Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Повторение темы «Односоставные предложения». Практикум»
Выполнила: Попова Наталья Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Устьевская ООШ
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 8
3. Автор учебника: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов; входит в УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, С.Г. Бархударова; М., Просвещение, 2022 г.
4. Тема урока: «Повторение темы «Односоставные предложения». Практикум»
5. Тип урока: урок повторения и систематизации знаний и умений.
6. Цель урока: обобщение, закрепление и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Односоставные предложения».
7. Задачи урока:
образовательные: углубление знаний об односоставных предложениях, повторение пройденного материала и применение этих знаний для решения новых учебных задач, нахождение односоставных предложений в тексте;
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное, умение давать определения, выделяя отличительные черты, односоставным предложениям, формировать навык правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), развитие навыков совместной работы; развитие аналитико-синтетических способностей обучающихся; повышение их познавательного интереса; формирование навыков учебного сотрудничества.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний об односоставных предложениях, формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников, воспитывать активную жизненную позицию, любовь к родному языку и своей стране.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия грамматики, отличительные черты видов односоставных предложений;
уметь: находить односоставные предложения в текстах; употреблять их в речи;
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?);
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: односоставные предложения, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные предложения.
10. Межпредметные связи: литература.
11.Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода для эффективной реализации образовательных целей урока. Рациональное использование мультимедийной обучающей презентации, конструирование проблемной ситуации как основы эффективной образовательной деятельности на уроке; использование интерактивных форм обучения.
12. Приемы: обобщение изученного, повторение пройденного, самостоятельная работа, работа со схемами, интеллект - картой, составление устных высказываний.
12. Ресурсы: телевизор, ноутбук, презентация, ФГИС «Моя школа».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Организационный
Цель: подготовка ребят к работе на уроке.
1 минута
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть! Садитесь на свои места. Начнем урок русского языка.
Приветствие учителя, фиксация отсутствующих
Коммуникативные:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- включение обучающихся в деятельность;
-постановка целей учебной деятельности;
- обсуждение затруднений.
7 минут
- Начать наш сегодняшний урок я хочу с высказываний известных ученых, лингвистов. Ваша задача: постараться понять, о чем идет речь.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд 1-4)
М.В. Ломоносов: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности
служит….
»
(определенно-личное предложение)
М.
Пешковский
(лингвист): «Внимание
состредоточено
на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».
(неопределенно-личное предложение)
В.В.
Бабайцева
(современный методист): «Самая пестрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений».
(безличные предложения)
Л. Толстой: «Здесь нет ни одного глагола, а каждое выражение - картина».
(назывное предложение)
- Что объединяет все эти термины?
(все это – односоставные предложения)
- На предыдущих уроках мы изучили все виды односоставных предложений. Как вы считаете, что будет являться темой нашего сегодняшнего урока?
(повторение и обобщение информации об односоставных предложениях)
- Какова цель нашего урока?
(повторить и обобщить знания об односоставных предложениях и их видах, правильно употреблять их в речи, уметь отличать односоставные предложения от двусоставных)
СЛАЙД 5 (тема и цель урока)
- Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока. Обратите внимание на то, что в теме заявлено понятие «практикум». О чем это говорит?
(будет много практической работы)
- В течение урока вы будете выполнять разные виды работы, оценивать себя. Для фиксации результатов выполнения вам понадобятся листы контроля. Они лежат на партах. Подпишите их.
- Одной из задач нашего урока вы назвали формирование умения отличать двусоставные предложения от односоставных. Давайте вспомним алгоритм определения типа односоставных предложений. Восстановите его, заполнив пропуски, и приготовьтесь к озвучиванию (СЛАЙД 6 )
Включение в деятельность
Называют виды односоставных предложений
Называют цель урока
Записи в тетради
Называют «пропуски» (устно)
Личностные:
формирование личностного самоопределения, построение жизненных планов
Коммуникативные:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем
3.Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
7 минут
- Таблицы, схемы, составление алгоритмов, кластеров помогают нам лучше структурировать и запоминать объемный материал. Еще один способ визуализации и запоминания учебного материала – составление интеллект – карт. К сегодняшнему уроку вы должны были составить интеллект – карту по теме «Односоставные предложения». Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(учащиеся выходят к доске с интеллект – картами, 1 человек озвучивает самую подробную и наиболее приближенную к требованиям составления)
- В течение урока вы можете использовать в своей работе интеллект – карту, кроме завершающего этапа урока.
- Ребята, мы выяснили, что составление интеллект – карт помогает не только вспомнить теоретическую информацию по теме, но и обобщить ее. Давайте проверим, что вы уже знаете об этих синтаксических конструкциях.
Блиц-опрос. Задание №1. (читает учитель)
Если утверждение правильное, поставьте знак «+», если неправильное «-».
1. По наличию главных членов предложения бывают двусоставные и односоставные.
2. Двусоставные, если имеют две грамматические основы.
3. В односоставных - только одна грамматическая основа.
4.В односоставном предложении есть либо подлежащее, либо сказуемое.
5. Односоставные предложения могут быть только нераспространёнными.
6.Односоставные предложения делятся на две группы: с главным членом подлежащим и с главным членом сказуемым.
СЛАЙД 8
- Проверьте правильность ответов по ключу и поставьте себе отметки в лист контроля. Почему высказывания 2 3 и 5 неверные? (ответы детей)
Проверка домашнего задания, повторение теории
Выполняют в тетради.
СЛАЙД 7
Ключ
1+
2-
3-
4+
5-
6+
Оценки
Без ошибок - «5»
1-2 ош - «4»
3 ош - «3»
Больше 3 – «2»
(заполнение листа контроля)
Личностные:
формирование личностного самоопределения, построение жизненных планов
Коммуникативные:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем
4. Обобщение и систематизация знаний.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
7 минут
- Итак, теорию мы с вами вспомнили. Чтобы достичь целей урока, нам необходимо перейти к практической части.
