Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Старобачатский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
развитию детей»
Принята: Утверждаю:
на педагогическом совете заведующий МБДОУ «Старобачатский»
МБДОУ «Старобачатский детский сад общеразвивающего вида»
детский сад общеразвивающего вида» В.В. Баженова_____________________
Протокол № 1 от 30 августа 2023 г. «01» сентября 2023 г.
Творческая мастерская
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Беловский муниципальный округ
2023 год
Автор Головина Татьяна Дмитриевна,
Старший воспитатель
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Она направлена на создание условий развития ребенка, развития его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Программа способствует созданию развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Реализация программы осуществляется в формах специфичных для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей.
Программа адресована воспитателям детских садов, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.
Содержание
1. Пояснительная записка ………3
2. Планируемые результаты освоения программы…………………………..5
3. Тематическое планирование………………………………………………. .7
3.1. Тематическое планирование первый год обучения……………......7
3. 2. Тематическое планирование второй год обучения ………………9
4. Содержание программы…………………………………………………….11
4.1. Содержание программы первый год обучения…………………….11
4.2. Содержание программы второй год обучения……………………..14
5. Мониторинг освоения программы………………………………………….17
6. Cписок средств обучения……………………………………………………19
6.1. Cписок средств обучения (первый год)……………………………..19
6.2. Список средств обучения (второй год) ……………………………..20
7. Список литературы …………………………………………………………21
8. Приложения…………………………………………………………………..22
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребёнка. Раскрытие индивидуальности, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве – приоритетная задача педагога. Она решается в процессе освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной).
В связи с этим разработана программа кружковой работы «Творческая мастерская», которая является вариативной частью образовательной программы учреждения, что соответствует приоритетному направлению деятельности ДОУ.
Программа выполнена в соответствии с ФГОС и содержит интеграцию таких областей, как социально- коммуникативная, речевая, познавательная, художественно – эстетическая. Совокупность образовательных областей позволяет обеспечить всестороннее развитие личности дошкольников. В программе используется опыт, накопленный в творческой деятельности, в процессе создания образов, используя различные материалы.
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов.
Задачи:
1. Учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность, как в индивидуальном, так и при коллективном творчестве.
2. Учить конструировать из различных бросовых материалов.
3. Развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в разнообразных предметах интересные образы.
4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Программа построена на основе овладения детьми технологий конструирования из бросового материала.
Поделки в старшей группе выполняются по показу, который сопровождается подробным объяснением. Работа осуществляется поэтапно.
Необходимо проведение подробного анализа образца и использование игровых приемов.
Используются разнообразные формы организации работы (индивидуальная, подгрупповая, коллективная), в ходе которых несложные детские поделки превращаются в довольно красочные композиции («Семья ежей», «Грибная полянка», «Птичий двор»).
Практическая значимость работы состоит в создании собственных дидактических пособий. Материалы программы могут быть использованы в массовой практике работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В основу программы положены принципы:
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится актив
ным
в выборе содержания своего образования, становится суб
ъ
ектом образования
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
Поддержка инициативы детей
Сотрудничество ДОУ с семьей
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
При реализации работы кружка рекомендуется использоватьтакие методы и приемы: наглядный метод (наблюдение; использование игрушек; иллюстраций; показ игровых действий), практический,игровой, прием соотнесения по величине, прием обследования формы. С целью поддержания интереса и развития познавательной активности рекомендовано использовать различныевиды дидактических игр.
Основной формой работы в детском саду являются – занятие, организованное в форме игры.
При проведении каждого занятия необходимо продумывать мотивацию, что позволит заинтересовать детей, воспитывать желание заниматься, помогать другим.
Срок реализации программы рассчитан на 2 года. Старшая группа 1 раз в неделю (25 мин.) и подготовительная – 1 раз в неделю (30 мин) во второй половине дня.
Планируемые результаты освоения программы
Старшая группа
По окончании курса дошкольник должен достигнуть следующий результатов:
у
меть
и
зготовлять простейшие игрушки из бросового материала
;
к
лассифицировать предметы, обследова
ть предметы, знать их качества;
• ориентироваться в предметах, которые нужны для изготовления поделок, подбирать детали по образцу;
•познакомятся с различными материалами и их свойствами;
•освоят навыки работы с ножницами и клеем;
•научатся некоторым приемам преобразования материалов;
•научатся видеть необычное в обычных предметах;
•разовьют мелкую моторику рук;
• сформируется чувство коллективизма;
• научатся работать по схеме, доводить начатое дело до конца.
