Тема: Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш

Тип урока: коррекционная работа при смешанной дисграфии.

Технологическая карта занятия.

Тема

Звуки [ж], [ш], буквы Ж-Ш

Задачи

Коррекционно-развивающие:

- закреплять знания учащихся о согласных звуках и буквах Ш-Ж;

- познакомить учащихся со сравнительной характеристикой звуков [Ш] [Ж], нормами их артикуляции;

- учить выделять звуки [ж], [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;

Образовательные:

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Зимние виды спорта».

- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

- формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;

Воспитательные:

- развивать навыка самоконтроля;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину;

- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

- воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;

- воспитывать вежливое отношение к товарищу.

Основные понятия

Зимние олимпийские игры, зимние виды спорта, Снежный барс – символ, символ олимпиады - олимпийские кольца.

Методы и методические приемы

Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез, метод контроля и самоконтроля.

Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра

Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Оборудование:

Доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки.

Ход занятия

Этап урока

Метод, приём

Форма

Средство

Деятельность логопед

Деятельность обучающихся

1. Организационное начало урока.

Задачи:

-актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Мотивирующий приём

Фронтальная и индивидуальная работа

Презентация Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

На рабочих местах учащихся разложены карточки – примеры с зашифрованными именами.

- Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место. (На партах предметные картинки)

(дом, арбуз, ножницы, игла, ложка – Данил )

(слон, ананас, шишка, арбуз – Саша )

(ведро, лампа, апельсин, дельфин – Влад )

(арбуз, ракета, индюк, носки, ананас – Арина)

Стоят в кругу. Выполняют инструкции учителя- логопеда.

Находят свое рабочее место, собрав свое имя из первых букв картинок

II. Постановка проблемы. Формулирование темы занятия.

Задача:

включения учащихся в коррекционный процесс.

Загадки

Фронтальная работа

Презентация Слайд 2

- Предлагаю отгадать загадки

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые

В них поставим две ноги -

И по большим снегам беги!

- Назовите третий звук в этом слове

-Охарактеризуйте этот звук

- На письме какой буквой обозначаем звук [Ж]

Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был, как из пушки

Это палка - для хоккея

И она зовется ....

- Назовите 4 звук в слове.

-Охарактеризуйте этот звук

- На письме какой буквой обозначаем звук [Ш]

-Над какими звуками и буквами мы будем работать на занятии.

- Ребята, чем похожи, а чем различаются звуки [Ш] [Ж]

Ответ: лыжи

Ответ:

- Согласный, звонкий, твердый, шипящий.

- буквой "ЖЕ"

Ответ: клюшка

Ответ:

- Согласный, глухой, твердый, шипящий..

- буквой "ША"

- ответ учащихся

сравнительная характеристика звуков

III.Основная часть.

Задачи:

-включение нового знания в систему знаний;

- повторение и закрепление изученного ранее.

Приём активизации внимания

Фронтальная работа

Презентация Слайд 3

-Ребята, а в какое время года вы берете лыжи, клюшки, коньки.

- А вы знаете, что в феврале в Пхенчхане прошла зимняя Олимпиада? Хотите узнать кто талисманом этих Олимпийских зимних игр стал ? Вот они: гималайский медведь и белый тигр . Они сегодня у нас в гостях.

А вы знаете , что является символом всех олимпийских игр? Сегодня на занятии мы будем собирать символ всех олимпийских игр - 5 Олимпийских колец. Эти пять колец символизируют пять населенных частей мира, которые желают участвовать в Олимпийском движении.

За правильно выполненное задание Гималайский медведь и белый тигр будут награждать вас кольцом. (При выставлении кольца объясняю почему оно такого цвета).

Зимой.

Гималайский медведь и белый тигр 

Олимпийские кольца

Задачи:

-развитие фонематического восприятия.

Проговаривание, слуховой дифференциации

Индивидуальная работа

- Для того, чтобы справиться с заданиями от Гималайского медведя и белого тигра нужно размяться.

-Повторите слоговые ряды

Ша - ша жа Ше - же - ше

Жо - шо жо Жи - жи - ши

Шу - шу жу Ожи - ажи - оши

Ежи - еши - ежи

Кто сегодня из вас самый внимательный?

Если в слове услышите звук Ж, поднимите руки вверх, а если звук Ш примите позу Наполеона.(показать эту позу)

Жители, пассажир, широкий, режим, жизнь, ширина, ошибка, умножить, лыжник, шлем, шайба, оружие, на финише, сушить, дорожить, афиша, шрамы, сужу, дружу.

- Молодцы, справились все ! Значит вы готовы к выполнению заданий.

Повторяют слоговые ряды.

Выполняют соответствующие движения.

Задачи:

-развитие фонематического восприятия, внимания, звукового анализа.

Звукобуквенной дифференциации

Индивидуальная работа

Презентация Слайд 4

Презентация Слайд 5

-Ребята, откройте тетради запишите дату и тему занятия

- Прежде чем пойти заниматься зимними видами спорта, нужно правильно одеться. Наши герои предлагают первое задание.

