Тихомирова Алина Сергеевна, учитель физики, МАОУ  СОШ №31, г. Череповец.
Технологическая карта урока.
1
Предмет
физика

2
Класс
7

3
Базовый учебник 
А.В. Грачев, В.А. Погожев, Е.А. Вишнякова.

4
Тема урока
Плотность вещества

5
Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)
Изучение нового материала

6
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)
Предметные:
- умение описывать свойства тел используя физическую величину – плотность;
- умение правильно трактовать физический смысл плотности, ее обозначение, единицы измерения, записывать формулу для расчета плотности;
- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
- приобретение опыта простых экспериментальных исследований.
Метапредметные:
- овладение навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах;
- Формирование монологической и диалогической речи;
- формирование умений работать в группе.
Личностные:
- формирование целостного научного мировоззрения;
- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;
- формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;
- мотивация образовательной деятельности;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

7
Межпредметные связи
обеспечить формирование умения определять плотность вещества и анализировать табличные данные, переводить значения плотностей в СИ, применять знания из курса окружающего мира, математики и ОБЖ

8
Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники)
Компьютерная программа ?Конструктор уроков?

9
Материалы и оборудование
мензурка, весы,  3 цилиндра разной плотности, картофель.

10
Список используемой литературы
Учебник А.В. Перышкин издательство ?Дрофа?






Структура и ход урока
№
Этап урока (желательно указать затраченное время в минутах)
Деятельность учителя
(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся
Планируемые результаты (включая УУД)
(при классификации УУД использовать только ФГОС)


1.
Организационный момент. (1 мин.) 
Создание положительного эмоционального настроя ?учащихся.
Приветствие учителя.
Входя в класс, дети разбиваются на рабочие группы. 
Цель -?создание ?комфортной образовательной среды. Группы и роли

2.
Формулирование темы урока, постановка цели?(3 мин.)
Начинаем наш урок с опыта. 3 одинаковых цилиндра опускаем в 3 мензурки  водой. Смотрим. Вода понялась на разные уровни. Ответьте на вопросы: Почему так происходит? От чего это зависит? О чем пойдет речь на уроке?
Учащиеся смотрят опыт, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока (Плотность вещества).
Цель -?Активное включение в образовательный процесс и формулировка цели урока, составление плана урока. Методы обучения:?проблемный, Формы обучения:?фронтальная
Регулятивные УУД: составляют план и определяют последовательность действий



Сформулируйте цель урока.
Учащиеся формулируют цель урока. (Изучить из чего состоят вещества. Или изучить плотность вещества.)




Давайте составим план урока.
Учащиеся могут составить примерно такой план урока:
1.Плотность вещества.
2.Научиться решать задачи.
3.Проводить опыты, эксперименты.


3.
Актуализация (3 мин.)
Опыт (слайд 1). Сравнение масс 2 железных цилиндров, имеющие разные объемы.
Из чего состоят окружающие нас тела? От чего зависит масса? А объем тела? Сформулируйте гипотезу, предположение.
Учащиеся формулируют гипотезу: Масса тела зависит от рода вещества и от объема тела.
Познавательные УУД:  анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки

4.
Изучение нового (5 мин)
Опыт (слайд 2). Сравнение масс 2 разных тел одинакового объема. Сформулируйте вывод.
Вывод: 2 тела равного объема имеют разные массы, имеют разную плотность.
Цель –?ввести понятие плотности, раскрыть физический смысл данного понятия Методы обучения: проблемный
Формы обучения: фронтальная



Определение плотности (слайд 3). Формула и схема для запоминания формулы (слайд 4, 5)
Записывают определение, формулу.




Массы разных веществ в одинаковом объеме (слайд 6) что показывает плотность?
Учащиеся: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 метр кубический.


5.
Работа в парах. Взаимопроверка. (10 мин)
Учитель показывает на доске решение задачи для нахождения плотности мрамора, просить учащихся самостоятельно перевести в граммы на сантиметры кубические. Проверка перевода. Самостоятельно ищет плотность для олова. Сравнить правильный ответ с таблицей (слайд 7). Жидкое олово, сравнить с таблицей (слайд 8). Обратите внимание на плотность жидкого и твердого олова. Найдите плотность кислорода (слайд 9).
Учащиеся решают 4 задачи. Взаимопроверка друг у друга. Оценка ?5? за 4 положительных ответа, оценка ?4? за 3 положительных ответа, оценка ?3? за 2 положительных ответа. Сравнивают свои ответы с таблицей (слайд 7, 8, 9). Ставят оценки в тетрадь.
Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями с другими членами группы для принятия эффективных совместных решений.

6.
Физическая минутка. (1 мин.)
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три- прижмем к плечам, на 4 – к небесам. Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись. Про пятерку не забудем- добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7- я. Сколько чисел я назвала?
Учащиеся выполняют упражнения. Ответ 7 чисел.


