министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский педагогический колледж»

Технологическая карта внеклассного воспитательного мероприятия

по теме “НЕПОКОРЕННЫЕ 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады”

МБОУ СОШ № 36 г. Шахты

Студента(ки) группы 2 «Г»

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

ГБПОУ РО «ШПК»

Комаревцевой Софии Денисовны

Дата проведения «31» января 2024г.

Руководитель практики:_________ /А.К. Авсиенко

Оценка за занятие : «_____» (__________________)

Г.А Миготина Оценка за занятие : «_____» (____________) ______

2023-2024 уч. год

 

Цель: формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни людей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и стремлением ленинградцев ради Родины пережить голод и личное страдание.

Класс: 3

Формирующиеся ценности: историческая память, справедливость, преемственность поколений, единство народов России, патриотизм

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать исторические события, связанные с блокадой Ленинграда;

понимать особенности военной и мирной жизни своих сверстников, приводить примеры, описывающие их блокадную жизнь;

выражать чувство жалости и сопереживания к детям, испытавшим фашистскую блокаду, но делавшим всё, чтобы приблизить победу над врагами;

воспринимать информацию о блокаде Ленинграда, как историческую правду, которую нельзя забывать.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

сравнивать жизнь детей блокадного Ленинграда с современной жизнью детей, описывать особенности блокадной жизни детей;

работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на основе представленного материала;

участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение и суждения, отражающие проявление стойкости и мужества защитников Ленинграда, жителей блокадного города.

Познавательные УУД:

строить сообщения в устной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в

общении ,

взаимодействии;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формы работы: фронтальная

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией, выполнение интерактивных заданий.

Ход мероприятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Часть 1. Мотивационная

Приветствие учителя.

-Здравствуйте дети!

Учащиеся приветствуют учителя стоя, друг друга, настраиваются на работу.

Регулятивные (самоконтроль)

2. Подведение к теме занятия.

- Рассмотрите фотографию памятника, посвящённого снятию блокады города Ленинграда в 1944 г. Как вы думаете, о чём может напомнить, рассказать такая скульптурная композиция? Почему памятник установили на берегу Ладожского озера? Сравните изображение блокады на карте с сюжетом памятника

Ответы обучающихся:

1.Разорванное кольцо

2. Именно здесь была организована опасная переправа через Ладожское озеро, которая с сентября 1941 года по март 1943 соединяла Ленинград со страной. Несмотря на сотни утонувших машин, катеров, барж и тысячи погибших людей город продолжал существовать.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные: познавательный интерес  к изучаемому  материалу. Регулятивные: понимать поставленные цель и   задачи на занятии и стремиться их выполнить; умение ставить цели и добиваться их.

3. Определение целей занятия

- Ребята, как вы думаете, какие же цели нашего занятия ? Что мы сегодня должны узнать?

общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города, познакомить с фактами, рассказывающими о жизни людей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и стремлением ленинградцев ради Родины пережить голод и личное страдание.

Регулятивные (самоконтроль)

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог.

4. Беседа по теме мероприятия.

Основная часть

В начале сентября 1941 года фашистские войска подошли к Ленинграду. Непрерывно шёл обстрел города, совершались воздушные налёты. Жители остались без связи с Центральным городом, без пищи, без защиты. Фашисты решили, что в таких условиях город жить не сможет.

Как вы думаете, правы ли были фашисты?

враги ошибались. Ленинград жил, работал, боролся с фашистами. В январе 1944 года кольцо блокады было разорвано полностью.

Ленинград выстоял, победил. Но значит ли это, что мы должны забыть страницы героической борьбы советской армии, жителей города за свободу своей родной земли, своего родного города – Северной столицы России? 872 дня блокадной жизни Ленинграда и его жителей. Как изменилась жизнь жителей Ленинграда после начала блокады? О чём рассказывают фотографии того времени?

2. Среди блокадников оказались люди самых разных профессий:
рабочие заводов, врачи и медицинский персонал госпиталей и больниц,
учителя школ и воспитатели детских садов. В блокадном городе оставались
деятели культуры – художники, музыканты, артисты театров и цирка.Несмотря на голод, холод, мороз, постоянные обстрелы,
блокадный Ленинград: жил и трудился, и живой нитью поддерживала
осаждённый город

Рассмотрите фотографии, которые рассказывают о том, как жили граждане Ленинграда во время блокады, чем они занимались. Можно ли сказать, что жизнь в городе прекратилась? Объясните своё мнение.

