Жиркова Екатерина Юрьевна, учитель
МОКУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа №4 ГО «г.Якутск»»
«Проект по тестопластике как метод организации профадаптации обучающихся на дому с интеллектуальными нарушениями»
В 2023-2024 учебном году был создан творческий проект «Тестопластика» по профадаптации для обучающихся на дому на базе МОКУ Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №4 г.Якутска ГО «город Якутск». Данная школа была открыта в 1986 г. для воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. В 2023-2024 учебном году в школе 331 обучающихся, из них 112 детей обучаются на домашнем обучении. В школе обучаются дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, которые являются следствием поражения центральной нервной системы, отягощенные дополнительными поражениями (синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, детский церебральный паралич и т.д.). 307 обучающихся с инвалидностью.
Содержание проекта:
Тип проекта: творческий
Состав проектной группы: учителя и обучающиеся надомного обучения, родители
Сроки проведения: сентябрь – май
Актуальность проблемы:
Знакомство с техникой – тестопластика очень актуальна. Так как работа с тестом привлекает доступностью , экологичностью, безграничными возможностями. Для этого надо привлечь родителей и обучающихся совместной деятельностью, вовлечь в творчество, привлечь к активному участию в профадаптации, ознакомить с профессией «Пекарь», воспитывать жизненную активность у детей и родителей.
Лепка развивает гибкость и подвижность пальцев, развивает мелкую моторику рук, воображение. Лепка способствует всестороннему развитию.
Цель: Создание условий, способствующих профадаптации обучающихся на дому посредством проведения проекта «Тестопластика».
Задачи:
Образовательные:
Обучение владением различными материалами и инструментами, формирование знаний о композиции, использовании цветовой гаммы.
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия,
терпения, аккуратности, умения доводить начатое дело до конца, воспитание умения общаться со сверстниками и работать в группе.
Коррекционно-развивающие:
развитие мелкой моторики рук, синхронизации работы обеих рук, образного мышления, эстетического вкуса, развитие интереса к профессии «Пекарь».
Предполагаемый результат:
Иметь представление о свойствах муки, соли и воды , о приготовлении теста для лепки, более широкое представление о хлебе , развитие самостоятельности, инициативности, , творческого самовыражения, овладение нетрадиционной и традиционной техникой лепки, коллективные композиции, сформированность начальных знаний о народных промыслах, о профессии «Пекарь».
Этапы проекта:
1.
Подготовительный:
диагностика обучающихся и родителей по выявлению уровня знаний о
тестопластике
, изучение и сбор информации по теме проекта.
2
. Разработка проекта
: консультация для родителей « Что такое
тестопластика
и для чего она нужна», заинтересовать детей и родителей темой проекта,
сподвигнуть
их к совместной деятельности, подготовить материал для практической деятельности детей.
3
. Реализация проекта:
художественно-речевая деятельность,
художественно-эстетическая деятельность, изготовление мелких фигурок из теста, учить пользоваться плунжером. Развитие интересов к профессии «Пекарь».
Итоги проекта:
Создание коллективных композиций к Международному женскому дню, ко Дню Победы для ветеранов – педагогов.
Участие в выставках прикладного творчества в рамках Недели Профориентации и Всемирного дня распространения информации об аутизме.
Перспектива:
Материалы могут быть использованы в коррекционно-развивающей работе по социализации личности и профадаптации для учащихся надомного обучения.
Вывод:
Тестопластика выполняет корекционно-развивающую функцию и служит для коррекции всех психических свойств (память, мышление, воображение, мелкая моторика и координации движений и тд)., развитию творческих способностей детей, а также развивает наблюдательность, любознательность, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.