Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме

«Умножение и деление натуральных чисел»

ФИО: Авилова Олеся Григорьевна

Место работы: МБОУ: Потаповская СОШ

Должность: учитель математики

Предмет: математика.

Класс: 5

Тема урока: «Умножение и деление натуральных чисел».

Цель урока: применение умений выполнять умножение и деление натуральных чисел при решении задач с практическим содержанием через создание мини – проекта.

Задачи:

- образовательные: научить в процессе реальной ситуации использовать приобретенные знания по теме «Умножение и деление натуральных чисел»;

- развивающие: развивать у учащихся пространственное представление; речь, мышление, память; интерес к предмету;

- воспитательные: воспитывать аккуратность в вычислениях и записи чисел, умение применять теоретические знания к решению задач, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, культуру совместного учебного труда.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить знания и умения умножать и делить натуральные числа, применять полученные знания при решении задач; автоматизировать навыки вычислений.

Личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению учебного материала; выполнять самооценку результатов своей работы, рефлексию.

Метапредметные:

Познавательные: выделить и принять учебную цель на урок, развивать основы логического и алгоритмического мышления; уметь произвольно и осознанно владеть приемами решения задач.

Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, к осознанию уровня и качества усвоения результата.

Коммуникативные: учить строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения, осуществлять коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, в группе.

Тип урока: урок рефлексии.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Межпредметные связи: экология.

Оборудование: раздаточные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, созданная в программе Power Point.

Технология: проектная.

Технологическая карта

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.

Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в этот замечательный день. Надеюсь, что наш урок пройдет плодотворно и с отличным настроением. Хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке учились быть аккуратными, настойчивыми в достижении цели, были внимательными к себе и своим товарищам.

Включаются в деловой ритм урока

Умения ориентироваться в своей системе знаний

Целеполагание

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Самоопределение

2.

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Определить тему, цель и задачи занятия

Мотивирует детей, подводит учащихся к теме, целям и задачам урока

- Ребята, посмотрите на экран.

(Слайд 2)

- Скажите, что вы общего видите на этих картинках?

- А как называются эти числа?

-А какие числа называются натуральными?

- Ребята, у вас на столах геометрические фигуры. Как они называются?

- Верно.

- Найдите площадь этих фигур.

- Каким действием находили площадь?

- Площадь нашего класса равна 28 кв. м. Ширина класса 4 м. Найдите длину. (Слайд 3)

- Каким действием находили длину?

-Посмотрите на экран. (Слайд 4) Дайте ответы на следующие вопросы.

- Как называется результат умножения?

- С помощью какого действия находят неизвестный множитель?

- Как найти неизвестный множитель?

-Как называют число, которое делят?

- Как называется результат деления?

- Как найти неизвестное делимое?

- Как найти неизвестный делитель?

-Молодцы! Ребята, как вы думаете, исходя из данных вопросов тема сегодняшнего урока какая? (Слайд 5)

- Тема для вас новая или уже знакомая?

- Тогда, как вы думаете, какая цель нашего занятия?

-Молодцы! Я надеюсь, что сегодняшний урок во многом станет для вас уроком – развития и повысит интерес к предмету «математика». Итак, все готовы? Тогда - в путь!

Отвечают на вопросы, определяют тему, цель и задачи

- Числа.

Натуральные.

- Числа 1, 2, 3 и т. д., используемые при счете предметов, называются натуральными.

Прямоугольники, квадрат.

- 6 см и 8 см

- 3 см и 10 см

- 7 см и 7 см

S = 48 кв см.

S = 30 кв см.

S = 49 кв см.

-Умножением.

- 7 м.

- Делением.

- Произведение.

- Деления.

- Значение произведения разделить на известный множитель.

-Делимое.

- Значение частного.

- Значение частного умножить на делитель.

- Делимое разделить на значение частного.

Предлагают ответы.

-Умножение и деление натуральных чисел.

