Творческий подход к занятиям по декоративно-прикладному искусству.

Давно известный факт, что научить рисовать можно каждого, было бы желание. Действительно, дело не в способностях и таланте, а в желании.

Мы поставили перед собой цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных промыслов, показать красоту народного декоративно – прикладного искусства. А главное в нашей работе - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, формирование у детей интереса к художественно-творческой, изобразительной деятельности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха», чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, вселяли в них уверенность в своем умении, заставили их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса.

Творческий подход педагогов при подготовки к занятиям по декоративно-прикладном искусству дал большой толчок развитию детского интереса, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.

Каждое занятие направлено на развитие творческих способностей и навыков общения со сверстниками. Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме с использованием занимательного материала (загадки, стихи, пословицы), что позволяет раскрыть творческие способности детей, создавать подлинные шедевры.

Декоративно-прикладное искусство

Рисование

«Сказочные птицы»

Старшая группа

«Сказочные птицы»

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке образ сказочной птицы, используя элементы известных декоративных росписей. Закреплять технические навыки и умения. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству.

Ход занятия.

1.Ребята, хотите я вам расскажу необыкновенную сказку? Слушайте.

В одном царстве-государстве стоял сказочный лес. Все там было необычно. Листья на деревьях росли в полосочку, в точечку. Звери бегали в клеточку, в кружочек. Бабочки летали похожие на цветы, даже травка была волнистая, кудрявая, завиточками. Только птиц обидела природа сказочного леса, были они совершенно белые. Собрались как-то птицы на совет и решили лететь в города, где живут искусные мастера и просить у них помощи. Разлетелись они в разные стороны. Прилетела одна птица в город к мастерам, рассказала о своей печали. Подарили они ей свои яркие цвета, разукрасили цветами, листочками, завиточками.

-Как вы думаете, какие мастера жили в этом городе? (Майдановские, показать птицу расписанную майдановской росписью).

-Какие элементы росписи вы знаете?

Прилетела другая птица в другой город к мастерам и расписали они ее кружочками, точками, волнистыми линиями.

-Какие мастера жили в этом городе? (Дымковские, показ образца)

-Какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Третья птица прилетела в город и мастера подарили ей свой узор – из купавок и розанов.

-Какие мастера жили в этом городе? (Городецкие, показ образца)

Прилетела четвертая птица в другой город. Расписали мастера ее своим узором (показ образца).

-Какими элементами росписи расписали эту птицу мастера? (полоски)

-Какие цвета использовали мастера для росписи?

-Кто догадался, какие мастера жили в этом городе? (Филимоновские)

И получились сказочные птицы яркие, разноцветные, красивые. Но не все птицы нашли дорогу к городам мастеров. Вот они. Давайте мы им поможем.

2. Организовать 4 стола.

За первым столом работают «майдановские мастера», за вторым «дымковские» и т.д.

-Подумайте, каким мастером вы хотели бы быть.

Обдумайте узор, которым будете украшать птицу.

3. Самостоятельная работа.

4.Итог. Рассмотреть рисунки, отметить наиболее удачные (расположение узора, элементов, сочетание цветов).

Декоративно-прикладное искусство

Рисование

«Красивые матрешки»

Старшая группа

«Красивые матрешки»

Программное содержание. Учить задумывать и выполнять узор в стиле Полхов-майданской росписи, передавая ее колорит, элементы. Закрепить технические навыки. Развивать творчество, эстетический вкус. Воспитывать уважение к людям труда, самостоятельность.

Ход занятия.

1.- Ребята, отгадайте загадку.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

И всегда одна игрушка. (матрешка)

2.Появляется матрешка.

- Куда идешь матрешка?

- За ягодой морошкой! Принесу морошки полные лукошки. Приходите в воскресенье, угощу всех вас вареньем!

- Спасибо, матрешка, за приглашение.

- Посмотрите, какая матрешка красивая.

Как две дуги брови,

Губы – маки,

Пунцовый наряд,

И румянцем

Свежее морковки глянцевые щеки горят.

- Посмотрите, а к нам пришла не одна матрешка (Из матрешки появляются другие матрешки – подружки).

Пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут.

3. – Посмотрите какой росписью расписаны матрешки? (Полхов-майданской)

- Как вы догадались? Какие элементы, цвета характерны Полхов-майданской росписи?

4. У Полхов-майданских мастеров очень много работы, давайте им поможем расписать матрешек. Подумайте, какие элементы Полхов-майданской росписи вы хотели бы использовать в своем узоре.

5. Самостоятельная работа

6. Итог. Выставка работ. Рассмотреть. Выделить разнообразие узоров, сочетание цветов.

