Технология обучения детей ткачеству самотканых дорожек

и самотканых салфеток

Сидоркина Галина

Александровна,

педагог дополнительного

образования ГБОУ

Республики Марий Эл

«Косолаповская школа-интернат»

Одним из древнейших человеческих ремёсел является ткачество. Ткачество – производство ткани на ткацких станках. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения. В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом. Существует два вида ткацких станков: вертикальный и горизонтальный. На вертикальном станке ткутся гобелены и ковры, а на горизонтальном – ткани.

Я, как учитель народных промыслов, думаю, что ручное ткачество ы школе – это важный аспект в трудовом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Меня удивляет то, с каким интересом и увлечённостью тянутся дети к этому виду народного творчества, как живо включаются они в работу и как быстро усваивают каждый вид работы, связанный с ткачеством. Учащиеся прекрасно понимают: чему научились – всё это пригодится в их дальнейшей жизни.

Я считаю, что изделия ручного ткачества – это своеобразная, самобытная красота и поэтичность марийского национального быта, это корни наших предков и историческая память народа мари.

Цель обучения детей ручному ткачеству:

Создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством ткачества.

Задачи:

1.Познакомить детей с видом домашнего ремесла – ткачеством, дать первоначальные представления о ткацком станке и о мерах предосторожности, обучить практическим навыкам в изготовлении предметов на основе традиций народных умельцев на различных приспособлениях и ткацком станке.

2.Способствовать развитию у учащихся творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца.

3.Способствовать формированию практических умений и навыков качественного выполнения ткацких работ.

4.Прививать любовь к традиционному ремеслу марийцев; учить успешно выполнять коллективные работы; эмоционально откликаться на многообразие красок и форм, развивать эстетический вкус.

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение:

Оборудование: два ткацких станка, сновалка, стулья, столы.

Инструменты: нитки № 10, нитки «Нарцисс», хозяйственный шнур, ножницы, клубок из полосок ткани, иголки.

В результате изучения программы факультатива учащиеся должны знать:

- историю ткачества, виды ткачества, техники ткачества;

- основы построения орнамента;

- назначение и устройство ткацкого станка;

- способы закрепления нитей.

Уметь:

- самостоятельно составлять и подбирать простейшие орнаменты;

- подбирать и сочетать цвета в изделии;

- правильно заправлять ткацкий станок (натягивать и ослаблять нить);

- выполнять все стадии изготовления изделия;

- выполнять работу качественно и в срок;

- работать в группах и индивидуально:

- выполнять самостоятельно задания;

- соблюдать технику безопасности, гигиены и санитарии.

Технология обучения детей ткачеству.

Знакомство со сновалкой и ткацким станком:

- назначение сновалки (сновального станка): перематывание нити с катушек на один большой вал;

- основные части сновалки: рогатина и крутящаяся крестовина на стойке;

- назначение ткацкого станка: тканьё самотканых дорожек и самотканых салфеток;

- основные части ткацкого станка: навой, набилки, подножки, бердо, уток, ниченки.

Практическая работа:

снование ниток;

заправка ткацкого станка нитями;

изготовление полос ткани для тканья самотканых дорожек;

индивидуальное тканьё самотканых дорожек;

индивидуальное тканьё самотканых салфеток.

Этап снования ниток – это первый шаг, это снование основы. Для данного этапа работы необходима сновалка, которая состоит из крутящейся крестовины на стойке и рогатины. Для перематывания нитей используется 1/3 крутящейся крестовины на стойке. Необходимо взять 20 катушек ниток № 10. Счёт нитей идёт попарно. Снование начинается слева направо до рогатины, где нити попарно пропускаются восьмёркой снизу вверх. Затем нити уже идут в обратную сторону, то есть справа налево. Снование в такой последовательности проводится до тех пор, пока не наберётся нужное количество пар нитей. После снования снимается та сторона нитей, с которой начали. Натягивая плетётся коса до рогатины. Снимается с рогатины, завязывается лентами, чтобы восьмёрка не запуталась.

Следующий этап практической работы – это заправка ткацкого станка нитями. Данный вид работы начинается с того, что коса распускается и наматывается на навой до тех пор, пока не останется та часть косы, которая необходима для начала тканья. Каждая пара ниток разделяется. Одна нить проходит через первую ниченку, вторая – через вторую. Нить завязывается и пропускается через бердо до тех пор, пока все нити не закончатся. Затем нити вдеваются на палку и завязываются на переднюю основу.

Третий этап практической работы – изготовление полос ткани для тканья самотканых дорожек. Для этого берётся ветошь, которая режется на узкие длинные полоски от 0,5 до 2 см ширины. Наматываются полоски в клубки.

Индивидуальное тканьё самотканых дорожек – последняя завершающаяся стадия практической работы. Работа выполняется в следующей последовательности:

- Первый этап – настойка станка. Под станок ставятся подножки и привязываются к ниченкам. Регулируется высота подвески берда и ниченок, регулируется натяжение нитей с помощью передней основы. Потом берётся уток с толстой нитью или резаной тряпкой и делается первые несколько ходов утка. Здесь необходимо обратить внимание, все ли нити поднимаются, всё ли правильно заправлено, и исправляются ошибки. И после этого станок готов к тканью.

– Второй этап – процесс тканья. Вначале нажимается одна из подножек для того, чтобы раскрылась основа. Пропускается уток, заправленный узкими длинными полосками. Полоски набиваются набилкой несколько раз для того, чтобы они плотно сели. Нажимается далее подножка для того, чтобы нитки скрестились. Таким образом продолжается процесс тканья.

Индивидуальное тканьё самотканых салфеток. Процесс тканья самотканых салфеток ничем не отличается от процесса тканья самотканых дорожек. Этот вид тканья отличается лишь тем, что берётся на основу нитки «Нарцисс», а на уток – хозяйственный шнур.

Основа качества практической работы.

При оценке практической работы на каждом её этапе необходимо обратить внимание прежде всего на аккуратность и внимательность выполнения каждой операции. Немаловажную роль играет и такие качества как терпение,

усидчивость, старание и самостоятельность.

Литература:

Марийцы. Историко-этнографические очерки / Коллективная монография. – Йошкар-Ола:

МарНИИЯЛИ

, 2005 г.

Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям / Автор-составитель

Л.Е.Майкова

. – Йошкар-

Ола: Издательство «Вертикаль», 2007 г.

Терёхина О.Л., Катышева М.М. Программа факультативного курса. Воспитание и обучение с нарушениями развития. Методический и практический журнал, № 3, 2006 г.

Черемычкина

Г.И. Образовательная программа дополнительного образования «Ткачество». Из опыта работы учителя технологии и музыки.