- Знакомая.

- Закрепить знания и умения выполнять умножение и деление натуральных чисел.

- Да.

Самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели

Выполняют работу по предложенным вопросам

Оформляют мысли в устной форме

Осознавать ответственность за общее дело

3.

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Сосредотачивает внимание на опорных способах действия.

-Ребята, для того, чтобы узнать над чем вы будете работать необходимо выполнить следующие задания и разгадать кодовое слово.

(Слайд 6 - 11)

- У вас на столах лежат карточки с заданиями и таблицей, в которой каждому ответу соответствует буква.

(Приложение 1)

- Ребята, какое слово у нас получилось?

- Правильно, сегодня на уроке вы будете выполнять мини-проект с названием парк.

Участвуют в индивидуальной работе

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

-ПРОЕКТ

Участвуют в работе по повторению; в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

Выполняют работу по предложенному плану

Оформляют мысли в письменной и устной форме

Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

4.

Применение знаний и умений в новой ситуации

(групповая работа)

Показать широту применения знаний правил действий с натуральными числами

Организует групповую практическую работу учащихся

-Вам обязательно пригодятся ваши познания в математике, а также знания из других наук.

-По условию вам выделен участок земли размером 60 метров на 30 метров.

-На нём нужно разбить парк, то есть, высадить деревья одного вида и соорудить по периметру парка ограждение.

Ваша задача: (Слайд 12-14)

-Работать будем в группах, по которым вы уже распределены. Каждая группа предложит свой проект.

Для успешного выполнения проекта необходимо выбрать командира и распределить обязанности.

У вас на столах таблица. Определитесь с обязанностями и впишите в таблицу свои имена. (1 минута) (Приложение 2)

-Готовы?

-Просьба к командирам подойти и получить пакеты с заданиями.

- На каждом пакете вы видите изображения деревьев. Можете их назвать? Правильно. Это берёза, ель и тополь. Каждая группа будет работать над проектом парка в соответствии с названием своего дерева: парк БЕРЁЗКА, парк ЁЛОЧКА и парк ТОПОЛЁК.

Группируются

Находят ответы на поставленные вопросы

Распределяют обязанности, заполняют таблицу.

Работают в группах.

-Заполняют таблицу.

- Береза, ель, тополь.

Закрепляют навыки и умения применять правила умножения и деления натуральных чисел при создании мини проекта

Проговаривают последовательность действий Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи

Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

Развивают адекватное межличностное восприятие

5.

Физкультминутка

Учитель показывает слайд с физкультминуткой

-Перед началом серьезной работы предлагаю немного отдохнуть. (Слайд 15)

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия со слайда.

Развитие навыков сотрудничества, управление эмоциями

6.

Продолжение применения знаний и умений в новой ситуации

-Приступаем к выполнению работы. Вскройте свои пакеты.

В каждом пакете лежит шаблон проекта, содержащий таблицы, которые необходимо заполнить, а также справочные материалы, где имеются все необходимые для работы сведения. (Приложение 3)

-Выполненные проекты представят ваши командиры команд. Время для выполнения проектов – 15 минут.

Заполняют таблицы.

6.

Защита групповой работы

Посмотреть уровень усвоения данной темы при выполнении поставленных задач

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок

- Готовы?

- Прошу командиров представить проекты. (Березка, Елочка, Тополек) (Слайд 16)

-Спасибо. Мне было очень интересно, надеюсь, вашим товарищам тоже.

- Ребята, выполняя свои проекты, какие математические действия вы повторили?

- Можете ли вы сказать, что закрепили умение выполнять умножение и деление натуральных чисел?

- Молодцы!

Вы справились с поставленной задачей. За хорошую работу каждая команда награждается «Дипломом разработчика проекта».

Представляют свои мини проекты.

Выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

Анализируют свою работу.

Оценивают работу своей группы

- Сложение, умножение, деление.