Рассмотрите две фотографии: на первой – военнослужащий покупает билет в ленинградский театр на симфонический концерт. Будет исполняться Седьмая симфония «Ленинградская» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Дата концерта – август 1942 года. На второй фотографии – афиша о таком же концерте два года спустя. Как вы думаете, искусство (музыка, театр, картины живописи) помогали людям пережить горе, бороться с врагами?

Послушайте фрагмент музыкального произведения Шостаковича «Ленинградская симфония». Она звучала из репродукторов, которые висели почти на каждой улице города. И фашисты тоже слушали великую музыку великой победы. И они были в полном изумлении и испытывали чувство страха, потому что думали, что город уже давно погиб.

А какие чувства вы испытали, прослушав симфонию? Как вы думаете. Испытывали ли люди такие же эмоции?

Художники тоже были в трудовом строю: в начале блокады они работали над разными видами маскировки города. Например, для Смольного была сплетена огромная сетка с искусственными листьями, которая при взгляде сверху оказывалась тенистым садом. За время блокады художники создали большое число картин, которые стали историей всего времени блокады. Познакомиться с работами художников блокадного Ленинграда, значит многое узнать о жизни жителей в это суровое время.

Рассмотрите плакаты, которые создал художник В. Серов. Как вы думаете, с какой целью создаются подобные произведения ? К чему они призывают граждан?

Рвутся на Ладоге мины, С треском рушится лёд. Всё же идёт машина, Хлеб в Ленинград везёт. Хлеба кусочек малый, Ребёнка от смерти спас. Дорогою жизни стала Эта дорога для нас! (О. Берггольц)

Учитель. организует работу с текстом и репродукциями в небольших группах, самостоятельно определив количество иллюстраций для анализа.

Картины художников бережно хранят память о мужестве и стойкости ленинградцев. Посмотрим видео о том, как советские войска прорвали блокаду Ленинграда.

Когда началась операция “Искра”?

Сколько длилась БЛОКАДА?

Внимательно слушают

нет

Ответы обучающихся:

нет

Голод и холод, постоянные бомбёжки

Люди продолжают жить

Ответы обучающихся

Нет. Люди продолжали работать. Занимались бытом

Да

 

Внимательно слушают.

Ответы обучающихся

Внимательно слушают.

Ответы обучающихся:

Двигаться дальше и не опускать руки.

Работа в группах

Ответы детей:

В январе 1943 года началась операция «Искра»

872 дня

Личностные: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления.

Познавательные: уметь выявлять закономерности, обобщать.

Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами, контролировать своё время

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью справляться с непривычными задачами; владеть монологической и диалогической формами речи.

6. Физкультминутка.

1 мин.

- Давайте с вами немного отдохнём. А для этого снова мы встаем все дружно!

- Повернуться влево нужно

- Вправо, влево поворот

- Повернемся мы вперед!

- И потянем руки к крыше

- На носочках, выше выше

- И присядем, раз два, раз два

- Поработать нам пора!

- Молодцы ребята!

Дети выполняют упражнения.

Регулятивные (самоконтроль)

Часть 3. Заключительная

- Блокада снята, город свободен. Впереди – восстановление разрушенного города, налаживание мирной жизни граждан. Теперь каждый считает своим долгом помочь в восстановлении Ленинграда. И после своей основной работы на заводе, в госпитале или в школе люди шли восстанавливать свой любимый город.

Рассмотрите фото, опишите, как шло восстановление города.

Желание людей вновь вернуться к нормальной жизни было огромным, и оно придавало сил жить и работать с утроенной энергией. Люди всех специальностей, после своей основной работы наводили порядок в городе, участвовали в стройках, разбирали завалы, да просто сажали цветы. Но тогда в Ленинграде жили люди, которые думали не о том, что они герои, а о том, как жить дальше. Им, измождённым голодом и страхом, предстояло совершить ещё один подвиг: отстроить свой город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить. Рассмотрите плакат «Слава героям Ленинграда!».

Кого художник плаката называет героями Ленинграда? Почему?

Ответы обучающихся

Познавательные УУД (осуществлять анализ. строить рассуждения)

Коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации)

9. Рефлексия

1 мин.

Вспомните факты из жизни блокадников, о которых мы сегодня говорили. Представьте, что вы стали взрослыми и у вас уже есть дети – младшие школьники. О каких событиях жизни в блокадном Ленинграде вы обязательно расскажете своим детям?

Ответы и анализ обучающихся

Коммуникативные (слушать и слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения)