Творческий подход к занятиям по декоративно-прикладному искусству.
Давно известный факт, что научить рисовать можно каждого, было бы желание. Действительно, дело не в способностях и таланте, а в желании.
Мы поставили перед собой цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных промыслов, показать красоту народного декоративно – прикладного искусства. А главное в нашей работе - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, формирование у детей интереса к художественно-творческой, изобразительной деятельности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха», чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, вселяли в них уверенность в своем умении, заставили их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.
Творческий подход педагогов при подготовки к занятиям по декоративно-прикладном искусству дал большой толчок развитию детского интереса, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.
Каждое занятие направлено на развитие творческих способностей и навыков общения со сверстниками. Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием занимательного материала (загадки, стихи, пословицы), что позволяет раскрыть творческие способности детей, создавать подлинные шедевры.
Декоративно-прикладное искусство
Рисование
«Сказочные птицы»
Старшая группа
«Сказочные птицы»
Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке образ сказочной птицы, используя элементы известных декоративных росписей. Закреплять технические навыки и умения. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству.
Ход занятия.
1.Ребята, хотите я вам расскажу необыкновенную сказку? Слушайте.
В одном царстве-государстве стоял сказочный лес. Все там было необычно. Листья на деревьях росли в полосочку, в точечку. Звери бегали в клеточку, в кружочек. Бабочки летали похожие на цветы, даже травка была волнистая, кудрявая, завиточками. Только птиц обидела природа сказочного леса, были они совершенно белые. Собрались как-то птицы на совет и решили лететь в города, где живут искусные мастера и просить у них помощи. Разлетелись они в разные стороны. Прилетела одна птица в город к мастерам, рассказала о своей печали. Подарили они ей свои яркие цвета, разукрасили цветами, листочками, завиточками.
-Как вы думаете, какие мастера жили в этом городе? (Майдановские, показать птицу расписанную майдановской росписью).
-Какие элементы росписи вы знаете?
Прилетела другая птица в другой город к мастерам и расписали они ее кружочками, точками, волнистыми линиями.
-Какие мастера жили в этом городе? (Дымковские, показ образца)
-Какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Третья птица прилетела в город и мастера подарили ей свой узор – из купавок и розанов.
-Какие мастера жили в этом городе? (Городецкие, показ образца)
Прилетела четвертая птица в другой город. Расписали мастера ее своим узором (показ образца).
-Какими элементами росписи расписали эту птицу мастера? (полоски)
-Какие цвета использовали мастера для росписи?
-Кто догадался, какие мастера жили в этом городе? (Филимоновские)
И получились сказочные птицы яркие, разноцветные, красивые. Но не все птицы нашли дорогу к городам мастеров. Вот они. Давайте мы им поможем.
2. Организовать 4 стола.
За первым столом работают «майдановские мастера», за вторым «дымковские» и т.д.
-Подумайте, каким мастером вы хотели бы быть.
Обдумайте узор, которым будете украшать птицу.
3. Самостоятельная работа.
4.Итог. Рассмотреть рисунки, отметить наиболее удачные (расположение узора, элементов, сочетание цветов).
Декоративно-прикладное искусство
Рисование
«Красивые матрешки»
Старшая группа
«Красивые матрешки»
Программное содержание. Учить задумывать и выполнять узор в стиле Полхов-майданской росписи, передавая ее колорит, элементы. Закрепить технические навыки. Развивать творчество, эстетический вкус. Воспитывать уважение к людям труда, самостоятельность.
Ход занятия.
1.- Ребята, отгадайте загадку.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
И всегда одна игрушка. (матрешка)
2.Появляется матрешка.
- Куда идешь матрешка?
- За ягодой морошкой! Принесу морошки полные лукошки. Приходите в воскресенье, угощу всех вас вареньем!
- Спасибо, матрешка, за приглашение.
- Посмотрите, какая матрешка красивая.
Как две дуги брови,
Губы – маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем
Свежее морковки глянцевые щеки горят.
- Посмотрите, а к нам пришла не одна матрешка (Из матрешки появляются другие матрешки – подружки).
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут.
3. – Посмотрите какой росписью расписаны матрешки? (Полхов-майданской)
- Как вы догадались? Какие элементы, цвета характерны Полхов-майданской росписи?
4. У Полхов-майданских мастеров очень много работы, давайте им поможем расписать матрешек. Подумайте, какие элементы Полхов-майданской росписи вы хотели бы использовать в своем узоре.
5. Самостоятельная работа
6. Итог. Выставка работ. Рассмотреть. Выделить разнообразие узоров, сочетание цветов.
