Тема: «Традиции и обычаи русского народа»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи по образовательным областям:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству
- воспитывать чувство патриотизма;
- обогащать духовный мир детей
ОО «Познавательное развитие»
-расширять представления детей о народных традициях и обычаях(посиделки, встреча гостей хлебом и солью);
- прививать интерес к устному народному творчеству;
ОО «Речевое развитие»
- развивать связную, диалогическую речь;
- активизировать словарный запас детей «народный промысел», предметы быта, посиделки;
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
-закреплять знание детей о видах искусства(изобразительное, декоративно-прикладное искусство);
-развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей уже знакомых детям;
ОО «Физическое развитие»
-воспитывать бережное отношение к здоровью детей
Материалы и оборудование: стол, накрытый по правилам старины(самовар, сахар, бублики, сушки, блюдце кружки, ложки) куклы в национальных русских костюмах, каравай, рушники, платки, вязанные подстилки, русские народные костюмы
Методы и приемы:
- словесный(пословицы и поговорки, вопросы и ответы, пояснения, беседа);
- рассматривание изображений изделий народных промыслов
- игровой(сюрпризный момент, создание игровой ситуации(игра-путешествие в старину)
Предварительная работа:
- создание предметно-развивающей среды в группе, сервировка стола по старинному обычаю;
- проведения бесед о русских традициях и народно декоративно-прикладном искусстве;
- объяснение смысла русских народных пословиц и поговорок о семье, о хлебе, о труде;
- рассматривание изделий народного творчества, изображений изделий народных промыслов, знакомство с некоторыми играми наших предков.
Словарная работа: самовар, рушник, народные промыслы, традиции.
Индивидуальная работа: закрепить рисование элементов хохломской росписи с Ваней, Максимом, Тиграном.
Ход занятия
Дети с воспитателем с элементами русских национальных костюмов проходят в группу хороводом «Цепочка»
Воспитатель: Здравствуйте ребята посмотрите друг на друга. В какой мы сегодня одежде. Что одели мальчики, что девочки?
Дети: Сарафаны, русские рубашки
Воспитатель: Правильно. Как можно эти наряды назвать общим словом?
Дети: Русская, народная, традиционная одежда.
Воспитатель: Да. Вспомните, а что девушки надевали
на голову?
Дети: Кокошники, платки?
Воспитатель: Кто носил кокошник? Кто платок?
Дети: Девушки не замужем носили кокошники, а замужние платки.
Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы свами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Вспомните и скажите кто такие предки?
Дети: это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек Воспитатель: Культура нашего народа складывается из обычаев, традиций и праздников. А как вы понимаете слово « традиция»?
Дети: Это значит «передача», то есть из поколения в поколение передаются семейные порядки, привычки, памятные вещи, обычаи.
Воспитатель: Да, традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Мы отмечаем в семейном кругу различные праздники. Какие?
Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.
Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.
Воспитатель: Какая бывает семья?
Дети: Большая, дружная, добрая, трудолюбивая, счастливая. Веселая. Многодетная.
Воспитатель: Кого из близких вы можете назвать самым родным? Самым добрым? Самым младшим?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А бывает ли вам грустно? Почему?
Дети: Когда мама болеет, когда остаюсь один, когда мама сердится.
Воспитатель: Чем вы любите заниматься всей семьей?
Дети: собираться за столом, смотреть телевизор по вечерам, ходить в парк, в лес, на футбол, готовиться к праздникам)
Воспитатель: С давних времен повелось, что у каждого в семье есть свои обязанности, есть они и у детей, ведь дети - помощники своим родителям. Какие обязанности были в старину у девочек, у мальчиков?
Дети: Девочки убирали в избе, смотрели за младшими братьями и сестрами, помогали готовить еду. Мальчики убирали во дворе, кормили скотину, помогали отцу и деду.
Воспитатель: А какие обязанности есть у вас?
Дети: Заправлять кровать, убирать игрушки, кормить домашних питомцев, поливать цветы, помогать взрослым .
Воспитатель: Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много пословиц и поговорок. А какие знаете вы?
Дети: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
«Хочешь есть калачи - не сиди на печи».
«Труд человека кормит, а лень портит».
«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда
Воспитатель: Ребята а давайте мы с вами отправимся в мастерскую и побудем мастерами и распишем ложку
Дети: расписывают ложку
Физминутка
В нашей стране горы высокие,
(тянемся на носочках верх)
Реки глубокие,
(присаживаемся на корточки)
Степи широкие,
(раскидываем руками)
Леса большие,
(руки вверх)
А мы- ребята вот такие!
(показываем большой палец).
Воспитатель: Основной чертой русского народа было гостеприимство. Эта традиция сохранилась и до наших дней. Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, солью.
Дети: «Гость в дом - радость в дом»
«Что есть в печи - все на стол мечи»
Воспитатель: Молодцы. А мы тоже накрыли стол, как накрывали в старину наши предки. В чем же проявлялось гостеприимство?
Дети: Любой человек мог зайти в дом и поесть, его сажали на почетное место, предлагали откушать хлеб-соль, принимали как почетного гостя.
Воспитатель: А как человек относился к хлебу?
Дети: Люди бережно относились к хлебу, с уважением, если роняли хлеб, то просили у него прощения и целовали его.
Воспитатель: Как говорили про хлеб в народе?
Дети: «Хлеб - всему голова», «Без хлеба нет обеда»
«Хлеб да вода здоровая еда»
Воспитатель: А что вы можете сказать про соль?
Дети: Соль тоже была главной едой, ее сравнивали с хлебом, в старину стол накрывали скатертью и ставили на середину хлеб и соль.
Говорили: « Без хлеба несытно, без соли невкусно», «Хлеб и соль вам!»
Воспитатель: Этот обычай сохранился до сих пор: дорогих гостей встречают хлебом-солью. В чем же еще проявлялось гостеприимство?
Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в каждом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.
Воспитатель: Молодцы. Традиция сохранила до нас множество игр. А сейчас я предлагаю поиграть в хороводную народную игру .
Проводится народная игра «Как у дяди Трифона»
Как у дяди Трифона было семеро детей,
(идут по кругу, взявшись за руки, и поют) было семеро детей, было семь сыновей. Вот такими вот ушами, вот с такими вот глазами,
(каждая строчка сопровождается показом) вот с такими вот носами, вот с такими вот зубами вот с такими волосами, вот с такими вот усами, вот с такой головой, вот с такой бородой. Они не пили ,не ели, друг на друга все глядели, друг на друга все глядели, разом делали вот так…(по показу одного ребенка повторяют смешные движения)
Воспитатель: Молодцы. Ребята Что было трудно? Что узнали нового?, Саша что ты для себя узнал? С чем справились хорошо? А теперь ребята пригласим нашу гостью к столу ,проявим к ней наше гостеприимство.
Что мы должны сделать по законам русского гостеприимства ?
Дети: ведут гостью к столу, подают ей блюдце, кружку, ложку, предлагают ей вместе с ними выпить чаю(сушками, баранками, конфетами) и отведать каравай.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33 «Звездочка» с. Александровское
Конспект
занятия по
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
(Основы гражданственности и патриотизма)
в подготовительной группе «Б»
Разработала:
Воспитатель: Бурина О.В.
Ноябрь , 2023 г