Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Тема. «Помоги Машеньке вернуться домой»

Составила: Чернышева Татьяна Александровна

Цель: познакомить детей с составом числа 10 из единиц.
Задачи:
I. Образовательная:
- Продолжать учить составлять число 10 из единиц.
- Познакомить с записью числа 10.
- Закреплять умение соотносить числа в пределах 10 с количеством предметов.
- Закрепить умения детей выкладывать из счетных палочек цифру 10.
- Закрепить умения детей выкладывать числовой ряд в пределах 10.
- Закрепить умения детей называть предыдущее и последующее число и их соседей.
II. Развивающая:
- Развитие психических процессов: память, внимание, логическое мышление.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие связной речи.
III. Воспитательная:
- Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение.
Материал: иллюстрация Машеньки, цифры от 1 -10, схема, условные обозначения: цифры от 1-4, карточки с группой предметов (от 1-10), карандаши, счетный материал, доска, круги одного размера от 1-10, числовой ряд от 0-10, счетные палочки, мяч

Ход

1. Вводная часть
Организация детей в кругу.
- Ребята, посмотрите, я сегодня утром в группе нашла такую схему, на ней изображены цифры, а сзади схемы текст, давайте прочитаем и узнаем, зачем эти цифры нарисованы, слушайте внимательно: «Здравствуйте, дети! Помогите мне, пожалуйста, я ходила в лес погулять, а обратно возвращалась поздно вечером, было уже темно, и я заблудилась, и теперь не могу найти дорогу домой. Эта схема поможет вам найти мне дорогу домой. С уважением, Машенька!»
- Ребята, кому нужна наша помощь? Поможем?
- На схеме нарисованы цифры от 1 до 4.
- В группе у нас эти цифры тоже спрятались, их нужно найти и выполнить задания. Если все задания выполним правильно, то Машенька сможет найти дорогу домой.
2. Основная часть
- Первая цифра какая? (один)
- Ищем в группе цифру один. Дети ищут по группе. Воспитатель с конверта читает первое задание.
- Первое задание называется «Назови цифру» (выполняется на ковре в кругу). Я буду вам говорить цифру, а вам нужно назвать её соседей, цифру, которая стоит перед ней и после неё.
(Каждому раздается своя цифра)
- Молодцы, а теперь я называю цифру, а вы мне ту, которая стоит за этой цифрой.
- Это задание вы выполнили верно. Идем дальше. Какая по счету следующая цифра? (два)
- Ищем в группе цифру 2. Дети ищут по группе.
- От цифры 1 до цифры 2 нам нужно на нашей схеме провести линию, чтобы Машенька нашла дорогу. Ребенок рисует линию карандашом.
Воспитатель с конверта читает второе задание.
- Второе задание называется «Составь цифру 10» Выполняется за столами.
- Ребята, садитесь за столы.
- сколько кругов на доске.
- Как составлено число 10? (1 розовый круг, 1 красный круг, 1 желтый круг и т.д.)
- разложите на столе перед собой числовой ряд от 1 до 10,
- Покажи нам, как обозначается число 10. карточка 10.

В: Ребята, покажите соответствующую карточку с цифрой.

Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1Затем читает стихотворение:

Ноль похож на сто предметов —

От браслетов до беретов:

Круглый стол, кольцо, часы,

На кружочек колбасы,

Барабан, баранку, сушку…

И на лысую макушку.

А. Усачев


- Теперь возьмите 6 счетных палочек и выложите из них цифру 10.
Проверяю у каждого ребенка на правильность выполнения задания.
- Молодцы, все верно выложили. Положите счетные палочки на место.
- После цифры 2 какая следующая? (три)
- Ищем в группе цифру три. Дети ищут по группе.
- От цифры 2 до цифры 3 проведите линию.
- Следующее задание называется «Соотнеси»
- Каждому из вас я раздам карточки. У кого-то цифра изображена, а у кого группа предметов и нужно найти пару, количество предметов должно совпадать с цифрой. Дети ищут себе пару и встают друг с другом.
- Молодцы, теперь давайте поменяемся карточками. Воспитатель меняет карточки детям.
- С этим заданием мы справились.

Физминутка музыкальная двигайся/замри!

После цифры 3 какая следующая? (четыре)
- Ищите цифру четыре в группе. Дети ищут цифру.
- Это наша последняя цифра в нашей схеме. Давайте проведем линию от цифры 3 к цифре 4. Ребенок проводит линию.

- На доске состав числа 10, заселяем жильцов.
- «Запиши цифру 10-обвести»

Молодцы,

Карандашом обведите по точкам цифру 10.
Проверяю у каждого ребенка на правильность выполнения задания.
- Молодцы, листы отодвиньте на край стола.


3. Заключительная часть:
- Машенька подготовила Вам, интересные вопросы, пока она поднимается домой, мы попробуем на них ответить. И посмотрим, смогли ли мы помочь Машеньки.
Вопросы:
1. Назови геометрическую фигуру с тремя углами. (треугольник)
2. Сколько сторон у квадрата? (4)
3. Сколько ножек у стола? (4)
4. Какой день недели идет после четверга? (пятница)
5. Какой день недели идет после воскресенья? (понедельник)

Сколько носов у трех котов?

Сколько ушей у двух мышей?

Какая цифра спряталась в слове «семь-я»?

Сколько пальцев на одной руке?

Какой сегодня день недели?

Сколько раз в году бывает день рождения?

Какое сейчас время года?

Сколько углов в треугольнике?

Сколько дней в одной неделе?

Что бывает раньше: утро или вечер?

Сколько спинок у трех свинок?

Сколько животиков у пяти бегемотиков?



- Молодцы, на все вопросы ответили верно, мы получили все детали. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
- Да, ребята, это Машенька. Она нашла дорогу домой и говорит вам огромное спасибо за помощь и дарит вам небольшие подарки.
- Давайте попрощаемся с Машенькой.
- До свидания, Машенька!