Тема: Звуки [Ж] и [Ш] и буквы Ж, Ш
Тип урока: коррекционная работа при смешанной дисграфии.
Технологическая карта занятия.
Тема
Звуки [ж], [ш], буквы Ж-Ш
Задачи
Коррекционно-развивающие:
- закреплять знания учащихся о согласных звуках и буквах Ш-Ж;
- познакомить учащихся со сравнительной характеристикой звуков [Ш] [Ж], нормами их артикуляции;
- учить выделять звуки [ж], [ш] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;
Образовательные:
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Зимние виды спорта».
- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
- формировать грамматические стереотипы словообразования в экспрессивной речи;
Воспитательные:
- развивать навыка самоконтроля;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину;
- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
- воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работать в команде;
- воспитывать вежливое отношение к товарищу.
Основные понятия
Зимние олимпийские игры, зимние виды спорта, Снежный барс – символ, символ олимпиады - олимпийские кольца.
Методы и методические приемы
Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез, метод контроля и самоконтроля.
Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра
Формы работы
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Оборудование:
Доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки.
Ход занятия
Этап урока
Метод, приём
Форма
Средство
Деятельность логопед
Деятельность обучающихся
1. Организационное начало урока.
Задачи:
-актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
Мотивирующий приём
Фронтальная и индивидуальная работа
Презентация Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
На рабочих местах учащихся разложены карточки – примеры с зашифрованными именами.
- Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место. (На партах предметные картинки)
(дом, арбуз, ножницы, игла, ложка – Данил )
(слон, ананас, шишка, арбуз – Саша )
(ведро, лампа, апельсин, дельфин – Влад )
(арбуз, ракета, индюк, носки, ананас – Арина)
Стоят в кругу. Выполняют инструкции учителя- логопеда.
Находят свое рабочее место, собрав свое имя из первых букв картинок
II. Постановка проблемы. Формулирование темы занятия.
Задача:
включения учащихся в коррекционный процесс.
Загадки
Фронтальная работа
Презентация Слайд 2
- Предлагаю отгадать загадки
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые
В них поставим две ноги -
И по большим снегам беги!
- Назовите третий звук в этом слове
-Охарактеризуйте этот звук
- На письме какой буквой обозначаем звук [Ж]
Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки
Это палка - для хоккея
И она зовется ....
- Назовите 4 звук в слове.
-Охарактеризуйте этот звук
- На письме какой буквой обозначаем звук [Ш]
-Над какими звуками и буквами мы будем работать на занятии.
- Ребята, чем похожи, а чем различаются звуки [Ш] [Ж]
Ответ: лыжи
Ответ:
- Согласный, звонкий, твердый, шипящий.
- буквой "ЖЕ"
Ответ: клюшка
Ответ:
- Согласный, глухой, твердый, шипящий..
- буквой "ША"
- ответ учащихся
сравнительная характеристика звуков
III.Основная часть.
Задачи:
-включение нового знания в систему знаний;
- повторение и закрепление изученного ранее.
Приём активизации внимания
Фронтальная работа
Презентация Слайд 3
-Ребята, а в какое время года вы берете лыжи, клюшки, коньки.
- А вы знаете, что в феврале в Пхенчхане прошла зимняя Олимпиада? Хотите узнать кто талисманом этих Олимпийских зимних игр стал ? Вот они: гималайский медведь и белый тигр . Они сегодня у нас в гостях.
А вы знаете , что является символом всех олимпийских игр? Сегодня на занятии мы будем собирать символ всех олимпийских игр - 5 Олимпийских колец. Эти пять колец символизируют пять населенных частей мира, которые желают участвовать в Олимпийском движении.
За правильно выполненное задание Гималайский медведь и белый тигр будут награждать вас кольцом. (При выставлении кольца объясняю почему оно такого цвета).
Зимой.
Гималайский медведь и белый тигр
Олимпийские кольца
Задачи:
-развитие фонематического восприятия.
Проговаривание, слуховой дифференциации
Индивидуальная работа
- Для того, чтобы справиться с заданиями от Гималайского медведя и белого тигра нужно размяться.
-Повторите слоговые ряды
Ша - ша – жа Ше - же - ше
Жо - шо – жо Жи - жи - ши
Шу - шу – жу Ожи - ажи - оши
Ежи - еши - ежи
Кто сегодня из вас самый внимательный?
Если в слове услышите звук Ж, поднимите руки вверх, а если звук Ш – примите позу Наполеона.(показать эту позу)
Жители, пассажир, широкий, режим, жизнь, ширина, ошибка, умножить, лыжник, шлем, шайба, оружие, на финише, сушить, дорожить, афиша, шрамы, сужу, дружу.
- Молодцы, справились все ! Значит вы готовы к выполнению заданий.
Повторяют слоговые ряды.
Выполняют соответствующие движения.
Задачи:
-развитие фонематического восприятия, внимания, звукового анализа.
Звукобуквенной дифференциации
Индивидуальная работа
Презентация Слайд 4
Презентация Слайд 5
-Ребята, откройте тетради запишите дату и тему занятия
- Прежде чем пойти заниматься зимними видами спорта, нужно правильно одеться. Наши герои предлагают первое задание.