Декоративно-прикладное искусство
Рисование
«Украсим поднос цветами»
Подготовительная группа
«Украсим поднос цветами»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с особенностями жостовской росписи, совершенствовать умение рисовать цветы по мотивам жостовских узоров. Развивать эстетическое восприятие.
Воспитывать интерес к этому виду искусства.
Ход занятия.
1.В далекой сказочной стране, где росло множество красивых, разных цветов, жили маленькие человечки с прозрачными, голубыми крылышками за спиной – эльфы. Цветы были для них домом (у каждого был цветок, где он жил), едой (они ели сладкую пыльцу, пили вкусный нектар). Им казалось, что их цветочная страна была большой-большой. А на самом деле это была большая цветочная поляна. В самой середине цветочной поляны рос большой и самый красивый цветок, где жила принцесса эльфов. Эльфы ни разу не улетали со своей полянки и не знали, что там, за лесом. Однажды они решили посмотреть, что там, за лесом, кто там живет. Полетели. И увидели, что там, за лесом растут тоже красивые цветы, над цветами летают разноцветные бабочки, шмели, пчелы, стрекозы, жуки. Эльфы подружились с обитателями поляны. Они целый день играли с ними, порхали с цветка на цветок. Но вот настал вечер и эльфам пора было возвращаться домой. Но они не успели долететь до дома. В пути их застала темная, непроглядная ночь (показать затушеванный лист черный). Эльфы испугались. Они боялись потеряться, боялись, что не найдут свой дом. Что же делать? Можем ли мы помочь эльфам? Как? ( нарисуем их дом- цветы, поляну).Давайте на минутку представим что мы эльфы и летим над цветами.
- Какими вы их видите? Видите ли стебли или только головки цветов и листья?
2. Показ воспитателя. В середине самый большой цветок – дом принцессы. Нарисую его красным. По краям желтые, розовые цветы. Рисую кончиком кисточки, легко, стараюсь, чтобы ночь - черная гуашь не проникала в цветы, не покрывала их.
- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы на рисунке цветы были как живые? (оживить их другими цветами – красками, оттенками). На красном цветке – желтая оживка, белая; на желтых – красная, зеленая; на зеленых листьях – белая, желтая.
3. Самостоятельная работа детей.
4. Итог. Посмотрите на полянку, которую вы нарисовали, как вы думаете, заметят ли эльфы ночью такие красивые цветы?
- Вглядитесь в свой рисунок – узор, роспись каких мастеров он вам напоминает? (жостовских).
- Как вы догадались?
Вот видите, вы не только помогли эльфам, но и были жостовскими мастерами.
- Что вы знает о жостовской росписи, жостовских мастерах?
Декоративно-прикладное искусство
Роспись уточки (по мотивам дымковской росписи)
Средняя группа
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народной игрушкой; закрепить умение расписывать глиняные изделия в соответствии с народной росписью (дымковской), используя кисть и тычок; развивать эстетический вкус. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Ход занятия.
Воспитатель приносит в группу игрушку в мешочке.
-На занятие я принесла мешочек с игрушками. Хотите посмотреть, что там за игрушки?
- Что это за игрушка?(барышня)
1-й ребенок.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
-А это кто? (индюк)
2-й ребенок.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.
У большого индюка, все расписаны бока.
Воспитатель вынимает корову.
3-й ребенок.
А это корова, крутые рога,
Расписные бока,
Добрые глаза.
Воспитатель достает игрушку – собака.
4-й ребенок.
Это сказочные полканы,
Скачут в неведомые страны.
Воспитатель.
- А это что за игрушка? (олень)
5-й ребенок.
У оленя – то копыта серебряные,
У оленя – то рога красна золота.
- В мешочке осталась еще одна игрушка. Отгадайте загадку и вы узнаете, что это за игрушка.
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (уточка)
- Кто знает, какие мастера сделали и расписали эти игрушки? (дымковские)
- Как вы определили?
- Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?
Воспитатель.
Утка Марфутка
Бережком идет,
Уточек - марфуточек
Купаться зовет.
- А где же уточки – Марфуточки?
- А вот они. Вы лепили их на прошлом занятии. Но что-то они у вас не веселые.
- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы ваши уточки стали тоже красивые и веселые? (расписать)
Давайте украсим уточек дымковским узором и сделаем подарок нашим гостям.
- Как вы думаете, какие элементы дымковской росписи вы могли бы использовать для росписи уточки?
Обратите внимание, что на обоих крыльях уточки узор одинаковый.
- Подумайте, какие инструменты вам понадобятся для работы? (можно использовать кисточку и тычок).
Тогда за работу.
Самостоятельная работа.
Итог.
В конце занятия объединить уточек в общую композицию «Утка с утятами».
Воспитатель.
Утка Марфутка
Бережком идет,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведет.
