Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа а. Эрсакон»
Наш ПЕРВЫЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
(ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
Автор: ученики 4 класса
Руководитель:
Карданова А.А.
классный руководитель 4 класса
Наш первый учебно-исследовательский проект (естественнонаучное направление)
по теме «Школьная клумба»
I. АННОТАЦИЯ.
Актуальность работы позволяет использовать полученные данные в выборе профессии ландшафтный дизайнер.
Цель, которую я решила поставить перед собой вучебно-исследовательском проекте:
Декоративное оформление пришкольной клумбы.
Задачи:
-изучение расположения места для клумбы,
- изучение почвы, определение её физических и химических свойств,
- воспитание бережного отношения к окружающей природе, уважение к результатам труда.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Почва школьного двора отличаются по плотности, структуре, влажности и плодородию.
2. Все цветы индивидуальны в своих характеристиках по отношению к почве, влажности, освещённости.
3. Знания, приобретённые в ходе реализации проекта, могут пригодиться мне в выборе будущей профессии.
Важно, чтобы на завершающем этапе я получила удовлетворение от результатов своего труда, почувствовала атмосферу праздника оттого, что доставила радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в той работе, которую создала.
Наш первый учебно-исследовательский проект (естественнонаучное направление)
по теме «Школьная клумба ».
II.План исследований.
1.Проблема, подлежащая исследованию.
Рядом с нашими окнами, выходившими на школьный двор, есть участок земли, который зарос сорняком, и нам очень захотелось сделать там школьную клумбу. Большую часть нашего времени мы проводим в школе. И поэтому школа должна быть красивой не только изнутри, но и снаружи. Выбирая тему нашего проекта, мы решили порадовать результатом своего труда не только себя, но и окружающих, а также попробовать свои силы в оформительском деле, узнавая при этом много нового. Знания, полученные в ходе реализации проекта, мы можем применить в дальнейшей жизни, может быть мы станем ландшафтным дизайнером.
Составляя программу проектной деятельности, мы запланировали посетить библиотеку как школьную, так и районную для подбора необходимой литературы; поиск в Интернете информации по описанию почвы, оформлению клумб, подбору цветов; самостоятельное высевание семян на клумбу, а также дальнейшее ухаживание за посаженными цветами.
Красота, созданная своими руками – это чувство ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.
2. Гипотеза:
Результатом нашего труда должна быть цветущая летом и осенью клумба. Очень важно, чтобы на завершающем этапе мы получили удовлетворение от результатов нашего труда, почувствовали атмосферу праздника оттого, что мы, доставили радость, сверстникам, родителям, учителю, ощутила потребность в той работе, которую мы создали
3. План исследований:
1. Начало работы.
2. Изучение и исследование участка.
3.Список растений.
4. Расчёт расходов.
5. Типы ландшафтов.
III. Заключение.
4. Историография вопроса:
I). Подготовительный зтап
Изучение имеющихся ресурсов и определение недостающих.
Разработка проекта.
Распределение исполнителей для реализации задач.
Организовать школьный конкурс на лучший эскиз цветочных клумб.
Составить перечень необходимого посадочного материала.
2). Деятельностный этап
Исследование территории участка.
Разметка участка.
Изучение и подготовка почвы.
Сбор камней для оформления клумбы.
Покупка семян цветов для клумбы.
Высевание семян.
Наблюдение и уход за клумбой.
3). Обобщающий этап
Подведение итогов исследования.
Обобщение опыта
III.Учебно-исследовательская статья.
Наш первый учебно-исследовательский проект (естественнонаучное направление)
по теме «Школьная клумба ».
1. Начало работы.
Работа над проектом началась в феврале 2024г. В этом проекте нам огромную помощь оказали родители.Мы посещали библиотеки, работали с интернетом, каждый старался, чтобы именно наш проект победил. Среди учащихся был проведен конкурс на лучший дизайн клумбы, каждый ученик класса представил свой проект клумбы, зачищал его в ходе бурных обсуждений и голосованием выбрали наиболее удачных два проекта. При обсуждении проектов учитывалось:
- возможность реализации этого проекта
- выбор семян для посева на клумбе
-их выносливость в летний период
При совместном обсуждении была выбрана форма клумбы с учётом её расположения, разновидности семян с учётом их выносливости.
Класс был разделён на 2 рабочие группы:
1 группа «Фантазёры» - занималась планом будущей клумбы.
2 группа «Эксперты» – занималась подбором семян и расчётом расходов.
Изначально предполагалась форма клумбы в виде солнца с отходящими от него лучами. В середине клумбы, она выложена камнями в виде горки кругом, предполагалось посеять лобулярию , отходящие лучи от него и агератум, астра, цинния, разновидности бархатцев, сальвия. Все эти цветы засухоустойчивые, не требуют обильного полива в дальнейшем, низкорослые, светолюбивые.
2. Изучение и исследование участка
В марте началась работа над самой клумбой, нужно было изучить участок, состав почвы на предполагаемой клумбе, определить её физические и химические свойства. Вскопать участок, очистить от травяного покрова и корней, выбрать камни, взрыхлить.
1)Разметка участка.
Территория площадью 4 кв м, прямоугольная в северо-западном направлении, расположена в южной части школьного двора. Изучение почв начинается с определения ее физических и химических свойств: структуры, цвета, влажности, плотности, кислотности, плодородия.
2)План описания почвы:
Дата проведения исследования(16 марта);
Пункт (школьный двор);
Общий рельеф (равнинный);
Растительность (сорная).
3)План изучение почвенного разреза:
Схематический разрез почвенного разреза (1:10);
Окраска;
Структура, способность распадаться на отдельные части;
Механический состав;
Включения;
Плотность;
Влажность почвы;
Кислотность;
4)Исследования почвы:
Почвенный разрез: ширина около 15 см, глубина от 0,5-30см.
Цвет (темно-бурая, по «Треугольнику цветов» С. А. Захарова);
Структура (ореховая, комковая);
Механический состав (легкосуглинистая, скатывается в шнур, но при сворачивании распадается на дольки);
Включения (множество камней и корней);
По плотности (рыхлая, нож легко входит в почву);
Влажность (влажная: вода не сочится, но приложенная к почве бумага быстро намокает);
По кислотности (среда нейтральная рН =7)
Изучение особенностей участка привело к выбору следующих растений:
Агератум « Голубая муфточка»
Сальвия «Пикколо алая»
Лобулярия « Снежный ковёр»
Бархатцы разновидности «Валенсия», «Купид»,» Красный апельсин».
«Циния»
«Астра
3. Список растений
1.АСТРА-предпочитает открытое солнечное место, но выносит и полутень. Лучше растет на легких, плодородных почвах. Не переносит внесение органических удобрений в год посадки. Семена высеваются с середины февраля по апрель. Глубина заделки семян 0,5 см. через 3-4 недели посевы пикируют и выращивают при температуре +12-15 в грунт рассаду высаживают во второй половине мая, расстояние между растениями 20-30 см.
Соцветия махровые, диаметром 9-11 см. язычковые цветки, разнообразной окраски, закрывают диск желтых трубчатых цветков. Цветет в августе-сентябре.
2.ЦИННИЯ-распространенное засухоустойчивое неприхотливое растение, образующее разветвленные кустики до 45 см высотой. Соцветия многочисленные, небольшого диаметра, махровые. Цветет обильно, с июля до октября. Наибольшей декоративности достигает на открытых солнечных местах. Семена высевают в апреле, всходы появляются на 6-10 день.
3.БАРХАТЦЫ-неприхотливые,быстрорастущие, засухоустойчивые и светолюбивые растения, но выносят небольшое затенение. Форма куста раскидистая, соцветия- корзинки диаметром 4-6 см, от желтого до коричнево- красной окраски. Семена высаживают после заморозков, всходы появляются через 10-14 дней.
4.САЛЬВИЯ-теплолюбивое. Не выносит органические удобрения. Цветки в виде кистей ярко красного цвета. Листья темно зеленые, слегка опушенные.
Размножают семенами, черенками. Рассады высаживается в июне на расстоянии 20-25 см. цветет при короткой длине дня.
4.Расчёт расходов
№п\п
названия цветов
цена за 1 пакет
количество пакетиков
полная цена
1.
Бархатцы(разновидности)
Валенсия», «Купид»,» Красный апельсин».
12
7
84
2.
«Циния»
12
3
36
3.
«Астра»
12
5
60
4.
«Сальвия»
12
2
24
5.
«Лобулярия»
12
2
24
6.
«Агератум»
12
3
36
Итого:
264
Прежде чем начать реализацию проекта, я изучила необходимую литературу по ландшафтному дизайну. Ландшафтный дизайн- направление в проектировании среды
обитания человека; в переводе с англ. «архитектура пейзажа».
5. Типы ландшафтов:
деревенский
садовый
городской
луговой
лесной
экзотический
Из всех типов ландшафтов я выбрала садовый.
В апреле начался посев семян согласно выбранного мною проекта. Я и мои одноклассники постоянно следили за клумбой, поливали, удаляли всходившие сорняки. Весна выдалась очень жаркой, многие семена не взошли, мне пришлось использовать второй проект, где в середине вместо горки мы сделали сказочногосветлячка, а вокруг него были рассажены разновидности бархатцев, так как они дали хорошие всходы. Прежде, чем уходить на летние каникулы, мы с ребятами создали график полива цветов и по очереди в течение всего лета приходили и ухаживали за клумбой.
III. Заключение
Конечно, не всё получилось, как было запланировано, но придя осенью в школу, все заметили цветущую, ярко-жёлтую клумбу. Все были довольны результатом. Глядя на клумбу, я сделала вывод, что не все цветы, могут выносить жару, или рано отцветают, как лобулярия, которая была посеяна в середину клумбы,её пришлось удалить из клумбы, поэтому мойсветлячок в центре клумбы остался без цветов к празднику 1 сентября. Самыми выносливыми цветами к засухе, жаре оказались бархатцы, они цветут и сейчас. Мы с ребятами собираем семена, чтобы засеять клумбу на следующий год.
Проект получил положительную оценку, как учениками нашей школы, так и администрацией.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
P. S.
Возле нашей клумбы остался неухоженный участок, который был вымощен камнями и зарос сорной растительностью. Я предложила ребятам облагородить его, мы удалили всю сорную растительность и покрасили камни в яркие цвета. Получилась прекрасная зона отдыха, где мы с удовольствием проводим время.
IV.Список используемой литературы
Бухвалов В.А., Богданова Л.В., Купер Л.З.. Методы экологических исследований: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред.шк. – М.: Л. А. «Варяг», 1995 год;
Викторов Ю. М. и др. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из пенд.Опыта шк. – гимназии №168 Санкт-Питербурга).- СПб.: Шк.-гимназия №168, 1998.
Гайсина Р.С. Изучение экологических ситуаций своей местности в начальном курсе географии: Автореф. дис….канд. пед. наук:/ Ин-т общ.сред. образования Рос. акад. образования.- М., 1998
Обручев С. В. и др. Изучай свой края: Книга юного краеведа. – М.: Молодая гвардия, 1951
Энциклопедия комнатного цветоводства. – М.: Колос, 1993.
Фёдорова, М. Комнатные лекарственные растения // Биология первое сентября: газ. – 2001. - № 42
Ресурсы интернета поисковые программы:
Coogle
,
Yandex