7.
Работа в экспертных группах (2 мин)
Проводит инструктаж по работе каждой группы, помогает, если это необходимо.
Учащиеся выбирают?ведущего в группе?(организатора, командира, лидера), который отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно;?дежурного?(стенографиста, секретаря) – его задача все записывать и следить за  временем;?генератора идей?(писателя, выдумщика) – он отвечает за творческий процесс, за создание текста;?выступающего?(он отвечает за презентацию конечного результата).
Закрепление нового
Цель –?применение полученных знаний. 
Формы обучения: групповое  и взаимообучение.
Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями с другими членами группы для принятия эффективных совместных решений.


8.
Презентация (10 мин)
Лабораторная работа №1 ?Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра? (слайд 10)
Лабораторная работа №2 (Приложение 1)
По прилагаемой таблице найдите соответствующее этой плотности процентное содержание крахмала. Сделайте вывод, для каких практических целей пригоден данный сорт картофеля.

Выступающий презентует результаты своей группы (ответы и вывод) получает дополнительный балл для своей группы от учителя за правильный ответ.
 Выполняют практическую работу по измерению плотности картофеля.


9.
Заключительный этап (5 мин)
Работа в группах  с тренажером (слайд 11)
Каждая группа выставляет общую оценку за 2 лабораторные работы и работу с тренажером.
Цель –?формирование ценностного отношения к совместной деятельности, развитие рефлексивных умений.
 Формы обучения: выставление средней арифметической оценки за урок. Самооценка.

10.
Рефлексия учебной деятельности
(5 мин)
Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения.
Предлагает оценить урок и свою деятельность. Задает вопросы: План урока выполнили? Цель урока достигли? Гипотезу опровергли или подтвердили? Что было интересно на уроке? Сложно или трудно?  Металлическую деталь нагрели. Как измениться масса, плотность и объем детали? Корректирует оценки  учащихся за урок. Дает домашнее задание
Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний. Ставят оценку за урок в тетрадь.


Приложение 1
Проведите опыт. Надо определить плотность картофеля.
Положите 1 картофелину на весы.
Чему равна масса картофеля?
Запишите результат в граммах.
Посмотрите объем воды налитой в мензурку. 1 мл = 1 см3.
Опустите картофель в воду.
Посмотрите, на сколько поднялась вода. Это и будет объём картофеля.
Надо вычислить плотность картофеля по формуле:
масса
Плотность = -----------                ρ=      ()
объём
По прилагаемой таблице найдите соответствующее этой плотности процентное содержание крахмала. Сделайте вывод, для каких практических целей пригоден данный сорт картофеля.
Плотностьг/см3
Содержание?крахмала,%
Плотность
г/см3
Содержание?крахмала,%
Плотность
г/см3
Содержание?крахмала,?%

1,080
13,9
1,106
19,4
1,133
25,2

1,081
14,1
1,107
19,7
1,134
25,5

1,082
14,3
1,108
19,9
1,135
25,7

1,083
14,5
1,109
20,1
1,136
25,9

1,084
14,7
1,110
20,3
1,137
26,1

1,085
14,9
1,111
20,5
1,138
26,3

1,086
15,1
1,112
20,7
1,139
26,5

1,087
15,4
1,113
20,9
1,140
26,7

1,088
15,6
1,114
21,1
1,141
27,0

1,089
15,8
1,115
21,4
1,142
27,2

1,090
16,0
1,116
21,6
1,143
27,4

1,091
16,2
1,117
21,8
1,144
27,6

1,092
16,4
1,118
22,0
1,145
27,8

1,093
16,6
1,119
22,2
1,146
28,0

1,094
16,9
1,120
22,5
1,147
28,3

1,095
17,1
1,121
22,7
1,148
28,5

1,096
17,3
1,122
22,9
1,149
28,7

1,097
17,5
1,123
23,1
1,150
28,9

1,098
17,7
1,124
23,3
1,151
29,1

1,099
17,9
1,125
23,5
1,152
29,3

1,100
18,2
1,126
23,7
1,153
29,6

1,101
18,4
1,127
24,0
1,154
29,8

1,102
18,6
1,128
24,2
1,155
30,0

1,103
18,8
1,129
24,4
1,156
30,2

1,104
19,0
1,130
24,6
1,157
30,4

1,105
19,2
1,131
24,8
1,158
30,6

1,106
19,4
1,132
25,0
1,159
30,8

Картофель, содержащий крахмала меньше 20% от массы всего клубня, идет на корм скоту. Картофель, с содержанием крахмала больше 20% лучше использовать для технических целей, например для переработки на крахмал и патоку. С такой же крахмалистостью нужен картофель для питания человека.