 55 Озера.

Сделайте пометки на полях: + знаю, - не знаю, !”- интересно (индивидуальная работа).

- Обсудите с соседом по парте, о чем идет речь в предложенном материале.

- Объясните, как образуется озеро?

-Какого происхождения бывают озера?
- Чем озеро отличается от моря? От реки?

Какие озера мира самые глубокие?

Посмотрите видеофрагмент Семь чудес света. Озеро Байкал.

-Что узнали нового?

-Где находится озеро Байкал?

-Покажите на карте.
- Как надо показывать озера на картах? (на картах их нужно показывать по береговой линии.)

Покажите озера на настенной физической карте мира.

Теперь работаем с атласом и контурной картой.

-Найдите озера и нанесите их на контурную карту).

Просмотрите внимательно презентацию “Образование озерных котловин” и заполните таблицу в тетради.

Тип котловин

Причина образования

Примеры

Тектонические в прогибах

Опускание обширных участков земной коры

Аральское, Каспийское

Тектонические в разломах

Опускание участков земной коры по разлому

Байкал, Ньяса, Танганьика

Ледниковые

Котловина углублена древними ледниками.

Онежское, Ладожское

Запрудные

Русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Сарезское.

Вулканические

Кратеры потухших вулканов

Кроноцкое, Курильское

Карстовые

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Маленькие на картах не обозначаются

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Маленькие на картах не обозначаются

 Справились с заданием?

Физкультминутка (фон плеска воды)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя
А над морем – мы с тобою!

А теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

Сядьте дети на песок, Продолжаем наш урок.

Используя текст учебника на стр.237 определите: почему озера бывают сточные и бессточные. Сделайте к ним рисунок.

Пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера. (Сточные озера: Байкал, Ладожское, Онежское, Танганьика, Виктория; бессточные озера: Каспийское, озеро Чад, Аральское, Мертвое море, Иссык-Куль.)

Отвечают уч-ся.

Отвечают.

Показывают.

Работают с атласом и контурной картой.

По ходу презентации заполняют таблицу.

Тип котловин

Причина образования

Примеры

Тектонические в прогибах

Опускание обширных участков земной коры

Аральское, Каспийское

Тектонические в разломах

Опускание участков земной коры по разлому

Байкал, Ньяса, Танганьика

Ледниковые

Котловина углублена древними ледниками.

Онежское, Ладожское

Запрудные

Русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Сарезское.

Вулканические

Кратеры потухших вулканов

Кроноцкое, Курильское

Карстовые

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Маленькие на картах не обозначаются

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Маленькие на картах не обозначаются

Выполняют физические упражнения.

Машут руками.

Выполняют плавательные движения руками.

Ходьба на месте.

Садятся за парты.

Записывают в тетради.

Сточные озера:

Бессточные озера:

(проверяют по слайду презентации)

Познавательные (извлечение из предметного текста необходимой информации – смысловое чтение, умение определять понятия, использование знаково-символических средств (схем).

Регулятивные (выполнение пробного задания, фиксирование индивидуальных затруднений, контрольно-оценочная деятельность).

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, умение работать с текстом).

Личностные (отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, самоопределение).

4. Этап закрепления новых знаний и умений учащихся.

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний.

Учитель предлагает учащимся составить описание озера по плану. Учитель направляет ход работы над описанием озера Байкал, тактично корректируя его.

План описания озера.

1. Название озера. 2. На каком материке и в какой его части расположено озеро? 3. Между какими параллелями и меридианами располагаются? 4. Происхождение котловины. 5. Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки. 6. Солёное или пресное?

-Теперь у вас достаточно знаний, чтобы тягаться с самим профессором Паганелем, из кинофильма «Дети капитана Гранта». Как вы помните, профессор был очень рассеян и поэтому в его утверждениях встречаются неточности, а иногда даже и ошибки. Давайте мы с вами постараемся исправить неточности и убрать ошибки.

Игра «Ошибки Паганеля». • 1. Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся в углублении на суше, называемом руслом. • 2. Самое большое озеро Байкал. • 3.К видам озёрных котловин относятся: тектонические, ледниковые, карстовые, старицы, устье. 4. Озёра-старицы образуются в вулканических кратерах. 5. Одно из крупнейших ледниковых озёр – Каспийское. 6. Озёр с тектоническими котловинами в нашей стране нет. 7. Если из озера не вытекает ни одна река, то оно сточное. 8. Солёные озёра на карте обозначаются голубым цветом.

Учащиеся описывают озеро Байкал по плану в тетради.

План описания озера. 1. Название озера. 2. На каком материке и в какой его части расположено озеро? 3. Между какими параллелями и меридианами располагаются? 4. Происхождение котловины. 5. Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки. 6. Солёное или пресное?

Отвечают на

вопросы.

Исправляют ошибки.

Коммуникативные (адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи).

Регулятивные (умение планировать свою деятельность под руководством учителя).

5. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, оценивание эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося

Организует рефлексию

Учащимся предлагается продолжить предложения:

1.Сегодня я узнал.......

2. Я был удивлен......

3. Я открыл для себя.........

4. Я еще раз убедился..........

5. Я все же не понял............

Соотносят цель и результат своей работы. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности.

Регулятивные (контроль и оценка своей деятельности).

Личностные (самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание успешности или неуспешности).

Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью).

6. Домашнее задание

1. параграф 55

2. задание 1 на стр.238.

3. Описание озера по выбору.

Записывают домашнее задание

 

Эталон для проверки:

1-В, 2-Б, 3-Д, 4-А, 5-Г.

Нет ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”,

2 ошибки – “3”, 3 и более ошибок – “2”.

Карточка для учащихся. Приложение №1

Тема урока «Озёра».

Заполним таблицу:

Типы озерных котловин

Способы образования

примеры

1

Тектонические: в прогибах земной коры

2

Тектонические: в разломах земной коры

3

Вулканические

4

Ледниковые

5

Озера - старицы

6

Запрудные

7

Карстовые

2. Нарисовать схему

Сточные озера: Бессточные озера:

3. Байкал, Каспийское, Онежское, Танганьика, Виктория, озеро Чад, Аральское, Мертвое море, Ладожское, Иссык-Куль.

Сточные озера

Бессточные озера

Задание для класса. Приложение №2

Озеро Байкал

«Описание озера» по типовому плану.

План описания озера:

Название.

На каком материке находится и в какой его части.

Между какими параллелями и

меридианами располагается

.

Происхождение котловины.

Сточное

или бессточное

. Впадающие и вытекающие реки.

Соленое или пресное.