Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме
«Умножение и деление натуральных чисел»
ФИО: Авилова Олеся Григорьевна
Место работы: МБОУ: Потаповская СОШ
Должность: учитель математики
Предмет: математика.
Класс: 5
Тема урока: «Умножение и деление натуральных чисел».
Цель урока: применение умений выполнять умножение и деление натуральных чисел при решении задач с практическим содержанием через создание мини – проекта.
Задачи:
- образовательные: научить в процессе реальной ситуации использовать приобретенные знания по теме «Умножение и деление натуральных чисел»;
- развивающие: развивать у учащихся пространственное представление; речь, мышление, память; интерес к предмету;
- воспитательные: воспитывать аккуратность в вычислениях и записи чисел, умение применять теоретические знания к решению задач, воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, культуру совместного учебного труда.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщить знания и умения умножать и делить натуральные числа, применять полученные знания при решении задач; автоматизировать навыки вычислений.
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению учебного материала; выполнять самооценку результатов своей работы, рефлексию.
Метапредметные:
Познавательные: выделить и принять учебную цель на урок, развивать основы логического и алгоритмического мышления; уметь произвольно и осознанно владеть приемами решения задач.
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, к осознанию уровня и качества усвоения результата.
Коммуникативные: учить строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения, осуществлять коммуникативное взаимодействие на уроке с учителем, в группе.
Тип урока: урок рефлексии.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Межпредметные связи: экология.
Оборудование: раздаточные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, созданная в программе Power Point.
Технология: проектная.
Технологическая карта
№
Этапы урока
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
1.
Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в этот замечательный день. Надеюсь, что наш урок пройдет плодотворно и с отличным настроением. Хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке учились быть аккуратными, настойчивыми в достижении цели, были внимательными к себе и своим товарищам.
Включаются в деловой ритм урока
Умения ориентироваться в своей системе знаний
Целеполагание
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Самоопределение
2.
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся
Определить тему, цель и задачи занятия
Мотивирует детей, подводит учащихся к теме, целям и задачам урока
- Ребята, посмотрите на экран.
(Слайд 2)
- Скажите, что вы общего видите на этих картинках?
- А как называются эти числа?
-А какие числа называются натуральными?
- Ребята, у вас на столах геометрические фигуры. Как они называются?
- Верно.
- Найдите площадь этих фигур.
- Каким действием находили площадь?
- Площадь нашего класса равна 28 кв. м. Ширина класса 4 м. Найдите длину. (Слайд 3)
- Каким действием находили длину?
-Посмотрите на экран. (Слайд 4) Дайте ответы на следующие вопросы.
- Как называется результат умножения?
- С помощью какого действия находят неизвестный множитель?
- Как найти неизвестный множитель?
-Как называют число, которое делят?
- Как называется результат деления?
- Как найти неизвестное делимое?
- Как найти неизвестный делитель?
-Молодцы! Ребята, как вы думаете, исходя из данных вопросов тема сегодняшнего урока какая? (Слайд 5)
- Тема для вас новая или уже знакомая?
- Тогда, как вы думаете, какая цель нашего занятия?
-Молодцы! Я надеюсь, что сегодняшний урок во многом станет для вас уроком – развития и повысит интерес к предмету «математика». Итак, все готовы? Тогда - в путь!
Отвечают на вопросы, определяют тему, цель и задачи
- Числа.
Натуральные.
- Числа 1, 2, 3 и т. д., используемые при счете предметов, называются натуральными.
Прямоугольники, квадрат.
- 6 см и 8 см
- 3 см и 10 см
- 7 см и 7 см
S = 48 кв см.
S = 30 кв см.
S = 49 кв см.
-Умножением.
- 7 м.
- Делением.
- Произведение.
- Деления.
- Значение произведения разделить на известный множитель.
-Делимое.
- Значение частного.
- Значение частного умножить на делитель.
- Делимое разделить на значение частного.
Предлагают ответы.