Подготовительная группа
По окончании курса дошкольник должен достигнуть следующий результатов:
•овладеют различными приемами преобразования материалов;
•разовьют познавательные, конструктивные способности;
•разовьют интерес к результату и качеству поделки;
•разовьется поисковая деятельность;
•освоят умение анализировать поделку;
•сформируется положительное отношение к труду;
•разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;
•подготовится рука к письму;
• сформируется чувство коллективизма;
• научатся работать по схеме, доводить начатое дело до конца.
Тематическое планирование
Тематическое планирование первый год обучения
(старшая группа)
№
п/п
Тема
Всего
Контроль
Теор.
Практ.
Раздел. Изделия из одного предмета
1
Снеговики
1
-
-
2
Снеговики
-
1
-
3
Зайчик
-
1
-
4
Пчелка
-
1
-
5
Лягушка
-
1
-
6
Божья коровка
-
1
-
7
Мышата
-
1
-
8
Наши первые труды
1
-
Выставка детских работ
Раздел. Сооружения
9
Сказочный домик из одного предмета
1
-
-
10
Сказочный домик 2-3 предмета
-
1
-
11
Многоэтажный дом
-
1
-
12
Маяк
-
1
-
13
Я умею мастерить
-
1
Открытое занятие
Раздел. Кашпо для цветов
14
Кашпо для цветов «Пчелки»
1
-
-
15
Овечки
-
1
-
16
Коровка
-
1
-
17
Мы трудимся вместе с мамой
-
1
Совместный труд с родителями
Раздел. Кашпо для лука
18
Кашпо для лука
1
-
-
19
Кашпо для лука
-
1
-
20
Чиполино
-
1
-
21
Кашпо «Человечки»
-
1
-
22
Посадка лука
-
1
Труд в природном уголке
Раздел. Необычные человечки
23-24
Простой человечек
1
1
-
25 - 26
Человечек с метлой
-
2
-
27 - 28
Человечки «Подружки»
-
2
-
29-30
Девочка с косичками
-
2
-
31-32
Гномик
-
2
-
33
Наше творчество
1
-
Выставка детских работ
Всего
7
26
33
Тематическое планированиевторой год обучения
(подготовительная группа)
№
п/п
Тема
Всего
Контроль
Теор.
Практ.
Раздел. Простые изделия
1
Улей с пчелами
1
-
-
2
Лягушка
-
1
-
3
Матрешка
-
1
-
4
Мы вместе
-
1
Изготовление простых изделий дома с родителями
Раздел. Сооружения
5-6
Сказочный домик 2-3 предмета
1
1
-
7-8
Многоэтажный дом
-
2
-
9
Мои труды
-
1
Конкурс «Лучший дом»
Раздел. Кашпо для цветов
10-11
Кашпо для цветов «Сидячий человек»
1
1
-
12-13
Человечки в ромашках
-
2
-
14
Мы трудимся вместе с мамой
-
1
Совместный труд с родителями
Раздел. Животные
15-16
Кот
1
1
-
17-18
Коровка
-
2
-
19-20
Собака
-
2
-
21-22
Поросенок
-
2
-
23-24
Мышонок
-
2
-
25-26
Сложный кот
-
2
-
27
Животные
-
1
Составление рассказов о своем животном
Раздел. Необычные человечки
28-29
Кудрявые человечки
1
1
-
30-31
Дед
-
2
-
32
Бабка
-
2
-
33
Наше творчество
1
-
Выставка детских работ
Всего
6
28
33
Содержание программы
Содержание программы(первый год обучения)
Раздел. Изделия из одного предмета
1.Снеговики: беседа о снеговиках, рассматривание иллюстрации, лепка снеговиков на участке, изготовление поделок из бросового материала
2.Зайчик: беседа о зайчиках, рассматривание иллюстраций, чтение сказок про зайчишку, рисование зайчика, изготовление работы из бросового материала
3.Пчелка: рассматривание иллюстраций, рассказ о пчелах педагогом, лека пчелок, рисование пальчиками, изготовление из бросового материала пчелок
4.Лягушка: заучивание стихов про лягушек, разгадывание загадок, рисование гуашью, изготовление из бросового материала лягушки
5.Божья коровка: рассматривание настоящей божьей коровки, беседа о насекомых, лепка божьей коровки, изготовление из бросового материала
6.Мышата: беседа о жизни мышей, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, проведение подвижной игры, изготовление из бросового материала
7.Наши первые труды: выставка детских работ, беседа о работах, рассматривание и оценка работ
Раздел. Сооружения
1.Сказочный домик из одного предмета: беседа о разнообразных сказочных домиках, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Дострой домик», изготовление из бросового материала домика
2.Сказочный домик 2-3 предмета: беседа о разнообразных сказочных домиках, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Дострой домик», изготовление из бросового материала домика
3.Многоэтажный дом: беседа о многоэтажных домах, экскурсия по улице, рисование многоэтажного дома, конструирование из конструктора, изготовление из бросового материала
4.Маяк: рассматривание иллюстрации маяка, беседа о его предназначении и вида постройки, изготовление из бросового материала
5.Я умею мастерить: открытое занятие
Раздел. Кашпо для цветов
