Технологическая карта урока – практикума, урока - сотрудничества по окружающему миру по теме ?Вода, водица…? 1 и 4 класс Фалалеева Елена Алексеевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ОГАОУ ?Гимназия №2?, город Ульяновск Роганова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ОГАОУ ?Гимназия №2?, город Ульяновск Цели урока: Образовательные: - Определить в ходе опытов основные свойства воды, обобщить знания учащихся о воде, показать использование свойств воды в жизни человека. Развивающие: - Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, памяти, логического мышления; - развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения; - развивать умение работать в группе, формировать умения работать с книгой – источником информации. Воспитательная: -Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам. Задачи: -Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды. -Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; формировать умения задавать познавательные вопросы, делать выводы. -Воспитывающие: воспитывать умение работать в парах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде. Планируемые результаты: Предметные - знать, почему вода необходима для жизни на земле, - уметь определять свойства воды, - уметь проводить несложные исследования, - освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей Метапредметные - понимать и принимать учебную задачу, - планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей, - работать в паре, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия, - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, - проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, - оценивать себя, границы своего знания и незнания, - соблюдать экологическую культуру Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, ложки; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, обычный песок). Этапы урока Задания, направленные на достижение запланированных результатов Деятельность ученика-куратора Деятельность обучающихся Планируемые результаты предметные личностные, метапредметные I. Организационный Цели: активизация обучающихся, настрой на рабочий лад, включение в урок. Поздороваться , познакомиться 1Ведущий Здравствуйте. Мы, ученики 4 класса приглашаем вас, учеников 1 класса на занимательный урок. Общие представлений о построении последовательности логических рассуждений КУУД Договариваться о правилах поведения и общения на уроке, правильной посадке; настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками ЛУУД положительное отношение к учению, к познавательной деятельности II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Загадка: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу ( вода) 1Ведущий А начнем наш урок с загадки, в ответе которой спрятана наша тема. 2 Ведущий. Правильно. Тема урока – Вода. А назвали мы его: Вода, водица (открывают название). 3Ведущий. Конечно, багаж знаний о воде у вас небольшой, но мы надеемся, что всем будет интересно. Мы предлагаем вам совершить путешествие в мир воды и поговорить о…. 4Ведущий ( переворачивает на доске) Свойства воды. Роль воды в жизни человека. Охрана воды. Разгадывают загадку Общие представления о теме , целях и задаче урока РУУД Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с кураторами в коллективной деятельности III.Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: повторить и закрепить имеющиеся знания; принимать участие в обсуждении поставленных задач Откройте конверт №1, прочитайте задание, выполните Зарисуй свои открытия. Выбери верное утверждение из файла. Наклей его. Результат внесите в таблицу. Откройте конверт № 2, прочитайте задание, выполните Вам нужно будет разделить обязанности : редактор - 1, журналисты-2, корректор-1, наборщик-1. ( объяснить обязанности: редактор- это руководитель и ответственный за выпуск газеты Журналист – добывает информацию для газеты Корректор – исправляет ошибки в тексте у журналистов Наборщик – набирает материал ). Распределите обязанности, оденьте бейджики. 1 Ведущий Начнем нашу работу. Вы разделены на группы, у каждой группы сегодня будет куратор- ученик 4 класса. В течение урока кураторы будут меняться. Первый вопрос: СВОЙСТВА ВОДЫ 2Ведущий Роль воды в жизни живых организмов. Охрана воды. Кто создает газету? ( ответы детей) 1 группа. Свойства воды. Определи, в каком состоянии бывает вода в природе. Зарисуй свои открытия. 3 стаканчика : 1.вода 2.лед 3. стаканчик с загадкой. Был водой, теперь летаю. С виду я туман напоминаю. Ответ:?