-Умножение и деление натуральных чисел.
- Знакомая.
- Закрепить знания и умения выполнять умножение и деление натуральных чисел.
- Да.
Самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели
Выполняют работу по предложенным вопросам
Оформляют мысли в устной форме
Осознавать ответственность за общее дело
3.
Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий
Сосредотачивает внимание на опорных способах действия.
-Ребята, для того, чтобы узнать над чем вы будете работать необходимо выполнить следующие задания и разгадать кодовое слово.
(Слайд 6 - 11)
- У вас на столах лежат карточки с заданиями и таблицей, в которой каждому ответу соответствует буква.
(Приложение 1)
- Ребята, какое слово у нас получилось?
- Правильно, сегодня на уроке вы будете выполнять мини-проект с названием парк.
Участвуют в индивидуальной работе
Учащиеся устно выполняют предложенные задания.
-ПРОЕКТ
Участвуют в работе по повторению; в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы
Выполняют работу по предложенному плану
Оформляют мысли в письменной и устной форме
Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
4.
Применение знаний и умений в новой ситуации
(групповая работа)
Показать широту применения знаний правил действий с натуральными числами
Организует групповую практическую работу учащихся
-Вам обязательно пригодятся ваши познания в математике, а также знания из других наук.
-По условию вам выделен участок земли размером 60 метров на 30 метров.
-На нём нужно разбить парк, то есть, высадить деревья одного вида и соорудить по периметру парка ограждение.
Ваша задача: (Слайд 12-14)
-Работать будем в группах, по которым вы уже распределены. Каждая группа предложит свой проект.
Для успешного выполнения проекта необходимо выбрать командира и распределить обязанности.
У вас на столах таблица. Определитесь с обязанностями и впишите в таблицу свои имена. (1 минута) (Приложение 2)
-Готовы?
-Просьба к командирам подойти и получить пакеты с заданиями.
- На каждом пакете вы видите изображения деревьев. Можете их назвать? Правильно. Это берёза, ель и тополь. Каждая группа будет работать над проектом парка в соответствии с названием своего дерева: парк БЕРЁЗКА, парк ЁЛОЧКА и парк ТОПОЛЁК.
Группируются
Находят ответы на поставленные вопросы
Распределяют обязанности, заполняют таблицу.
Работают в группах.
-Заполняют таблицу.
- Береза, ель, тополь.
Закрепляют навыки и умения применять правила умножения и деления натуральных чисел при создании мини проекта
Проговаривают последовательность действий Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи
Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов
Развивают адекватное межличностное восприятие
5.
Физкультминутка
Учитель показывает слайд с физкультминуткой
-Перед началом серьезной работы предлагаю немного отдохнуть. (Слайд 15)
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия со слайда.
Развитие навыков сотрудничества, управление эмоциями
6.
Продолжение применения знаний и умений в новой ситуации
-Приступаем к выполнению работы. Вскройте свои пакеты.
В каждом пакете лежит шаблон проекта, содержащий таблицы, которые необходимо заполнить, а также справочные материалы, где имеются все необходимые для работы сведения. (Приложение 3)
-Выполненные проекты представят ваши командиры команд. Время для выполнения проектов – 15 минут.
Заполняют таблицы.
6.
Защита групповой работы
Посмотреть уровень усвоения данной темы при выполнении поставленных задач
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок
- Готовы?
- Прошу командиров представить проекты. (Березка, Елочка, Тополек) (Слайд 16)
-Спасибо. Мне было очень интересно, надеюсь, вашим товарищам тоже.
- Ребята, выполняя свои проекты, какие математические действия вы повторили?
- Можете ли вы сказать, что закрепили умение выполнять умножение и деление натуральных чисел?
- Молодцы!
Вы справились с поставленной задачей. За хорошую работу каждая команда награждается «Дипломом разработчика проекта».
Представляют свои мини проекты.
Выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач
Анализируют свою работу.
Оценивают работу своей группы
- Сложение, умножение, деление.
