* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} h2 {font-family: 'Cambria'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Title {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Название Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .No Spacing {font-family: 'Calibri';}

Тема: «Традиции и обычаи русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи по образовательным областям:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

- воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству

- воспитывать чувство патриотизма;

- обогащать духовный мир детей

ОО «Познавательное развитие»

-расширять представления детей о народных традициях и обычаях(посиделки, встреча гостей хлебом и солью);

- прививать интерес к устному народному творчеству;

ОО «Речевое развитие»

- развивать связную, диалогическую речь;

- активизировать словарный запас детей «народный промысел», предметы быта, посиделки;

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

-закреплять знание детей о видах искусства(изобразительное, декоративно-прикладное искусство);

-развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей уже знакомых детям;

ОО «Физическое развитие»

-воспитывать бережное отношение к здоровью детей

Материалы и оборудование: стол, накрытый по правилам старины(самовар, сахар, бублики, сушки, блюдце кружки, ложки) куклы в национальных русских костюмах, каравай, рушники, платки, вязанные подстилки, русские народные костюмы

Методы и приемы:

- словесный(пословицы и поговорки, вопросы и ответы, пояснения, беседа);

- рассматривание изображений изделий народных промыслов

- игровой(сюрпризный момент, создание игровой ситуации(игра-путешествие в старину)

Предварительная работа:

- создание предметно-развивающей среды в группе, сервировка стола по старинному обычаю;

- проведения бесед о русских традициях и народно декоративно-прикладном искусстве;

- объяснение смысла русских народных пословиц и поговорок о семье, о хлебе, о труде;

- рассматривание изделий народного творчества, изображений изделий народных промыслов, знакомство с некоторыми играми наших предков.

Словарная работа: самовар, рушник, народные промыслы, традиции.

Индивидуальная работа: закрепить рисование элементов хохломской росписи с Ваней, Максимом, Тиграном.

Ход занятия

Дети с воспитателем с элементами русских национальных костюмов проходят в группу хороводом «Цепочка»

Воспитатель: Здравствуйте ребята посмотрите друг на друга. В какой мы сегодня одежде. Что одели мальчики, что девочки?

Дети: Сарафаны, русские рубашки

Воспитатель: Правильно. Как можно эти наряды назвать общим словом?

Дети: Русская, народная, традиционная одежда.

Воспитатель: Да. Вспомните, а что девушки надевали

на голову?

Дети: Кокошники, платки?

Воспитатель: Кто носил кокошник? Кто платок?

Дети: Девушки не замужем носили кокошники, а замужние платки.

Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы свами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Вспомните и скажите кто такие предки?

Дети: это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек Воспитатель: Культура нашего народа складывается из обычаев, традиций и праздников. А как вы понимаете слово « традиция»?

Дети: Это значит «передача», то есть из поколения в поколение передаются семейные порядки, привычки, памятные вещи, обычаи.

Воспитатель: Да, традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Мы отмечаем в семейном кругу различные праздники. Какие?

Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.

Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.

Воспитатель: Какая бывает семья?

Дети: Большая, дружная, добрая, трудолюбивая, счастливая. Веселая. Многодетная.

Воспитатель: Кого из близких вы можете назвать самым родным? Самым добрым? Самым младшим?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А бывает ли вам грустно? Почему?

Дети: Когда мама болеет, когда остаюсь один, когда мама сердится.

Воспитатель: Чем вы любите заниматься всей семьей?

Дети: собираться за столом, смотреть телевизор по вечерам, ходить в парк, в лес, на футбол, готовиться к праздникам)

Воспитатель: С давних времен повелось, что у каждого в семье есть свои обязанности, есть они и у детей, ведь дети - помощники своим родителям. Какие обязанности были в старину у девочек, у мальчиков?

Дети: Девочки убирали в избе, смотрели за младшими братьями и сестрами, помогали готовить еду. Мальчики убирали во дворе, кормили скотину, помогали отцу и деду.

Воспитатель: А какие обязанности есть у вас?

Дети: Заправлять кровать, убирать игрушки, кормить домашних питомцев, поливать цветы, помогать взрослым .

Воспитатель: Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много пословиц и поговорок. А какие знаете вы?

Дети: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

«Хочешь есть калачи - не сиди на печи».

«Труд человека кормит, а лень портит».

«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Воспитатель: Ребята а давайте мы с вами отправимся в мастерскую и побудем мастерами и распишем ложку

Дети: расписывают ложку

Физминутка

В нашей стране горы высокие,

(тянемся на носочках верх)

Реки глубокие,

(присаживаемся на корточки)

Степи широкие,

(раскидываем руками)

Леса большие,

(руки вверх)

А мы- ребята вот такие!

(показываем большой палец).

Воспитатель: Основной чертой русского народа было гостеприимство. Эта традиция сохранилась и до наших дней. Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, солью.

Дети: «Гость в дом - радость в дом»

«Что есть в печи - все на стол мечи»

Воспитатель: Молодцы. А мы тоже накрыли стол, как накрывали в старину наши предки. В чем же проявлялось гостеприимство?

Дети: Любой человек мог зайти в дом и поесть, его сажали на почетное место, предлагали откушать хлеб-соль, принимали как почетного гостя.

Воспитатель: А как человек относился к хлебу?

Дети: Люди бережно относились к хлебу, с уважением, если роняли хлеб, то просили у него прощения и целовали его.

Воспитатель: Как говорили про хлеб в народе?

Дети: «Хлеб - всему голова», «Без хлеба нет обеда»

«Хлеб да вода здоровая еда»

Воспитатель: А что вы можете сказать про соль?

Дети: Соль тоже была главной едой, ее сравнивали с хлебом, в старину стол накрывали скатертью и ставили на середину хлеб и соль.

Говорили: « Без хлеба несытно, без соли невкусно», «Хлеб и соль вам!»

Воспитатель: Этот обычай сохранился до сих пор: дорогих гостей встречают хлебом-солью. В чем же еще проявлялось гостеприимство?

Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в каждом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.

Воспитатель: Молодцы. Традиция сохранила до нас множество игр. А сейчас я предлагаю поиграть в хороводную народную игру .

Проводится народная игра «Как у дяди Трифона»

Как у дяди Трифона было семеро детей,

(идут по кругу, взявшись за руки, и поют) было семеро детей, было семь сыновей. Вот такими вот ушами, вот с такими вот глазами,

(каждая строчка сопровождается показом) вот с такими вот носами, вот с такими вот зубами вот с такими волосами, вот с такими вот усами, вот с такой головой, вот с такой бородой. Они не пили ,не ели, друг на друга все глядели, друг на друга все глядели, разом делали вот так…(по показу одного ребенка повторяют смешные движения)

Воспитатель: Молодцы. Ребята Что было трудно? Что узнали нового?, Саша что ты для себя узнал? С чем справились хорошо? А теперь ребята пригласим нашу гостью к столу ,проявим к ней наше гостеприимство.

Что мы должны сделать по законам русского гостеприимства ?

Дети: ведут гостью к столу, подают ей блюдце, кружку, ложку, предлагают ей вместе с ними выпить чаю(сушками, баранками, конфетами) и отведать каравай.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 «Звездочка» с. Александровское

Конспект

занятия по

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

сновы гражданственности и патриотизма)

в подготовительной группе «Б»

Разработала:

Воспитатель: Бурина О.В.

Ноябрь , 2023 г