Задание №2 Выборочное списывание.
- Перед вами предложения. Необходимо вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить запятые, подчеркнуть грамматические основы
Ярослав и Слава выписывают определенно-личные предложения; Соня и Тая– неопределенно-личные предложения; Лиза – безличные.
Мне в душу
пове
…
ло
жизнью и волей. (
А.Майков
)
Люблю дорожкою лесною (не) зная сам куда брести. (
А.Майков
)
(Не) торопись (не) спеши подождём. Забудем на миг неотложное дело. (
К.Симонов
)
Т
ак много дума(
н,нн
)
о
исполне
(
н,нн
)о так мало. (
В.Брюсов
)
И на обломках сам…
властья
напишут наши имена (
А.Пушкин
)
Снега. Снега. Завалы снега. Взгорья. Чащобы в снежных шапках до бровей. (
П.Антокольский
)
Дни поздней осени бранят
обыкнове
(
н,нн
)о. (
А.Пушкин
)
- Какое предложение вы не выписали? Почему? (№6, оно назывное)
- Заполните лист контроля.
- Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.-личн.) В каком литературном жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки). Приведите примеры, продолжив предложения (на доске):
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- После драки кулаками не машут.
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- От добра добра не ищут.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- На чужой роток не накинешь платок.
-Береги платье снову, а честь смолоду.
- В пословицах и поговорках заключается мудрость народа, и они в какой-то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.
Анализ предложений
Ответы:
Опред. – личные: 2, 3
Неопред. – личные: 5, 7
Безличные: 1, 4
Оценивают в группе друг друга (заполнение листа контроля)
НА ДОСКЕ
Познавательные:
формирование умения выделять необходимую информацию из текста; формирование способности производить логические действия (анализ, сравнение)
Коммуникативные:
формирование умения объяснять свой выбор.
Регулятивные:
формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: закрепление полученных знаний, обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания
5 минут
- А теперь потренируемся в замене двусоставных предложений на односоставные. Подумайте, какой именно вид односоставных предложений вам больше всего подойдет.
Задание №3. Диктант на замену. (ДИКТУЕТ УЧИТЕЛЬ) (преобразовать двусоставные предложения в односоставные.) Подчеркнуть грамматические основы.
Наступила зима. Подул ветер. Мороз крепчает. Мы бесшумно идем по лесу. У деревни слышны смех, крики.
- Проверьте правильность выполнения работы по ключу, заполните лист контроля.
- Какой вид односоставных предложений вы использовали? Почему? (важно было подчеркнуть явление, время и место событий, а не действие)
- Итак, мы вспомнили теорию, связанную с темой «Односоставные предложения», потренировались в определении видов односоставных предложений. Перейдем к этапу контроля имеющихся знаний. На этом этапе пользоваться интеллект – картами нельзя.
Реконструкция предложений
Проверка по эталону:
Зима. Ветер. Мороз. Бесшумно идем по лесу.
У деревни смех , крики.
Самооценка
Без ошибок- «5»
1-2 ош- «4»
3-4 ош- «3»
Более 4 –«2»
(заполнение листа контроля)
Познавательные:
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
Коммуникативные:
формирование умения объяснять свой выбор,
отвечать на поставленный вопрос
Регулятивные:
формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний, исправление допущенных ошибок.
7 минут
- Выполнение тестового задания на сайте ФГИС «Моя школа» урок №572 Курносовой Е. Раздел «Применение изученного материала», диагностическая работа (задание №4) Даны 5 заданий. Время выполнения – 5 минут. По завершении работы не закрывайте результат. В случае возникновения затруднений можно воспользоваться 1 раз подсказкой, но оценка будет снижена на балл.
(предусмотреть вариант тестового задания)
- Тема «Односоставные предложения» находит отражение в тестовой части ОГЭ. Посмотрите, как выглядит это задание. Можете ли его выполнить, имея те знания, которые мы получили в 8 классе? Попробуйте сделать это дома.
Самооценка
(заполнение листа контроля)
8. Рефлексия учебной деятельности
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
3 минуты
Рефлексивно – оценочный этап:
- Итак, мы завершаем урок. Удалось ли достичь всех поставленных целей?
- Выставление оценок.
– Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применяться?
– Было ли трудно вам оценить себя, свои знания? Почему?
– Если было трудно/ не трудно — почему?
– Довольны ли вы результатами?
– Если они хорошие – мои поздравления.
– Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить? Что нужно доработать?
Задание на дом.
- Дома вам предстоит попробовать себя в роли писателей. На предложенную тему нужно написать небольшой текст. Ваша задача – в 6-10 предложениях раскрыть тему работы и при этом употребить в тексте односоставные предложения, но сделать это нужно грамотно, к месту, не потерять в погоне за ними настроение сочинения.
Тема: «Зима на Колокше». Запишите в тетради домашнее задание.
- Для тех, кто хочет получить дополнительную отметку, предлагаю ознакокомиться с лингвистическими задачами.
- Тестовое задание ОГЭ
Осуществление самооценки, соотнесение цели и результатов
Личностные:
Формирование умения устанавливать обучающимися значения результатов деятельности для удовлетворения своих потребностей
Коммуникативные:
формирование умения точно выражать свои мысли
Регулятивные:
формирование умения осознавать качество и уровень усвоения знаний
Приложение
Фамилия ученика
Интеллект - карта
Блиц-опрос
Задание №1
Выборочное списывание
Задание №2
Диктант на замену
Задание №3
Диагностическая работа
Задание №4
Оценка за урок.