Технологическая карта урока по теме «Валентность»
Класс: 8
Предмет: химия.
Тема учебного занятия: Валентность
Продолжительность урока: 40 минут.
Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний.
Учитель: Соколова В.В.
Цель: сформировать у учащихся представление о валентности, бинарных соединениях.
Задачи:
Образовательные:
раскрыть понятие валентности, научить составлять химические формулы, используя понятие валентности.
Развивающие
: развитие логического мышления; умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с учебником, дополнительной информацией.
Воспитательные
: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение слушать и слышать; воспитывать интерес к предмету.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного диалога, развивающего обучения, элемент технологии критического мышления.
Методы обучения: словесный, проблемно-поисковый, практические
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ресурсы для проведения урока: мультимедиа проектор, ПК, презентация «Валентность», карточки для самостоятельной работы.
Основные понятия: валентность, бинарные соединения, номенклатура бинарных соединений
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
-знать определение понятия «валентность»;
-уметь определять валентность элементов по формулам бинарных соединений;
-знать валентность некоторых химических элементов.
Метапредметные:
-осуществлять контроль и оценку своих действий;
-строить молекулы веществ с помощью шаровых моделей;
-проводить наблюдение, анализ, коллективное обсуждение.
Личностные: -проявлять устойчивый интерес к поиску решения поставленных проблем и задач.
КАРТОЧКИ для работы в группах Прил.1
1. Даны химические элементы и указана их валентность.
Составьте соответствующие химические формулы:
I II V IV III VII III II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnO, Fe O, H S,
IV III I II III II III
N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.
2. Составьте химические формулы соединений:
а) цинк и бром (I)
б) железо (III) и кислород
в) кремний (IV) и водород
г) сера (VI) и кислород
1. Даны химические элементы и указана их валентность.
Составьте соответствующие химические формулы:
I II V IV III VII III II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnO, Fe O, H S,
IV III I II III II III
N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.
2. Составьте химические формулы соединений:
а) цинк и бром (I)
б) железо (III) и кислород
в) кремний (IV) и водород
г) сера (VI) и кислород
1. Даны химические элементы и указана их валентность.
Составьте соответствующие химические формулы:
I II V IV III VII III II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnO, Fe O, H S,
IV III I II III II III
N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.
2. Составьте химические формулы соединений:
а) цинк и бром (I)
б) железо (III) и кислород
в) кремний (IV) и водород
г) сера (VI) и кислород
1. Даны химические элементы и указана их валентность.
Составьте соответствующие химические формулы:
I II V IV III VII III II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnO, Fe O, H S,
IV III I II III II III
N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.
2. Составьте химические формулы соединений:
а) цинк и бром (I)
б) железо (III) и кислород
в) кремний (IV) и водород
г) сера (VI) и кислород
1. Даны химические элементы и указана их валентность.
Составьте соответствующие химические формулы:
I II V IV III VII III II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnO, Fe O, H S,
IV III I II III II III
N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.
2. Составьте химические формулы соединений:
а) цинк и бром (I)
б) железо (III) и кислород
в) кремний (IV) и водород
г) сера (VI) и кислород
1. Даны химические элементы и указана их валентность.
Составьте соответствующие химические формулы:
I II V IV III VII III II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnO, Fe O, H S,
IV III I II III II III
N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.
2. Составьте химические формулы соединений:
а) цинк и бром (I)
б) железо (III) и кислород
в) кремний (IV) и водород
г) сера (VI) и кислород
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия
1. Мотивация к учебной деятельности
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу
Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке
2. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности
Запишите под диктовку формулы веществ:
1. Молекула хлороводорода состоит из одного атома водорода и одного атома хлора.
2. Молекула хлорида меди состоит из одного атома меди и двух атомов хлора.
3. Молекула оксида хлора состоит из двух атомов хлора и семи атомов кислорода.
Сравните с образцом,(слайд 2) есть ли ошибки?
Посмотрите на формулы веществ. Чем похожи эти формулы?
Почему в каждой молекуле разное число атомов хлора?
Пишут формулы веществ под диктовку
Сравнивают с эталоном (слайд2), анализируют выполненную работу, находят ошибки. Отрабатывают произношение.
Формулируют тему урока.
Делают предположение что такое валентность
Познавательные УУД:
Самостоятельное формулирование цели и тему урока.
Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог;
Умение планировать учебное сотрудничество с соседом по парте.
4. Изучение нового материала
Знакомит с Эдуардом Франклендом и понятием валентность. (Слайд 3)
В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента .
В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э. Франклендом в 1853 г. “валентность”.
Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.
Валентность — это способность атома химического элемента образовывать химические связи с определенным количеством других атомов. Атомы одних химических элементов имеют постоянную валентность, а других переменную (т.е. в разных соединениях один и тот же элемент может проявлять разную валентность). (Слайды5-6)
Знакомит с алгоритмом определения валентности. (Слайд 7)
Зная валентность элементов, вы можете составить любую формулу бинарного соединения. Как это сделать?
Знакомит с алгоритмом составления формулы по валентности.
(Слайд 8)
Слушают учителя.
Смотрят презентацию.
Записывают определение, схему (постоянная и переменная валентность)
Работа с учебником с.44(табл.5)
Записывают алгоритм1
Записывают алгоритм2.
Предметные УД: получение знаний о валентности, бинарных соединениях.
Познавательные УУД:
Умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
Умение прислушиваться к ответам своих одноклассников;
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение участвовать в коллективном обсуждении тех или иных вопросов.
Личностные УУД: Проявление интереса к поиску ответов на поставленные вопросы.
Регулятивные УУД: Составление поэтапного плана определения числа единиц валентности.
5. Этап первичного закрепления
Выполняют задания (слайды 9-10)
Задание на доске;
Определите валентность в следующих химических соединениях:
SiH4, CrO3, H 2S, CO 2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O7, РН 3, K 2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, SiO2, SiH4, Mn2O7, CuO, N2O3.
Индивидуальная работа в тетрадях (по вариантам)
Работают у доски.
Определяют валентность.
Выполняют задание по цепочке с выходом к доске.
Предметные УД: Умение определять валентность элементов в бинарных соединениях.
Регулятивные УУД: Осуществление контроля и оценивание.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует групповую работу детей по карточкам
1. Даны химические элементы и указана их валентность. Составьте соответствующие химические формулы:
I II V IV III VII III II
Li O, Ba O, P O, SnO, P H, MnO, Fe O, H S,
IV III I II III II III
N O, Cr Cl, Ca Cl, Mg N, Al S, Fe Cl.
2. Составьте химические формулы соединений:
а) цинк и бром (I)
б) железо (III) и кислород
в) кремний (IV) и водород
г) сера (VI) и кислород
Выполняют задания в группах, осуществляют проверку по эталону
Предметные УД: Умение определять валентность элементов в бинарных соединениях, переводить буквенные выражение в химические формулы.
Регулятивные УУД: Осуществление контроля и оценивание работы своих одноклассников.
7. Рефлексия деятельности
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске(слайд11):
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Формулируют выводы, фиксируют их в тетрадь, оценивают свою активность
Регулятивные УУД: осуществление рефлексии собственной деятельности.
8. Домашнее задание
§8, выполнить № 4 с. 46. Индивидуальное задание: подготовить небольшой доклад об открытии закона постоянства веществ.
Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы