* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Основной текст_ {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Основной текст3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .c5 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .slide-number {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНКА» г. СЕВЕРО-КУРИЛЬСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБДОУ - ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНКА»)

Тел.(42453) 2-12-28, 2-19-86, факс (42453) 2-12-28, skgo.mbdoudss@sakhalin.gov.ru;http://severanka.shl.prosadiki.ru/

Доклад

«Трудовое воспитание в средней группе»

Воспитатель:

Леонова Т.В.

2023- 2024 учебный год

(Слайд 2). Всем известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте. Одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения – является трудовое воспитание.

В средней группе детям посильны четыре вида труда:

Самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Рассмотрим особенности каждого вида повседневной трудовой деятельности детей средней группы.

(Слайд 3). Самообслуживание. В средней группе совершенствуются навыки, которыми дети овладевают в младшей группе. Они самостоятельно одеваются и раздеваются аккуратно вешают на стульчик одежду, складывают одежду в шкаф, относят влажные вещи на батарею, моют руки по мере загрязнения, едят пользуясь вилкой. Большое внимание уделяется умению доводить начатое дело до конца (одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь). Эти задачи решаются успешнее, если использовать игровые приёмы и систематически контролировать детей. Например, перед мытьём рук говорю: «Сегодня кукла Катя пришла учиться мыть руки у вас. Она не верит мне, что дети умеют мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа грязи. Так же можно использовать художественное слово. В этом возрасте у ребёнка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам, формируется навык взаимопомощи (Сегодня мы так быстро собрались на прогулку потому, что помогли друг другу одеться.)

В этой группе используем такие методические приёмы, как привлечение детей к анализу результатов труда («Сейчас мы с Ваней и с Настей проверим, аккуратно ли сложены вещи в шкафах»). Важно дать детям больше самостоятельности в самообслуживании. Показ способа действий и объяснение на данном этапе занимает большое место в нашей работе. На конкретных примерах учим детей делать выводы. Забыл убрать одежду в шкаф – будешь долго её искать; не завернул рукава – будешь ходить с мокрыми рукавами.

(Слайд 4). Хозяйственно-бытовой. В средней группе хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и ранее основной формой его организации являются поручения. В среднем возрасте большинство поручений носит коллективный характер (уберите игрушки, сложите вещи в шкаф и т.д.). (Слайд 5). Это способствует развитию опыта сотрудничества, учит приходить на помощь друг другу в затруднительных ситуациях. Трудовые усилия детей надо обязательно оценивать. Хвалить ребёнка надо при всех детях, но, если заслуживает порицания, сказать ему об этом с глазу на глаз.

В средней группе содержание хозяйственно-бытовой труда усложняется. Если раньше дети выполняли отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы. Дети моют игрушки, (Слайд 6) прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протирали столы и стульчики, (Слайд 7) намыливают кукольное белье, стирают его, подклеивают книжки, готовят всем необходимым для занятий столы, убирают свои рабочие места, (Слайд 8) дежурные сервируют к обеду стол. В нашей группе создан уголок дежурства по столовой, в котором есть график дежурств, а также алгоритм дежурства.

Один из распространенных видов хозяйственно-бытового - это труд на участке: (Слайд 9). Который включает в себя:

• наведение порядка на участке - летом, осенью подметание пола на веранде веником, сметание песка в песочницу после игр. (Слайд 10)

• зимой - очищаем от снега лопатами;

• осенью уборка листьев.

(Слайд 11). Труд в природе. В средней группе продолжаем приучать детей ухаживать за цветами, закрепляем знания о них. Продолжает формировать элементарные навыки работы в цветнике.

Привлекаем детей: к наблюдениям за природными объектами на территории детского сада и в уголке природы, к совместной с педагогом работе в уголке природы ((Слайд 12) полив цветов и протирание листьев в уголке природы, (Слайд 13) создание и уход за «огородом на окне»), к зарисовке в дневниках наблюдений за ростом растений.

В процессе наблюдений дети обогащают свои знания о том, как выращивают овощи. Знакомятся с правилами уборки урожая и принимают посильное участие в этом виде деятельности.

(Слайд 14). Ручной труд. Содержание работы по ручному труду детей средней группы: вместе с воспитателем дети занимаются ремонтом книг, коробок, атрибутов, игрушек. Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам. (Слайд 15). Учатся тонировать бумагу для рисунков, помогают делать заготовки для аппликации.

(Слайд 16). Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с взрослыми людьми. Дети получают возможность расширить свои знания о различных профессиях.

Чтобы были у детей знания о профессиях взрослых, в своей работе мы проводим занятия, беседы о труде взрослых, наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, читаем художественную литературу, рассматриваем иллюстрации и альбомы. (Слайд 17). Особенно дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, где происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру.

Наблюдая с детьми на прогулке за трудом дворника, мы знакомим их, не только с содержанием работы, но и подчеркиваем значимость труда данной профессии. Прививаем тем самым уважительное отношение к труду, желание поддерживать порядок и самим принимать участие в работе.

Во время экскурсий по детскому саду обращаем внимание детей на большое количество сотрудников занятых разной работой. На кухне работают повара и кухонные рабочий, они готовят еду для всех детей. (слайд 18) Познакомили детей с работой машиниста по стирке одежды и кастелянши. Дети с интересом слушали, наблюдали. Посетили медицинский кабинет, медсестра рассказала о своей профессии. Так постепенно мы познакомим детей с работниками разных профессий занятых в детском саду.

(Слайд 19). Ходили на экскурсию в магазин, библиотеку. Благодаря экскурсиям, дети познакомились с особенностями труда людей, проживающих в нашем регионе. Процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает, как работают люди, узнаёт, как полезны результаты этого труда для людей.

(Слайд 20). Ну, а закончить своё выступление я хочу словами Сухомлинского: «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».