1.Кашпо для цветов «Пчелки»: беседа о кашпо, рассматривание разнообразных кашпо, сравнительный анализ разнообразных кашпо, рисование кашпо-эскизов, изготовление кашпо из бросового материала
2.Овечки: загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, выполнение аппликации, дидактическая игра «Собери картинку», изготовление из бросового материала
3.Коровка: чтение стихов о коровке, рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Хаврошечка», рисование коровки, изготовление из бросового материала
4.Мы трудимся вместе с мамой: совместный труд с родителями, посадка цветов в кашпо
Раздел. Животные
1.Кот: загадывание загадок, чтение сказки» Кот-котофей», рассматривание иллюстраций с котом, лепка, изготовление из бросового материала
2.Коровка: чтение стихов, чтение сказок, беседа, рисование, конструирование из бросового материала
3.Собака: беседа о собаках, чтение стихов, рассматривание иллюстраций разнообразных собак, аппликация «Собака», конструирование из бросового материала
4.Поросенок: проведение беседы, рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Три поросенка», рисование, конструирование из бросового материала
5.Мышонок: загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседа, чтение сказки о глупом мышонке, конструирование из бросового материала
6.Сложный кот:загадывание загадок, чтение сказки «Кот-котофей», рассматривание иллюстраций с котом, лепка, изготовление из бросового материала
7.Животные: составление рассказов о своем животном
Раздел. Необычные человечки
1-2.Простой человечек: беседа, рассматривание структуры человека (части тела), аппликация «Человек в движении», лека «Человек идет», конструирование из бросового материала
3-4.Человечек с метлой:беседа, рассматривание структуры человека (части тела), аппликация «Футболист», лепка «Человек бежит», конструирование из бросового материала
5-6.Человечки «Подружки»:беседа, рассматривание структуры человека (части тела), аппликация «Человек сидит», лека «Человек лежит», конструирование из бросового материала
7-8.Девочка с косичками:беседа, рассматривание структуры человека (части тела), аппликация «Человек присел», лека «Человек на лыжах», конструирование из бросового материала
9-10.Гномик:беседа, рассматривание структуры человека (части тела), рисование «Фигурист», лека «Человек на санках», конструирование из бросового материала
13.Наше творчество: выставка детских работ
Содержание программы второй год обучения
Раздел. Простые изделия
1.Улей с пчелами: беседа о пчелах, рассматривание иллюстраций, рисование пчелы, конструирование из бросового материала
2.Лягушка: рассказ детей о лягушках, рассматривание иллюстраций о лягушках, чтение стихов, конструирование из бросового материала
3.Матрешка: беседа о матрешках, рассматривание иллюстраций по росписям матрешек, чтение стихов, дидактическая игра «Собери матрешку», конструирование из бросового материала
4.Мы вместе: Изготовление простых изделий с родителями в домашних условиях
Раздел. Сооружения
1-2.Сказочный домик 2-3 предмета: беседа «Дома и домишки», рассматривание иллюстраций о разнообразных видах домов, игра со строителем «Построй свой дом», конструирование из бросового материла
3-4.Многоэтажный дом: рассматривание иллюстраций, беседа о многоэтажных домах, экскурсия «Дома нашей улицы», конструирование из строительного материала «Многоэтажный дом»
5.Мои труды:Конкурс «Лучший дом»
Раздел. Кашпо для цветов
1-2.Кашпо для цветов «Сидящий человек»: рисование «Человек сидит», лепка сидящего человека, рассматривание иллюстраций «Человек в движении», дидактическая игра «Собери человека в движении», конструирование из бросового материала
3-4.Человечки в ромашках:рисование «Человек », лепка человека, рассматривание иллюстраций «Человек в движении», дидактическая игра «Собери человека в движении», конструирование из бросового материала
5.Мы трудимся вместе с мамой: Совместный труд с родителями
Раздел. Животные
1-2. Кот: рассматривание иллюстраций о котах, просмотр сказки «Кот в сапогах», чтение стихов про кошек, рисование гуашью кошек
3-4.Коровка: рассматривание иллюстраций, раскрашивание картинок с коровками, беседа о коровах, изготовление поделки из бросового материала
5-6.Собака: рассматривание иллюстраций о собаках, беседа, дидактическая игра «Лото», рисование «Лохматая собака» (жесткой кистью методом «Тыква»), конструирование из бросового материала.