Декоративно-прикладное искусство

Рисование

«Украсим поднос цветами»

Подготовительная группа

«Украсим поднос цветами»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с особенностями жостовской росписи, совершенствовать умение рисовать цветы по мотивам жостовских узоров. Развивать эстетическое восприятие.

Воспитывать интерес к этому виду искусства.

Ход занятия.

1.В далекой сказочной стране, где росло множество красивых, разных цветов, жили маленькие человечки с прозрачными, голубыми крылышками за спиной – эльфы. Цветы были для них домом (у каждого был цветок, где он жил), едой (они ели сладкую пыльцу, пили вкусный нектар). Им казалось, что их цветочная страна была большой-большой. А на самом деле это была большая цветочная поляна. В самой середине цветочной поляны рос большой и самый красивый цветок, где жила принцесса эльфов. Эльфы ни разу не улетали со своей полянки и не знали, что там, за лесом. Однажды они решили посмотреть, что там, за лесом, кто там живет. Полетели. И увидели, что там, за лесом растут тоже красивые цветы, над цветами летают разноцветные бабочки, шмели, пчелы, стрекозы, жуки. Эльфы подружились с обитателями поляны. Они целый день играли с ними, порхали с цветка на цветок. Но вот настал вечер и эльфам пора было возвращаться домой. Но они не успели долететь до дома. В пути их застала темная, непроглядная ночь (показать затушеванный лист черный). Эльфы испугались. Они боялись потеряться, боялись, что не найдут свой дом. Что же делать? Можем ли мы помочь эльфам? Как? ( нарисуем их дом- цветы, поляну).Давайте на минутку представим что мы эльфы и летим над цветами.

- Какими вы их видите? Видите ли стебли или только головки цветов и листья?

2. Показ воспитателя. В середине самый большой цветок – дом принцессы. Нарисую его красным. По краям желтые, розовые цветы. Рисую кончиком кисточки, легко, стараюсь, чтобы ночь - черная гуашь не проникала в цветы, не покрывала их.

- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы на рисунке цветы были как живые? (оживить их другими цветами – красками, оттенками). На красном цветке – желтая оживка, белая; на желтых – красная, зеленая; на зеленых листьях – белая, желтая.

3. Самостоятельная работа детей.

4. Итог. Посмотрите на полянку, которую вы нарисовали, как вы думаете, заметят ли эльфы ночью такие красивые цветы?

- Вглядитесь в свой рисунок – узор, роспись каких мастеров он вам напоминает? (жостовских).

- Как вы догадались?

Вот видите, вы не только помогли эльфам, но и были жостовскими мастерами.

- Что вы знает о жостовской росписи, жостовских мастерах?

Декоративно-прикладное искусство

Роспись уточки (по мотивам дымковской росписи)

Средняя группа

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народной игрушкой; закрепить умение расписывать глиняные изделия в соответствии с народной росписью (дымковской), используя кисть и тычок; развивать эстетический вкус. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Ход занятия.

Воспитатель приносит в группу игрушку в мешочке.

-На занятие я принесла мешочек с игрушками. Хотите посмотреть, что там за игрушки?

- Что это за игрушка?(барышня)

1-й ребенок.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

-А это кто? (индюк)

2-й ребенок.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка, все расписаны бока.

Воспитатель вынимает корову.

3-й ребенок.

А это корова, крутые рога,

Расписные бока,

Добрые глаза.

Воспитатель достает игрушку – собака.

4-й ребенок.

Это сказочные полканы,

Скачут в неведомые страны.

Воспитатель.

- А это что за игрушка? (олень)

5-й ребенок.

У оленя – то копыта серебряные,

У оленя – то рога красна золота.

- В мешочке осталась еще одна игрушка. Отгадайте загадку и вы узнаете, что это за игрушка.

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (уточка)

- Кто знает, какие мастера сделали и расписали эти игрушки? (дымковские)

- Как вы определили?

- Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?

Воспитатель.

Утка Марфутка

Бережком идет,

Уточек - марфуточек

Купаться зовет.

- А где же уточки – Марфуточки?

- А вот они. Вы лепили их на прошлом занятии. Но что-то они у вас не веселые.

- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы ваши уточки стали тоже красивые и веселые? (расписать)

Давайте украсим уточек дымковским узором и сделаем подарок нашим гостям.

- Как вы думаете, какие элементы дымковской росписи вы могли бы использовать для росписи уточки?

Обратите внимание, что на обоих крыльях уточки узор одинаковый.

- Подумайте, какие инструменты вам понадобятся для работы? (можно использовать кисточку и тычок).

Тогда за работу.

Самостоятельная работа.

Итог.

В конце занятия объединить уточек в общую композицию «Утка с утятами».

Воспитатель.

Утка Марфутка

Бережком идет,

Уточек-Марфуточек

Купаться ведет.

