Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт»
Цель: Закрепление умений и навыков проведения упражнений артикуляционной гимнастики.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
1. Закрепить и обобщить знания о транспорте; виды транспорта (машина, автобус, трамвай, поезд, самолет, ракета, корабль, мотоцикл, грузовик); части машины (кабина, руль, педаль, кузов, колёса); названия транспортных средств.
2. Совершенствование навыков словообразования; научить образованию формы творительного, предложного падежей;
Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики; развивать связную речь; развивать зрительное внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью, интерес достижения результата от выполненной работы.
Оборудование: предметные картинки транспорта, частей транспорта; «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками (транспорт); макет игрушки самолет.
Ход занятия
I. Организационный момент. Транспорт
Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро. Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.
Светофор» (Сделать рупор, продержать под счет до 3, на счет4 – закрыть рот) 5 раз.
Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.
Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.
Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».
Гудит пароход. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттяну назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.
Самосвал высыпает груз. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губ были неподвижны.
2.Игра с мячом «На чем я еду, плыву, лечу…» (по дороге – на машине, по морю – на корабле, по воздуху – на самолете…).
3. «Отгадай загадку»
Логопед. Ребята, отгадайте загадки:
Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином?
(автобус)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(самолет)
- Море, чайки, корабли
Слышат мой гудок вдали.
Порт остался за кормой,
Долгим будет путь домой.
Гордо я плыву вперед!
Моё имя -.
(пароход)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек
Лишь оставили дымок.
(поезд)
II. Сообщение темы занятия.
Логопед. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
(о транспорте)
Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Транспорт бывает наземный, водный и воздушный.
- А какой транспорт мы называем наземным? Воздушным…водным?
Дети: Воздушным называют транспорт, который летает в небе.
Дети: А водным транспортом, который двигается по воде.
Дети: наземный, это когда по земле движется.
1 «Едем в гости» (Лексико-грамматические игры и упражнения. Усвоение предложного .падежа с предлогом «на»).
Логопед раздает детям картинки с изображением транспортных средств и предлагает им «поехать» в гости в другой детский сад. Каждый ребенок должен сказать на чем он поедет в гости.
Я поеду на машине.
… на поезде
… на трамвае
… на мотоцикле, корабле, ракете
Я поеду на поезде
Я полечу на самолете.
Я поплыву на корабле.
Я поеду на мотоцикле.
Я полечу на ракете.
Я поеду на трамвае.
2. Игра с мячом «Предложение договори и его ты повтори». (Составление предложений с союзом «а»).
Лодка плывет, а машина … (едет).
Трамвай едет, а самолет… (летит).
Мотоцикл едет, а корабль… (плывет).
Самолет летит, а автобус… (едет).
Корабль плывет, а ракета (летит).
Ракета летит, а поезд… (едет).
3. Игра «Дружит или не дружит?». (Усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»).
Машина «дружит» с автобусом или глобусом?
Самолет «дружит» с ракетой или газетой?
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Трамвай «дружит» с поездом или домом?
Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?
Мотоцикл «дружит» с малиной или машиной?
4. Дидактическая игра «Кто чем управляет?» (Дети рассказывают по картинкам)
- Это самолет. Самолетом управляет летчик.
Это поезд. Поездом управляет машинист.
Это ракета. Ракетой управляет космонавт.
Это корабль. Кораблем управляет капитан.
Физминутка «Мы - шоферы»
(дети показывают движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
5. Игра «Расскажи».
Учить детей определять пространственное расположение частей предмета.
Логопед демонстрирует детям игрушку и рассказывает, что у неё где находится. Дети повторяют, потом рассказывают сами.
Впереди у самолета – нос. У самолета два крыла.
Сзади у самолета – хвост. Внизу у самолета три колеса.
Посередине – корпус. Самолет летит вверх.
С одной стороны – крыло. Самолет летит вниз (показывать).
С другой стороны – крыло.
Картинка самолета, задание «дорисуй»
6. «Волшебный мешочек»
Логопед демонстрирует детям игрушки из мешочка, затем их прячет. Дети должны на ощупь определить, что это за игрушка (вид транспорта, которая им попалась в руки.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Артикуляционная гимнастика. Транспорт.
- Что тебе на занятии больше всего понравилось?
- Что бы ты еще хотел узнать о транспорте?
Чтение с выражением и заучивание стихотворения «Шофер».
Качу, лечу
Во весь опор.
Я сам – шофер,
И сам – мотор. Нажимаю
На педаль –
И машина
Мчится вдаль! Б. Заходер