7-8.Поросенок: проведение беседы, рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Три поросенка», рисование, конструирование из бросового материала.
9-10.Мышонок:загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседа, чтение сказки о глупом мышонке, конструирование из бросового материала.
11-12.Сложный кот: рассматривание иллюстраций о котах, просмотр сказки «Кот в сапогах», чтение стихов про кошек, рисование гуашью кошек. Конструирование из бросового материала.
13.Животные:Составление рассказов о своем животном
Раздел. Необычные человечки
1-2.Кудрявые человечки: беседа о разнообразии конструирования, рассматривание иллюстраций, конструирование из бросового материала.
3-4.Дед: Чтение сказки, беседа по теме, рассматривание иллюстраций, конструирование из бросового материала
5-6.Бабка: чтение сказки, беседа по теме, рассматривание иллюстраций, конструирование из бросового материала
7.Наше творчество:выставка детских работ
Мониторинг достижения детьми планируемыхрезультатов освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные, личностные и художественно-эстетические качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга являются детские работыобеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга по данной программе предполагается в сентябре – мае. Это обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей в ДОУ.
Мониторингсформированностихудожественно-эстетических навыков детей старшего дошкольного возраста
Ф.И. ребенка
Ознакомление с трудом взрослых
Навыки самообслу-живания
Трудо-вые умения
Отношение к труду
Результа-тивность труда
Общение со сверстниками
Общее кол-во
баллов
1
2
3
НИЗКИЙ А - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
СРЕДНИЙБ- высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. Качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел ҏеализован частично.
ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с ϶лементами новизны.
Список средств обучения
Список средств обучения (первый год обучения)
Раздел. Изделия из одного предмета
-Иллюстрации снеговиков, зайчиков, пчелок, мышей
- картотека «Сказок»
Раздел. Сооружения
- Иллюстрации домов одноэтажных и многоэтажных, иллюстрации маяка
- Дидактическая игра «Дострой домик»
Раздел. Кашпо для цветов
- Кашпо для цветов «Пчелки» (образец 3 а)
-Методический материал «Разнообразное кашпо»
Раздел. Овечки
- Загадки
-Иллюстрации кашпо
-Сказка
- Дидактическая игра «Собери картинку»
Раздел. Коровка
- Иллюстрации коров
- Дидактический материал «Коровы»
Раздел. Животные
- Иллюстрации котов, коров, собак, поросят, мышей
-Дидактический материал «Коты и мыши»
Раздел. Необычные человечки
- Иллюстрацииструктуры человека (части тела)
- Дидактический материал «Человек»
Список средств обучения (торой год обучения)
Раздел. Простые изделия
- Иллюстрации пчел, лягушек
- Дидактический материал «Животные»
Раздел. Сооружения
- Иллюстрации о разнообразных видах домов
- Конструктор
Раздел. Кашпо для цветов
- Иллюстрации «Человек в движении»
- Дидактическая игра «Собери человека в движении»
- Дидактическая игра «Собери человека в движении»
Раздел. Животные
- Иллюстрации котов, коров, собак
- Видеофильм «Кот в сапогах»
- Дидактическая игра «Лото»
Раздел. Необычные человечки
- Иллюстрации бабки и деда
- Учебное пособие «Человек»
Список литературы:
Венгер
, Л.А. Дидактические игры и упра
жнения по сенсорному восп
и
танию
/
Л.А.
Венгер
. - М.: Перспектива, 2012
. – 28 с.
Выготский
,
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
/Л.С. В
ы
готский
. М.: Просве
щение, 2013
.
– 13 с.
5.Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника/О.М. Дьяченко. М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 23 с.
6. Лиштван, З.В. Конструирование/З.В. Лишван. М.: Просвещение, 2012. – 45 с.
7. Казакова, Т. Т. Развитие творчества у дошкольников/Т.Т. Казакова. М.: Мозаика –Синтез, 2013. - 65 с.
8. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество/Т.С. Комарова. М.: Педагогика, 2015. - 126 с.
9. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим/Я.В. Куцакова. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
10. Макарова, Ю, И. Психология: конспект лекций/Ю.И. Макарова. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 237 с.