-Да
Умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать качества конечных результатов.
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Формируют свои мысли в письменной и устной форме, слушают и понимаю речь других
Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
7.
Рефлексия
Организовать рефлексию.
Дать оценку работы класса и оценить свою работу
Подводит итоги, обсуждая результаты работы класса в целом.
- Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями от урока, продолжив предложения.
(Слайд 17)
- Занятие для меня показалось…
- У меня получилось…
-Я попробую…
- Теперь я могу…
-Мне пригодится в …
- Я научилась…
Оценивают степень достижения цели, выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением
Высказывают свое мнение.
Умение сформулировать алгоритм действия, обосновывать качества конечных результатов.
Подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности
Адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании
Умение провести самооценку и организовать взаимо
оценку
8.
Домашнее задание
Задать домашнее задание
Комментирует домашнее задание
(Слайд 18)
Ребята, домашнее задание- разгадать кроссворд.
Спасибо за урок! До свидания!
Записывают домашнее задание
Приложение 1
Устный счет:
1. Мы картошку убирали,
Ведрами в мешки ссыпали.
Сорок пять ведер – поровну в девять мешков.
А сколько ведер в одном? (5 ведер – П)
2. В ящике лежала морковь и свекла. Свеклы было 14 штук, а моркови в 3 раза больше. Сколько моркови лежало в ящике? (42 шт. – Р)
3. В первой корзине 7 килограммов лука, во второй столько, сколько в первой. А в третьей столько, сколько во второй. Сколько килограммов лука во второй корзине? (7 кг. – О)
4. Росло 4 берёзы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких веточки. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (нисколько – Е)
5. С первого участка собрали 124 килограмма капусты, что в 2 раза больше, чем со второго. Сколько килограммов капусты собрали со второго участка? (62 кг. – К)
6. Маша и Даша собирали в саду малину. Маша собрала 2530грамм, а Даша 2кг 530г. Кто из них больше собрал малины? (поровну – Т)
«=»
7
0
42
5
62
Т
О
Е
Р
П
К
1
2
3
4
5
6
Приложение 2
Таблица распределения обязанностей
Должность
Выполняемые обязанности
Имя участника
Командир
общее руководство, хронометраж, представление проекта
Экологи
расчет количества деревьев, их польза и долговечность
Строители
расчет количества стройматериалов
Экономисты
стоимость саженцев и стройматериалов
Ответственный за оформление
заполнение таблиц, оформление проекта
Приложение 3
ПАРК
Экологическое обоснование проекта
Порода дерева
Продолжительность жизни дерева, лет
Количество кислорода, выделяемого одним деревом в сутки, кг.
Общая площадь парка, м2
Площадь, необходимая для 1 дерева, м2
Сколько деревьев можно высадить на участке, штук
(с учетом требований площади на 1 дерево)
Количество кислорода, выделяемого всеми деревьями парка в сутки, кг.
Экономическое обоснование проекта:
Порода дерева
Количество саженцев для посадки, шт.
Цена одного саженца, руб.
Общая стоимость саженцев, руб.
Размер секции ограждения, м
Периметр парка, м.
Количество секций для ограждения, шт.
Цена 1 секции, руб.
Общая стоимость ограждения, руб.
Общая стоимость проекта:
Стоимость саженцев, руб.
Стоимость ограждения, руб.
Общая стоимость затрат для закладки парка, руб.
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Размер
участка 60
х
30 м
2
Характеристики различных пород деревьев
Порода дерева
Площадь для произрастания на 1 дерево, м2
Цена 1 саженца, руб.
Количество кислорода, выделяемого 1 деревом в сутки, кг.
Продолжи тельность жизни, лет
Тополь
9
74
44
75
Береза
10
120
11
150
Ель
20
380
6
500
Характеристики материала для ограждения
Вид ограждения
Размер (длина), м.
Стоимость 1 секции, руб.
Секция
5
1175
Секция
3
705
Секция
2
470