Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №19 станицы Камышеватской

муниципального образования Ейский район

Тема: «Знатоки родного языка».

Учитель-логопед: Афанасьева Марина Васильевна.

2025г.

Данное мероприятие проводилось к празднику — Международный день родного языка.

Цель: способствовать повышению интереса к родному языку, а также коррекции и развитию речевых навыков у дошкольников   

Задачи: формирование у детей понимания сущности родного языка и его специфических особенностей, развитие умения составлять слова из 2 слогов, развитие связной речи, словарного запаса через актуализацию синонимов, антонимов и многозначных терминов. Улучшение речи детей посредством работы с фразеологизмами для выявления скрытых значений. Внедрение новых эмоциональных аспектов в речевую практику, обеспечивая при этом радость от обучения.

Участники. Дошкольники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Инструментарий: предметные картинки, магнитная азбука, развивающий набор «Скажи по-другому», настольная игра «Собери слово», игровой мяч, презентация «Фразеологизмы», ноутбук, авторская игрушка «Словоход», фишки.

Формат проведения: Интеллектуальный турнир.

Система оценки: за каждое верно выполненное задание участнику вручается фишка. Победителя определяют по общему количеству накопленных фишек.

Ход.

Логопед приветствует детей: "Дорогие ребята, 21 февраля отмечаем важный праздник — Международный день родного языка. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по миру слов и выражений нашего прекрасного русского языка!"

Есть у каждого язык, 

Что родной навеки, 

Без родного языка 

Нету человека! 

Мы поём им, говорим, 

С самого рожденья, 

И к родному языку 

Есть большое рвенье. 

Логопед: Ребята, кажите, как называется наша огромная страна? (Россия). Как называют жителей нашей страны? (русские). А мы с вами на каком языке говорим? (на русском). Как вы думаете, почему он называется русским? (потому что на нем говорят русские). Много разных языков есть на нашей планете. Может, вы знаете, какие есть национальные языки? (Отвечают дети). Кто на них говорит? (Отвечают дети). На каком языке говорят: китайцы- на китайском, армяне-на армянском, белорусы-на белорусском, французы – на французком….

Я предлагаю вам сегодня, ребята, показать, как вы знаете свой язык, кто из вас лучший знаток русского языка.

1.Задание «Звуки и буквы». На доске расположены буквы из магнитной азбуки.

Каждый ребенок берет одну картинку, называет слово, определяет последний звук в слове. Располагает картинку рядом с буквой, обозначающей данный звук на доске магнитом. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Например: слово колобок, в этом слове последний звук (К)

2. Задание «Собери слово».

Задание: дети берут 1 карточку с первым слогом и находят вторую карточку среди множества со вторым слогом, из двух слогов собирают и читают слово. Например: лу-на, ка-лач и другие

3. Задание «Скажи по-другому».

Логопед показывает картинку и называет слово, ребенок подбирает слово близкое по значению. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Конура - будка, врач - доктор, штаны-брюки, еда пища, храбрый — смелый, ребенок-малыш, зной – жара, автомобиль-машина.

Физминутка с мячом.

Игра «Скажи наоборот». Я буду говорить вам словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу. Словосочетания: Большой кубик — маленький кубик. Широкая лента – узкая лента, Толстая тетрадь-тонкая тетрадь, теплая куртка-холодная куртка, полное лукошко-пустое лукошко, острый нож-тупой нож, идет вперед-идет назад, говорит громко-говорит тихо…

4. Задание "Слова со множественными значениями". Мальчишки, взгляните, что там нарисовано? Представьте себе, что существует овощ и одновременно вооружение, оба называются "лук". Каково название термина, определяющего различные объекты? (Слово имеет множественные значения. Словам со множественными значениями задача: перед вами на столиках располагаются изображения. Когда мелодия раздастся, идем по кабинету; по окончании музыки возьмите изображение, обнаружьте вашу пару и обоснуйте свой выбор, например, коса — причёска у девочки, коса — инструмент для скашивания травы. Задание понятно? Тогда музыка!

За правильный ответ ребенок получает фишку.

5. Задание «Объясни, что слово». (игровой персонаж Словоход).

Ребенок достаёт листок с напечатанным словом из игрушки Словоход, взрослый его читает (или ребенок). Кто из детей знает, должен объяснить, что это слово обозначает. За правильный ответ ребенок получает фишку. Слова из раннее изученных лексических тем, которые изучали дети.

6. Задание «Что это значит!».

- Ребята, в русском языке много слов, выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы.

Например, что означает, когда мы говорим: «Бежать сломя голову» — очень-очень быстро. Слайд 1. Бежать сломя голову.

«Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого. Слайд 2. Глаза разбежались.

«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться Слайд 3.

- Как вы думаете, что означают выражения, когда говорят «Прикуси язык?» — замолчи, «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало. «Наврать с три короба» —. очень много говорить, пообещать, наврать. «Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем. «Все в руках горит» — у человека все получается легко, без особых усилий.

За правильный ответ ребенок получает фишку.

Логопед. Родной язык — самый лучший, самый прекрасный, самый приятный и привлекательный для каждого человека. Родной язык — это не просто средство общения. Говорят, язык — это душа народа. Сколько песен и стихов сложено о нем. Родной язык — это сокровище народа, он с детства каждому из нас знаком. Стихи, рассказы, сказки- все мило нам на языке родном! Ребята, вы показали сегодня хорошие знания о родном языке.

В конце занятия логопед подсчитывает фишки и определяет победителя – самого лучшего знатока русского языка. Все участники получают небольшие медали «Знаток родного языка», поощрительные призы.