-Да

Умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать качества конечных результатов.

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Формируют свои мысли в письменной и устной форме, слушают и понимаю речь других

Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

7.

Рефлексия

Организовать рефлексию.

Дать оценку работы класса и оценить свою работу

Подводит итоги, обсуждая результаты работы класса в целом.

- Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от урока, продолжив предложения.

(Слайд 17)

- Занятие для меня показалось…

- У меня получилось…

-Я попробую…

- Теперь я могу…

-Мне пригодится в …

- Я научилась…

Оценивают степень достижения цели, выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением

Высказывают свое мнение.

Умение сформулировать алгоритм действия, обосновывать качества конечных результатов.

Подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности

Адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании

Умение провести самооценку и организовать взаимо

оценку

8.

Домашнее задание

Задать домашнее задание

Комментирует домашнее задание

(Слайд 18)

Ребята, домашнее задание- разгадать кроссворд.

Спасибо за урок! До свидания!

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Устный счет:

1. Мы картошку убирали,

Ведрами в мешки ссыпали.

Сорок пять ведер – поровну в девять мешков.

А сколько ведер в одном? (5 ведер – П)

2. В ящике лежала морковь и свекла. Свеклы было 14 штук, а моркови в 3 раза больше. Сколько моркови лежало в ящике? (42 шт. – Р)

3. В первой корзине 7 килограммов лука, во второй столько, сколько в первой. А в третьей столько, сколько во второй. Сколько килограммов лука во второй корзине? (7 кг. – О)

4. Росло 4 берёзы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких веточки. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (нисколько – Е)

5. С первого участка собрали 124 килограмма капусты, что в 2 раза больше, чем со второго. Сколько килограммов капусты собрали со второго участка? (62 кг. – К)

6. Маша и Даша собирали в саду малину. Маша собрала 2530грамм, а Даша 2кг 530г. Кто из них больше собрал малины? (поровну – Т)

«=»

7

0

42

5

62

Т

О

Е

Р

П

К

1

2

3

4

5

6

Приложение 2

Таблица распределения обязанностей

Должность

Выполняемые обязанности

Имя участника

Командир

общее руководство, хронометраж, представление проекта

Экологи

расчет количества деревьев, их польза и долговечность

Строители

расчет количества стройматериалов

Экономисты

стоимость саженцев и стройматериалов

Ответственный за оформление

заполнение таблиц, оформление проекта

Приложение 3

ПАРК

Экологическое обоснование проекта

Порода дерева

Продолжительность жизни дерева, лет

Количество кислорода, выделяемого одним деревом в сутки, кг.

Общая площадь парка, м2

Площадь, необходимая для 1 дерева, м2

Сколько деревьев можно высадить на участке, штук

(с учетом требований площади на 1 дерево)

Количество кислорода, выделяемого всеми деревьями парка в сутки, кг.

Экономическое обоснование проекта:

Порода дерева

Количество саженцев для посадки, шт.

Цена одного саженца, руб.

Общая стоимость саженцев, руб.

Размер секции ограждения, м

Периметр парка, м.

Количество секций для ограждения, шт.

Цена 1 секции, руб.

Общая стоимость ограждения, руб.

Общая стоимость проекта:

Стоимость саженцев, руб.

Стоимость ограждения, руб.

Общая стоимость затрат для закладки парка, руб.


СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Размер

участка 60

х

30 м

2

Характеристики различных пород деревьев

Порода дерева

Площадь для произрастания на 1 дерево, м2

Цена 1 саженца, руб.

Количество кислорода, выделяемого 1 деревом в сутки, кг.

Продолжи тельность жизни, лет

Тополь

9

74

44

75

Береза

10

120

11

150

Ель

20

380

6

500

Характеристики материала для ограждения

Вид ограждения

Размер (длина), м.

Стоимость 1 секции, руб.

Секция

5

1175

Секция

3

705

Секция

2

470