- Посмотрите, какие красивые получились уточки: веселые, расписные. Потрудились вы на славу.

Есть хорошая русская народная пословица:

«Хорошая работа два века живет».

- Как вы понимаете эту пословицу?

(Красивыми вещами люди любуются и долго хранят)

Я думаю, что нашим гостям ваши уточки очень понравятся, они будут ими любоваться и долго хранить. Подарите им.

Всем спасибо.

Рисование

«Пасхальное яичко».

Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками и их традициями. Развивать воображение, творчество. Воспитывать чувство сопричастности к национальным истокам русского народа.

-Дети, кто из вас знает, что за праздник – Пасха?

Пасха – день Воскресения Иисуса Христа – Праздников Праздник, день, когда прославляли торжество Жизни над Смертью, когда злые силы побеждены любовью, добротой.

В Пасху принято делать друг другу подарки. Лучший из них – крашеное яйцо, вручаемое при христосовании.

- Какие слова говорят в этот праздник, когда люди встречаются, вместо слова здравствуйте?

Христосование – это когда вместо традиционного приветствия люди произносят: «Христос воскрес» - и обязательно слышат в ответ: «Воистину воскрес».

Яйцо у многих народов издавна символизирует начало жизни, поэтому и в Пасху яйца стали неотъемлемым символом вечной жизни, торжества жизни над смертью.

-Яйца, сплошь покрытые краской, как называются? (крашенками) (показ образцов).

Но есть яйца, разрисованные вручную: с узорами, картинками, с надписями.

- А как называются такие пасхальные подарки? (писанками) (показ образцов, рассматривание ).

- А как можно играть с пасхальными яйцами?

С пасхальными яйцами связаны многие игры и традиции. Так, например, можно поиграть в подкручки – катить яйцо в ряд лежащих на одном уровне яиц. Если яйцо покатившего разобьется о лежащие яйца, оно остается на игровом поле. Если же это яйцо останется целым, игрок забирает и свое яйцо, и то, которое разбилось.

Можно устроить и традиционную мену – два играющих бьют кончиками яйца одно об другое, чье яйцо окажется целым – тот забирает себе поврежденное яйцо соперника.

Предложить детям украсить (расписать) яичко и подарить своей маме, папе или бабушке, дедушке на праздник.

Занимательный материал

Стихи

На жостовском подносе Завелась неведомая птица-

В зеркальной глади лака Всякий ей дивиться:

Ржаная медь колосьев, Не поет и не лает,

Степной румянец мака. Вся горит и полыхает,

Багрянец поздних листьев, Далеко по белу свету

Лесной подснежник первый… Знают все пичугу эту,

А жостовские кисти Эта птица не простая,

Нежнее легкой вербы. Расписная, золотая.

(П.Синявский.) Просто диво – безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

Городецкий конь бежит! Синяя сказка – глазам загляденье

Вся земля вокруг дрожит! Словно весною капель.

Птицы яркие летают, Ласка, забота, тепло и терпенье.

И кувшинки расцветают. Русская звонкая Гжель!

На кургане пышно маки расцвели, Если взглянешь на дощечки,

Украшение для всей родной земли. Ты увидишь чудеса!

А на Полховском Майдане детвора Городецкие узоры

Мастерит игрушки с самого утра. Тонко вывела рука!

Загадки

Посмотри, как хороша эта девица - душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет. (дымковская барышня)

Синие птицы по белому небу.

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых. (гжельские изделия)

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Их как зовут? (матрешки)

С переливами поет, утром будит весь народ.

Золотистый гребешок гордо носит … (петушок)

Вот индюк нарядный.

Весь такой он складный.

У большого индюка.

Все расписаны бока. (дымковский индюк)

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? (из Гжели)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица –

Это значит… (Городец)

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой? (хохлома)

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Шляпка веерком,

Руки крендельком,

Идет красавица,

Юбка колпачком.(Дымковская барышня)

Хвост роскошный,

Словно веер,

Красная борода.

Крылья есть, но не умеет он летать,

Вот в чем беда.(индюк)

Пословицы, поговорки русского народа

О труде

Дело мастера боится.

Скучен день до вечера, если делать нечего.

У лентяя Федорки всегда отговорки.

Не сиди сложа руки, так не будет скуки.

Делу время – потехе час.

О Родине

Всякому мила своя сторона.

Человек без родины – соловей без песни.

Тот герой, кто за родину горой.

О хлебе

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Худ обед, когда хлеба нет.

О дружбе

Один за всех и все за одного.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

О грамоте

Грамоте учиться всегда пригодиться.

Слушай больше – говори меньше.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

О смелости и трусости

Трусливому зайке и пенек – волк.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.