Технологическая карта урока математики,
проведённого в 1 классе «В»
МБОУ ЦО №24 города Тулы
Учитель: Ильинчик Татьяна Владимировна
Тема: «Решение задач в два действия»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: познакомить с составными задачами, состоящими из простых задач на увеличение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.
Планируемые результаты (предметные): уметь сравнивать, складывать и вычитать именованные числа; знать переместительное свойство сложения и использовать его при сравнении чисел и вычислении; использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий; решать составные задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: общеучебные – составление и решение задач на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна; запись способов действий с помощью алгоритмов, использование алгоритмов при решении задач; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»;
- умение устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между целью и результатом своей деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.
Коммуникативные:- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром).
Оборудование: веера с цифрами, цветные карандаши, карточки для групповой работы.
-Что нужно сделать? Какое задание может быть?
Игра «Правда или ложь» (истинные и ложные высказывания)
Правда ли, что:
число 13 состоит из 1 десятка и 3 единиц
? (+)
перед числом 17 стоит число 18? (-)
за числом 18 следует число 19? (+)
соседи числа 15-16и 17? (+)
перед числом 20 стоит число 18? (-)
Проверка задания, с которым работали дети у доски.
Дети находят закономерность, рисуют недостающую фигуру, объясняют свой выбор.
Дети определяют, какое задание приготовлено, 2 ученика выполняют эти задания у доски.
(вставить пропущенные знаки; составить 2 примера на сложение и два примера на вычитание, используя данные числа)
Два ученика работают у доски, остальные играют в игру «Правда или ложь» (истинные и ложные высказывания) – дети сигнализируют зеленым или красным карандашом.
Учащиеся объясняют, почему так выполнили задания, какие математические правила помогли.
Остальные оценивают работу при помощи сигнала – карандаша.
Познавательные:
проводят сравнение и осуществляют анализ объектов, делают выводы.
Коммуникативные:
участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Личностные:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.
Регулятивные: выполняют действия самоконтроля при выполнении задания,оценивают результаты своей деятельности
Самоопределение к деятельности
Весёлые задачи
Учитель читает задачи в стихах
1.Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё 4 дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (6+4=10)
2.Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
(6-1=5)
3.Посадил я семь хороших
Белых бусинок – горошин,
А росточков из земли
Показалось только 3.
Три горошины взошло.
Сколько же не проросло?
(7-3=4)
Учащиеся показывают ответ на веере цифр, объясняют выбор действия.
Познавательные:
самостоятельное формулирование познавательной цели,
использование алгоритмов при решении задач;
ФИЗМИНУТКА
Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья
Логическая задача
Маша и Петя договорились встретиться в поезде в 3-ем вагоне. Петя сел в 3-ий вагон с начала состава, а Маша в 3-ий с конца. Они оказались в одном вагоне. Сколько всего вагонов в поезде?
На доске картинки с домашними животными
(цыпленок, курица, щенок и котенок)
-Какое общее название есть у всех, кто изображен на доске?
-Составьте задачу про курицу и цыплят, чтобы в ней были слова «на 4 больше»
-Решите задачу.
-Поставьте второй вопрос к задаче так, чтобы ответ первой задачи был в условии второй.
-Назовите решение ко второму вопросу.
-Составьте задачу про котят и щенков, чтоб в ней были слова «на 2 меньше».
-Решите задачу.
-Поставьте второй вопрос к задаче так, чтобы ответ первой задачи был в условии второй.
-Откройте учебник на стр.62. Прочитайте задачи урока.
-Чему мы будем учиться на уроке?
Дети высказывают предположения, затем показ на доске.
Учащиеся составляют задачи, объясняют выбор действия, оценивают работу друг друга.
Познавательные:
проводят сравнение и осуществляют анализ объектов, делают выводы.
Коммуникативные:
включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение.
Личностные:
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
ФИЗМИНУТКА
Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья
4.Работа по теме
Работа по учебнику
стр.62 №2
Разбор, краткое условие на доске, запись решения в тетрадь.
Мы впервые встретились с задачей, решение которой нельзя записать в одно действие. Такие задачи называются составными и решаются в два действия.
Учащиеся объясняют способ решения задачи, записывают его в тетрадь.
Познавательные:
уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.
5.Закрепление изученного материала
Работа в группах.
(по 4 человека)
-Поставь нужный вопрос к задаче.
Обсуждение, проверка на доске.
Решение составной задачи.
У детей карточки с задачами. Слева условия задач, справа вопросы.
Работают в группе.
Предлагают решение составной задачи.
Познавательные:
учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.
Коммуникативные:умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и сотрудничество),
6.Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке.
-Что получилось лучше всего?
-Что показалось трудным?
Дети отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу.
Показывают сигнал - карандаш по выбору.
Регулятивные: оценивают результаты своей деятельности.