Технологическая карта урока по теме «Валентность»

Класс: 8 

Предмет: химия.

Тема учебного занятия: Валентность

Продолжительность урока: 40 минут.

Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний.

Учитель: Соколова В.В.

Цель: сформировать у учащихся представление о валентности, бинарных соединениях.

Задачи:

Образовательные: 

раскрыть понятие валентности, научить составлять химические формулы, используя понятие валентности.

Развивающие

: развитие логического мышления; умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с учебником, дополнительной информацией.

Воспитательные

: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение слушать и слышать; воспитывать интерес к предмету.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного диалога, развивающего обучения, элемент технологии критического мышления.

Методы обучения: словесный, проблемно-поисковый, практические

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ресурсы для проведения урока: мультимедиа проектор, ПК, презентация «Валентность», карточки для самостоятельной работы.

Основные понятия: валентность, бинарные соединения, номенклатура бинарных соединений

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

-знать определение понятия «валентность»;

-уметь определять валентность элементов по формулам бинарных соединений;

-знать валентность некоторых химических элементов.

Метапредметные:

-осуществлять контроль и оценку своих действий;

-строить молекулы веществ с помощью шаровых моделей;

-проводить наблюдение, анализ, коллективное обсуждение.

Личностные: -проявлять устойчивый интерес к поиску решения поставленных проблем и задач.

КАРТОЧКИ для работы в группах Прил.1

1. Даны химические элементы и указана их валентность.

Составьте соответствующие химические формулы:
I         II       V      IV    III    VII     III         II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnOFe O, H S,

IV III I II  III  II III

 N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.

2Составьте химические формулы соединений:

а) цинк и бром (I)

б) железо (III) и кислород

в) кремний (IV) и водород

г) сера (VI) и кислород

1. Даны химические элементы и указана их валентность.

Составьте соответствующие химические формулы:
I         II       V      IV    III    VII     III         II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnOFe O, H S,

IV III I II  III  II III

 N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.

2Составьте химические формулы соединений:

а) цинк и бром (I)

б) железо (III) и кислород

в) кремний (IV) и водород

г) сера (VI) и кислород

1. Даны химические элементы и указана их валентность.

Составьте соответствующие химические формулы:
I         II       V      IV    III    VII     III         II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnOFe O, H S,

IV III I II  III  II III

 N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.

2Составьте химические формулы соединений:

а) цинк и бром (I)

б) железо (III) и кислород

в) кремний (IV) и водород

г) сера (VI) и кислород

1. Даны химические элементы и указана их валентность.

Составьте соответствующие химические формулы:
I         II       V      IV    III    VII     III         II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnOFe O, H S,

IV III I II  III  II III

 N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.

2Составьте химические формулы соединений:

а) цинк и бром (I)

б) железо (III) и кислород

в) кремний (IV) и водород

г) сера (VI) и кислород

1. Даны химические элементы и указана их валентность.

Составьте соответствующие химические формулы:
I         II       V      IV    III    VII     III         II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnOFe O, H S,

IV III I II  III  II III

 N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.

2Составьте химические формулы соединений:

а) цинк и бром (I)

б) железо (III) и кислород

в) кремний (IV) и водород

г) сера (VI) и кислород

1. Даны химические элементы и указана их валентность.

Составьте соответствующие химические формулы:
I         II       V      IV    III    VII     III         II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnOFe O, H S,

IV III I II  III  II III

 N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.

2Составьте химические формулы соединений:

а) цинк и бром (I)

б) железо (III) и кислород

в) кремний (IV) и водород

г) сера (VI) и кислород

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу

Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке

 

2. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности

Запишите под диктовку формулы веществ:

1. Молекула хлороводорода состоит из одного атома водорода и одного атома хлора.

2. Молекула хлорида меди состоит из одного атома меди и двух атомов хлора.

3. Молекула оксида хлора состоит из двух атомов хлора и семи атомов кислорода.

Сравните с образцом,(слайд 2) есть ли ошибки?

Посмотрите на формулы веществ. Чем похожи эти формулы?

Почему в каждой молекуле разное число атомов хлора?

Пишут формулы веществ под диктовку

Сравнивают с эталоном (слайд2), анализируют выполненную работу, находят ошибки. Отрабатывают произношение.

Формулируют тему урока.

Делают предположение что такое валентность

Познавательные УУД:

Самостоятельное формулирование цели и тему урока.

Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог;

Умение планировать учебное сотрудничество с соседом по парте.

4. Изучение нового материала

Знакомит с Эдуардом Франклендом и понятием валентность. (Слайд 3)

В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента .

В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э. Франклендом в 1853 г. “валентность”.

Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.

Валентность это способность атома химического элемента образовывать химические связи с определенным количеством других атомовАтомы одних химических элементов имеют постоянную валентность, а других переменную (т.е. в разных соединениях один и тот же элемент может проявлять разную валентность). (Слайды5-6)

Знакомит с алгоритмом определения валентности. (Слайд 7)

Зная валентность элементов, вы можете составить любую формулу бинарного соединения. Как это сделать? 

Знакомит с алгоритмом составления формулы по валентности.

(Слайд 8)

Слушают учителя.

Смотрят презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение, схему (постоянная и переменная валентность)

Работа с учебником с.44(табл.5)

Записывают алгоритм1

Записывают алгоритм2.

Предметные УД: получение знаний о валентности, бинарных соединениях.

 

Познавательные УУД:

Умение структурировать знания.

 

Коммуникативные УУД:

Умение прислушиваться к ответам своих одноклассников;

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение участвовать в коллективном обсуждении тех или иных вопросов.

 

Личностные УУД: Проявление интереса к поиску ответов на поставленные вопросы.

 

Регулятивные УУД: Составление поэтапного плана определения числа единиц валентности.

5. Этап первичного закрепления

Выполняют задания (слайды 9-10)

Задание на доске;

Определите валентность в следующих химических соединениях: 

SiH4, CrO3, H 2S, CO 2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O7, РН 3, K 2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, SiO2, SiH4, Mn2O7, CuO, N2O3. 

 

Индивидуальная работа в тетрадях (по вариантам)

Работают у доски.

Определяют валентность.

Выполняют задание по цепочке с выходом к доске.

Предметные УД: Умение определять валентность элементов в бинарных соединениях.

Регулятивные УУД: Осуществление контроля и оценивание.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует групповую работу детей по карточкам

1. Даны химические элементы и указана их валентность. Составьте соответствующие химические формулы:
I         II       V      IV    III    VII     III         II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnOFe O, H S,

IV III I II  III  II III

 N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.

2Составьте химические формулы соединений:

а) цинк и бром (I)

б) железо (III) и кислород

в) кремний (IV) и водород

г) сера (VI) и кислород

Выполняют задания в группах, осуществляют проверку по эталону

Предметные УД: Умение определять валентность элементов в бинарных соединениях, переводить буквенные выражение в химические формулы.

 

Регулятивные УУД: Осуществление контроля и оценивание работы своих одноклассников.

7. Рефлексия деятельности

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске(слайд11):

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Формулируют выводы, фиксируют их в тетрадь, оценивают свою активность

Регулятивные УУД: осуществление рефлексии собственной деятельности.

 

8. Домашнее задание

§8, выполнить № 4 с. 46. Индивидуальное задание: подготовить небольшой доклад об открытии закона постоянства веществ.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы