2.Класс: 4 «Е»

4.Предмет: Литературное чтение

5.Тема: «И.А. Бунин Гаснет вечер, даль синеет»

6.Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания

7.Цель урока: создать условия для совершенствования постижения идеи произведения

8.Задачи:

Образовательные:

содействовать формированию знакомства

обучающихся

 

с биографией и творчеством автора;

 

организация эмоционального читательского восприятия текста;

формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

Развивающие:

способствовать развитию умения осознавать идею текста, анализировать его, делать выводы;

 

формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи; обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Воспитательные:

воспит

ание

организации

эмоционального читательского восприятия текста;

9.Дидактические средства:

Для учител

я-

презентация, учебник, иллюстрации

Для обучающегос

я

-

учебник, тетрадь

10.

Методы и приёмы:

наглядны

й(

картинки) , словесный( беседа), метод творческого чтения( выразительное чтение отрывка), проблемно- поисковый, самостоятельные.

11. Форма урока: традиционная

Ход урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативов учебной деятельности.

1-2 мин.

Приветствие детей.

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Алексеевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Отгадайте загадку.

Зимой бело,

Весной черно,

летом зелено,

осенью стрижено.

Молодцы, конечно же, это поле.

А поле – это представитель природы.

Приветствие

Настраиваются на урок

Фронтальная

Регулятивные

2.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: организация подготовки учащихся к систематизации знания.

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа

– Заполните, пожалуйста, пустые прямоугольники в схеме «Они писали стихи о природе» фамилиями поэтов.

Коллективная работа.

Проверка ответов и защита своего выбора путём названия произведения того или иного названного автораЛАЙД 2 (Схема)

-Отгадайте имя поэта, чьё произведение мы будем изучать сегодня.

НИНИУ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА Бунин Иван Алексеевич

-Что вы знаете об И.Бунине? Посмотрите на выставку , может быть, она вам подскажет ответ.

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним автором, писавшим стихи о природе.

Краткое сообщение о писателе

(Портрет)

Это Иван Алексеевич Бунин.

Он прожил 83 года. Родился в 1870-м году и происходил из старинного дворянского рода. Детство он провёл в дворянской усадьбе на хуторе Бутырки, неподалёку от города Ельца. Именно здесь пробудилась поэзия в душе Бунина, ведь летом вокруг небогатой, запущенной усадьбы расстилалось море зелени – хлеба, травы, цветы … Зимой хутор тонул в снегах. И всё было пропитано духом Пушкина, так как мать Бунина постоянно читала детям стихи великого поэта «певуче и медленно на старомодный лад».

Отец говорил маленькому Ивану, что жить надо поближе к природе, любить родные поля, солнце, небо.

Счастье – по Бунину – это полное слияние с природой. Тогда ты свободен.

Себя он относил к числу счастливых, так как вместе с крестьянскими ребятишками из ближайшей деревни он бывал в ночном (дети уже знают что это), разглядывая ночное небо, слушая звуки ночи, вдыхая аромат трав…

Фронтальная

Личностные
Коммуникативные

3.

3. Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление места и причины затруднения.



Беседа

Постановка темы и цели урока

Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Какие задачи мы с вами поставим?

- Верно, ребята.

Фронтальная

Личностные
Коммуникативные
Познавательные

 

4.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить новое знание и сформировать умение применять его при решении заданий.

Первичное чтение

Беседа по первичному восприятию.

Чтение учителем стихотворения «Гаснет вечер, даль синеет…»

Гаснет вечер, даль синеет, 
Солнышко садится, 
Степь да степь кругом – и всюду 
Нива колосится! 
Пахнет медом, зацветает 
Белая гречиха... 
Звон к вечерне из деревни 
Долетает тихо... 
А вдали кукушка в роще 
Медленно кукует... 
Счастлив тот, кто на работе 
В поле заночует!

Гаснет вечер, скрылось солнце, 
Лишь закат краснеет... 
Счастлив тот, кому зарею 
Теплый ветер веет; 
Для кого мерцают кротко, 
Светятся с приветом 
В темном небе темной ночью 
Звезды тихим светом; 
Кто устал на ниве за день 
И уснет глубоко 
Мирным сном под звездным небом 
На степи широкой! 
1892

Какие картины вы представляли себе, когда слушали это стихотворение?

Какую интонацию вы выберете?

-Скажите, что хотел рассказать нам И. Бунин?

Какие краски, звуки и запахи почувствовали?