- Посмотрите, какие красивые получились уточки: веселые, расписные. Потрудились вы на славу.
Есть хорошая русская народная пословица:
«Хорошая работа два века живет».
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Красивыми вещами люди любуются и долго хранят)
Я думаю, что нашим гостям ваши уточки очень понравятся, они будут ими любоваться и долго хранить. Подарите им.
Всем спасибо.
Рисование
«Пасхальное яичко».
Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками и их традициями. Развивать воображение, творчество. Воспитывать чувство сопричастности к национальным истокам русского народа.
-Дети, кто из вас знает, что за праздник – Пасха?
Пасха – день Воскресения Иисуса Христа – Праздников Праздник, день, когда прославляли торжество Жизни над Смертью, когда злые силы побеждены любовью, добротой.
В Пасху принято делать друг другу подарки. Лучший из них – крашеное яйцо, вручаемое при христосовании.
- Какие слова говорят в этот праздник, когда люди встречаются, вместо слова здравствуйте?
Христосование – это когда вместо традиционного приветствия люди произносят: «Христос воскрес» - и обязательно слышат в ответ: «Воистину воскрес».
Яйцо у многих народов издавна символизирует начало жизни, поэтому и в Пасху яйца стали неотъемлемым символом вечной жизни, торжества жизни над смертью.
-Яйца, сплошь покрытые краской, как называются? (крашенками) (показ образцов).
Но есть яйца, разрисованные вручную: с узорами, картинками, с надписями.
- А как называются такие пасхальные подарки? (писанками) (показ образцов, рассматривание ).
- А как можно играть с пасхальными яйцами?
С пасхальными яйцами связаны многие игры и традиции. Так, например, можно поиграть в подкручки – катить яйцо в ряд лежащих на одном уровне яиц. Если яйцо покатившего разобьется о лежащие яйца, оно остается на игровом поле. Если же это яйцо останется целым, игрок забирает и свое яйцо, и то, которое разбилось.
Можно устроить и традиционную мену – два играющих бьют кончиками яйца одно об другое, чье яйцо окажется целым – тот забирает себе поврежденное яйцо соперника.
Предложить детям украсить (расписать) яичко и подарить своей маме, папе или бабушке, дедушке на праздник.
Занимательный материал
Стихи
На жостовском подносе Завелась неведомая птица-
В зеркальной глади лака Всякий ей дивиться:
Ржаная медь колосьев, Не поет и не лает,
Степной румянец мака. Вся горит и полыхает,
Багрянец поздних листьев, Далеко по белу свету
Лесной подснежник первый… Знают все пичугу эту,
А жостовские кисти Эта птица не простая,
Нежнее легкой вербы. Расписная, золотая.
(П.Синявский.) Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
Городецкий конь бежит! Синяя сказка – глазам загляденье
Вся земля вокруг дрожит! Словно весною капель.
Птицы яркие летают, Ласка, забота, тепло и терпенье.
И кувшинки расцветают. Русская звонкая Гжель!
На кургане пышно маки расцвели, Если взглянешь на дощечки,
Украшение для всей родной земли. Ты увидишь чудеса!
А на Полховском Майдане детвора Городецкие узоры
Мастерит игрушки с самого утра. Тонко вывела рука!
Загадки
Посмотри, как хороша эта девица - душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет. (дымковская барышня)
Синие птицы по белому небу.
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых. (гжельские изделия)
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Их как зовут? (матрешки)
С переливами поет, утром будит весь народ.
Золотистый гребешок гордо носит … (петушок)
Вот индюк нарядный.
Весь такой он складный.
У большого индюка.
Все расписаны бока. (дымковский индюк)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда? (из Гжели)
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица –
Это значит… (Городец)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой? (хохлома)
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Все они сидят в друг дружке,
А всего одна игрушка. (матрешка)
Шляпка веерком,
Руки крендельком,
Идет красавица,
Юбка колпачком.(Дымковская барышня)
Хвост роскошный,
Словно веер,
Красная борода.
Крылья есть, но не умеет он летать,
Вот в чем беда.(индюк)
Пословицы, поговорки русского народа
О труде
Дело мастера боится.
Скучен день до вечера, если делать нечего.
У лентяя Федорки всегда отговорки.
Не сиди сложа руки, так не будет скуки.
Делу время – потехе час.
О Родине
Всякому мила своя сторона.
Человек без родины – соловей без песни.
Тот герой, кто за родину горой.
О хлебе
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Худ обед, когда хлеба нет.
О дружбе
Один за всех и все за одного.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
О грамоте
Грамоте учиться всегда пригодиться.
Слушай больше – говори меньше.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
О смелости и трусости
Трусливому зайке и пенек – волк.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.