Пар ( рассказывают о свойствах воды с помощью рисунка) группа. Свойства воды. Проведи исследования. 1.Рассмотри воду в первом стаканчике. Поставь стаканчик с водой на картинку. Видно картинку? Сделай вывод. Выбери верное утверждение из файла. Наклей его. 2. Рассмотри воду во 2 стаканчике. Возьми кисточку, обмакни в краску, опусти кисточку с краской в стаканчик. Сделай вывод.Выбери верное утверждение из файла. Наклей его. 3.Понюхай воду в третьем стаканчике. Чем вода пахнет?Сделай вывод. Выбери верное утверждение из файла. Наклей его. ( Утверждения: вода прозрачная, вода не имеет цвета, у воды нет запаха, вода мутная, у воды есть цвета, у воды есть запах ) группа. Свойства воды. Проведи исследования. 1.Рассмотри вещества, которые стоят на столе. Что это? 2.Растворите каждое вещество в отдельном стаканчике. 3.Сделайте вывод. Результат внесите в таблицу. Выступление представителей групп с результатами исследований. 1 группа. Рассмотри картинки, выбери те, которые помогут ответить на вопрос: как вода помогает человеку? Сделай вывод. Наклей картинки. Расскажи. 2 группа.Рассмотри картинки, выбери те, которые помогут ответить на вопрос: правила поведения на воде?Сделай вывод. Наклей картинки. Расскажи. 3 группа.Рассмотри картинки, выбери те, которые помогут ответить на вопрос: что нас ждет, если не беречь воду,охрана воды. Сделай вывод. Наклей картинки. Расскажи. Слушаем выступления групп. Результат на доску. Проводить логические рассуждения, делать выводы, рассказывать о свойствах вещества с помощью рисунка Исследовать свойства вещества с помощью опытов, проводить логические рассуждения, выбирать верные утверждения, делать выводы Исследовать свойства вещества, проводить логические рассуждения, делать выводы, вносить результаты в таблицу Уметь выбрать из множества картинок те, которые помогут ответить на поставленный вопрос. УУД Развитие познавательных интересов, учебных мотивов КУУД Планирование сотрудничества, уметь распределять обязанности в группе, выполнять их, работать в команде. ПУУД Выполнение логических действий, строить речевое высказывание в устной форме РУУД Осуществлять действие заданному правилу ЛУУД Развитие познавательных интересов, учебных мотивов КУУД Планирование сотрудничества, уважительное отношение: уметь распределять обязанности в группе, выполнять их, работать в команде. ПУУД Выполнение логических действий, соотношение картинок согласно заданной теме, строить речевое высказывание в устной форме РУУД Осуществлять действие заданному правилу V. Обобщение и систематизация знаний. Итог работы: 1. Результаты исследования свойства воды ( на доске) 2. Мини газеты по темам ?Вода-помощница?, ?Охрана воды?, ?Правила поведения на воде? Ведущие 1.Сегодня мы познакомились с секретами воды? 2.Вы убедились, что вода – это удивительное вещество? Отвечать на поставленные вопросы. Дают оценку своей работе. ЛУУД Уметь фиксировать свои достижения и неудачи, формировать адекватную самооценку КУУД Оформлять свои мысли в устной форме РУУД Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. ПУУД Строить речевое высказывание в устной форме VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию собственной учебной деятельности. Фильм о значении воды в природе ( сняли ученики 4 класса) 3.Мы ходим закончить на урок словами: ?Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь…. Ты самое большое богатство на свете…? (Антуан де Сент- Экзюпери) IX. Домашнее задание Литература Александрова?Н.М. Среда обучения компонент образовательной среды / Н.М. Александрова, Д.Г. Колодан // Мир психологии. - 2005. -№1 (41).-С. 211. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В., Бурменская, И.А. Володарская и др. - 2-е изд. - М.:Просвещение, 2010.- 152 с. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе:?методические рекомендации /А.Б.Воронцов. – Вита-Пресс, 2011 Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М.: АПК и ПРО, 2006. – 37 с. Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии.- 1993.- №2. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? - М.,2005 Методическая статья:?Бурлинова О. В. Учебное сотрудничество как мощный ресурс обучения и развития ребёнка. http://practice.vspu.ru Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004. Мкртчян М.А. Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск, 2005. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников . – М.: Просвещение, 2011.
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме «Вода, водица…» 1 и 4 класс