Какие чувства пробуждает у вас это произведение?

Стихотворение не имеет названия. Как бы вы его назвали? Почему?

Подтвердите словами текста, что это «летний вечер» («… зацветает белая гречиха», «…Тёплый ветер веет…»)

Найдите слова и звуки, рисующие образ вечера. Эти слова взяты из жизни природы или человека?

 

Читают.

Групповая

Познавательные
Личностные

5.

5. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему












Анализ произведения

Почему поэт делит стихотворение на две строфы? (1 – наступление вечера; 2 – наступление ночи)

Прочитайте первые 4 строки и вслушайтесь в звучание этих строк.

Какой звук повторяется чаще всего? (звук с. Когда его произносишь, представляешь как колоски на поле («ниве») шевелятся под дуновением лёгкого ветерка)

Есть ли в этих строках метафоры? Назовите их.

Гаснет вечер, даль синеет,

Солнышко садится,

Степь да степь кругом – и всюду

Нива колосится!

Прочитайте следующие 6 строк. Что вы заметили? (После каждой фразы стоит знак многоточия. Автор, как бы, чувствует запах мёда и замирает, слышит звон колоколов перед вечерней службой в церкви и останавливается, прислушивается, а из рощи доносится кукование кукушки и, быть может, он считает сколько раз она прокукует.)

Как вы думаете, почему автор ставит рядом две фразы: «…Пахнет мёдом, зацветает белая гречиха…»? (Когда цветёт гречиха, пчёлы кружат над цветами. Значит, будет гречишный мёд.)

Какое чувство охватило автора, когда он писал эти строки? (Чувство счастья)

Каким средством Бунин передаёт это чувство в произведении? (Восклицанием)

СЛАЙД 4 (картина по тексту 1 строфы + звуки колокола + кукование кукушки)

Самостоятельная работа.

Откройте тетради, вставьте пропущенные слова, описывающие наступление летнего вечера. Укажите паузы. Расставьте логические ударения.

Как передать в чтении темп чтения, тембр голоса, громкость?

Чтение 1 строфы

Проанализируйте выразительность чтения. Удалось ли передать красоту вечера? Какую строчку вы бы прочитали не так?

Физминутка

(Звучит релаксационная музыка)

Закройте глаза, представьте, что вы гуляете по степи, вдыхаете аромат трав, слышите колокола церкви …. Наступает вечер. Садится солнышко. Вы смотрите на небо, а там появилась первая звёздочка. Откройте глаза и посмотрите на неё (на экране). Она хочет с вами поиграть: попробуйте её поймать, глазками водя по экрану. Она вам ярко помигала приветствуя своих друзей.

Работа в парах. Попробуйте найти средства выразительности во 2 строфе

(метафоры: Гаснет вечер, скрылось солнце, закат краснеет, ветер веет) (эпитеты: Теплый ветер, мерцают кротко, в темном небе темной ночью, тихим светом, уснет глубоко Мирным сном под звездным небом На степи широкой!) СЛАЙД 5 (степь, звёздное небо)

Что должны мы передать при чтении 2 строфы? (Покой вечера)

Одинаково ли будем читать обе строфы?

Обратите внимание: Какое средство выразительности объединяет строфы? (Повтор)

Для чего автор его использует? (Автор подчёркивает основную мысль произведения: «Счастливы те, кто, когда гаснет вечер в степи, сливаются с природой»)

На красивейшее стихотворение И.А. Бунина композиторы А.Л. Панаев, В.И. Ребиков и Н.С. Потоловский сочинили мелодию. Получился великолепный романс «Вечер».

Послушайте. (Звучит запись романса)

Подтверждает ли И.А. Бунин этим произведением свои слова о том, что «счастье – это полное слияние с природой. Тогда ты свободен»?



 

 

фронтальная

Личностные
Коммуникативные
Познавательные

6.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка деятельности.знаний и повторений.

Подведение итогов.

Выставление оценок, проведение рефлексии.

Какова тема урока?

Какую цель сегодня на уроке мы поставили?

Добились ли мы поставленных задач?

А теперь оцените вашу работу на уроке, используя фразы:

обогати

л(

а) жизненный опыт,

откры

л(

а),

вспомни

л(

а)

узна

л(

а).

Хорошо! Сегодня на уроке хорошо поработали …
Самооценка

Открываем дневники и записываем домашнее задание

Урок окончен.

Отвечают, используя фразы.

Слушают оценки

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Регулятивные
Личностные