-Запишите букву Ш или Ж, рядом с ней укажите место звука в слове.

Штаны, рубашка, пиджак, шапка, ушанка, жакет, джемпер, нижнее (белье), джинсы, гамаши, жилетка (Самопроверка)

- Все верно! Вот ваша первая награда!

(На доску вывешиваем олимпийское кольцо красного цвета, символизирует Американский континент).

Записывают слова в тетради.

Каждый проверяет свою работу сам.

Задача:

- развитие речи, активизация словарного запаса.

"Игра", познавательная активность

Индивидуальная и групповая работа

Презентация Слайд 6

- А сейчас мы поиграем в снежки. Найдите половину слова. (Карточки).

Убе -

Подо - - ждать

Награ -

Побе -

Успе - - шно

Поспе -

Слы -

Пры - - жок

Сне -

Дру-

Ва -

Ну - - жно

Дру -

Надё -

-Запишите слова в тетради, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж– двумя. (проверка, чтение слов)

- Все эти слова нам пригодятся на уроках и спортивных занятиях.

- Вот и со вторым заданием вы справились.

(Вывешиваем на доску второе олимпийское кольцо - синего цвета, символизирует Европу)

Записывают слова в тетради

Задачи:

-развитие внимания, навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.

Приём активизации внимания

Индивидуальная работа

Слайд 7

Слайд 8

- Следующее задание надо выполнить по карточке. Найдите в каждой строке два слова -названия зимних видов спорта.

Б р л р п д в л ы ж н ы е д л д п г о н к и з д

См п ф к ц к о н ь к о б е ж н ы йл в с п о р т

Д л ш г о р н о л ы ж н ы й п к ц й с п о р т в к

Ж ш р н п р ы ж к и д л н в т р а м п л и н д ж

- Обратите внимание, как пишется слово прыжки. Как проверим?

-А какие еще зимние виды спорта вы знаете?

Запишите названия видов спорта в тетради, поделите слова на слоги, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж -двумя.

(вывешивается на доску третье олимпийское кольцо - черного цвета, символизирует Африку)

Проговаривают названий видов спорта. Проверка выполненного задания.

Ответы учащихся

Записывают в тетради.

Физминутка "Покажи движение"

Задачи:

-Развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения;

-развитие логического мышления и зрительного восприятия.

Приём активизации внимания задания с недостатком данных.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Слайд 9

Наши гости предлагают нам новое испытание.

-Вставь пропущенные буквы Ш– Ж.

_ура и _еня катались на лы_ах. У Ми_и и Са_и клю_ки, _айбы и _лемы. Алё_а хоро_о бе_ит по доро_ке на коньках.У Серё_и были о_ибки.

- Запишите второе предложение в тетради. Подчеркните опасные места.

- Какие орфограммы вы встретили в предложениях?

(вывешивается на доску четвертое олимпийское кольцо - желтого цвета, символизирует Азию)

Гималайский медведь и белый тигр принесли нам послание, но оно зашифровано. Вот вам шифр.

(Пешком ходить - долго жить.)

п

д

о

д

и

и

г

о

д

е

ш

х

ь

т

р

л

р

ж

з

к

к

-

н

о

а

ж

ь

п

о

м

ы

д

м

с

и

т

1

 

 

 

 

 

2

 

 

-

4

 

 

3

- Ребята, прочитайте, что у вас получилось?

- Ребята, а почему так говорят?

(вывешивается на доску 5 олимпийское кольцо - зеленого цвета, символизирует Австралию)

Вот и собрали мы главный символ Олимпийских игр.

По очереди выходят к доске, записывают пропущенные буквы.

Ответы учащихся

Дети читают.

Рассуждения детей.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Задачи

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оперативный контроль

Оценивание ответов учащихся

Фронтальная работа

Слайд 10

1

5

9

2

6

10

3

7

11

4

8

12

- Внимательно слушайте вопросы, согласны «+», не согласны « - ».

Звук

[

ш

]

всегда мягкий?

Звук

[

ж

]

всегда твердый?

Сочетание

Жи – Ши

пишем с буквой И?

В слове «шуршала» два звука [Ш]?

В слове ужин звук (ж) стоит на 3 месте?

В слове лыжник звук (ж) находится на 2 месте?

В слове маршрут звук (ш) находится на 4 месте?

В слове ушибы звук (ш) находится на 3 месте?

В слове (снежок) 3 слога?

В слове шажок есть звук (ш) и звук (ж)?

В слове (тишина) 3 слога?

Чтобы быть сильным, ловким, умелым нужно заниматься спортом.

- Сравните ваши ответы, с тем, что должно получиться. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка?

- Ребята, какую отметку вы бы поставили за свою работу. Почему?

- На этом наши небольшие олимпийские игры подошли к концу. Гималайский медведь и белый тигр  с вами не прощаются. На следующем занятии мы продолжим работу по данной теме. Спасибо за работу!

Индивидуальное заполнение «цифрового квадрата»

Проверяют выполненное задание.

Ответы детей.