-Запишите букву Ш или Ж, рядом с ней укажите место звука в слове.
Штаны, рубашка, пиджак, шапка, ушанка, жакет, джемпер, нижнее (белье), джинсы, гамаши, жилетка (Самопроверка)
- Все верно! Вот ваша первая награда!
(На доску вывешиваем олимпийское кольцо красного цвета, символизирует Американский континент).
Записывают слова в тетради.
Каждый проверяет свою работу сам.
Задача:
- развитие речи, активизация словарного запаса.
"Игра", познавательная активность
Индивидуальная и групповая работа
Презентация Слайд 6
- А сейчас мы поиграем в снежки. Найдите половину слова. (Карточки).
Убе -
Подо - - ждать
Награ -
Побе -
Успе - - шно
Поспе -
Слы -
Пры - - жок
Сне -
Дру-
Ва -
Ну - - жно
Дру -
Надё -
-Запишите слова в тетради, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж– двумя. (проверка, чтение слов)
- Все эти слова нам пригодятся на уроках и спортивных занятиях.
- Вот и со вторым заданием вы справились.
(Вывешиваем на доску второе олимпийское кольцо - синего цвета, символизирует Европу)
Записывают слова в тетради
Задачи:
-развитие внимания, навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
Приём активизации внимания
Индивидуальная работа
Слайд 7
Слайд 8
- Следующее задание надо выполнить по карточке. Найдите в каждой строке два слова -названия зимних видов спорта.
Б р л р п д в л ы ж н ы е д л д п г о н к и з д
См п ф к ц к о н ь к о б е ж н ы йл в с п о р т
Д л ш г о р н о л ы ж н ы й п к ц й с п о р т в к
Ж ш р н п р ы ж к и д л н в т р а м п л и н д ж
- Обратите внимание, как пишется слово прыжки. Как проверим?
-А какие еще зимние виды спорта вы знаете?
Запишите названия видов спорта в тетради, поделите слова на слоги, подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж -двумя.
(вывешивается на доску третье олимпийское кольцо - черного цвета, символизирует Африку)
Проговаривают названий видов спорта. Проверка выполненного задания.
Ответы учащихся
Записывают в тетради.
Физминутка "Покажи движение"
Задачи:
-Развитие звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложения;
-развитие логического мышления и зрительного восприятия.
Приём активизации внимания задания с недостатком данных.
Фронтальная и индивидуальная работа.
Слайд 9
Наши гости предлагают нам новое испытание.
-Вставь пропущенные буквы Ш– Ж.
_ура и _еня катались на лы_ах. У Ми_и и Са_и клю_ки, _айбы и _лемы. Алё_а хоро_о бе_ит по доро_ке на коньках.У Серё_и были о_ибки.
- Запишите второе предложение в тетради. Подчеркните опасные места.
- Какие орфограммы вы встретили в предложениях?
(вывешивается на доску четвертое олимпийское кольцо - желтого цвета, символизирует Азию)
Гималайский медведь и белый тигр принесли нам послание, но оно зашифровано. Вот вам шифр.
(Пешком ходить - долго жить.)
п
д
о
д
и
и
г
о
д
е
ш
х
ь
т
р
л
р
ж
з
к
к
-
н
о
а
ж
ь
п
о
м
ы
д
м
с
и
т
1
2
-
4
3
- Ребята, прочитайте, что у вас получилось?
- Ребята, а почему так говорят?
(вывешивается на доску 5 олимпийское кольцо - зеленого цвета, символизирует Австралию)
Вот и собрали мы главный символ Олимпийских игр.
По очереди выходят к доске, записывают пропущенные буквы.
Ответы учащихся
Дети читают.
Рассуждения детей.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Задачи
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Оперативный контроль
Оценивание ответов учащихся
Фронтальная работа
Слайд 10
1
5
9
2
6
10
3
7
11
4
8
12
- Внимательно слушайте вопросы, согласны «+», не согласны « - ».
Звук
[
ш
]
всегда мягкий?
Звук
[
ж
]
всегда твердый?
Сочетание
Жи – Ши
пишем с буквой И?
В слове «шуршала» два звука [Ш]?
В слове ужин звук (ж) стоит на 3 месте?
В слове лыжник звук (ж) находится на 2 месте?
В слове маршрут звук (ш) находится на 4 месте?
В слове ушибы звук (ш) находится на 3 месте?
В слове (снежок) 3 слога?
В слове шажок есть звук (ш) и звук (ж)?
В слове (тишина) 3 слога?
Чтобы быть сильным, ловким, умелым нужно заниматься спортом.
- Сравните ваши ответы, с тем, что должно получиться. У кого нет ошибок? У кого одна ошибка?
- Ребята, какую отметку вы бы поставили за свою работу. Почему?
- На этом наши небольшие олимпийские игры подошли к концу. Гималайский медведь и белый тигр с вами не прощаются. На следующем занятии мы продолжим работу по данной теме. Спасибо за работу!
Индивидуальное заполнение «цифрового квадрата»
Проверяют выполненное задание.
Ответы детей.