МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«ДЕТСКО - ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ВАРИАНТ»

Учебно-тренировочные сборы для подготовки и участия в соревнованиях по шахматам « Шахматные лабиринты «

( для детей 7-16 лет, срок реализации – 03.06.2024. - 23.06.2024.)

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Шешуков Михаил Иванович

 

 

 

 

Екатеринбург 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кто самые сосредоточенные, внимательные и усидчивые люди в мире? Конечно, шахматисты! Они, как никто другой, умеют принимать правильные решения даже в самых нестандартных и сложных ситуациях. Мы поможем Вашему ребёнку развить в себе набор этих и других замечательных качеств на наших занятиях шахматами. Это не просто игра, это настоящая школа по формированию личности! Шахматы укрепляют память, развивают воображение, логическое мышление и интеллект. Игра в шахматы успешно гасит агрессию, развивает сообразительность и концентрацию внимания, способствует повышению самооценки. Шахматы формируют умение предвидеть результаты своей деятельности, способствуют быстроте действий, учат самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, идти на компромисс. С нашей поддержкой шахматы станут для Вашего ребёнка самой увлекательной и полезной игрой!

Программа “Учебно-тренировочных сборов для подготовки и участия в соревнованиях по шахматам” разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и Устава МБУ ДО ДЮЦ «Вариант».

Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, настойчивости в достижении цели.

В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться во время игры в шахматы. Основная форма занятий- игровая деятельность. Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующим образом: практическая игра;

Цель: Содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей посредством занятий шахматами.

Задачи:

Обучающие:

Помочь овладеть приемами стратегии и тактики шахматной игры.

Обучить решать шахматные комбинации на разные темы.

Обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию и свои сыгранные партии.

Научить видеть и считать варианты в шахматной партии.

Развивающие:

Развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память и внимательность.

Развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров.

Развивать волевые качества и способность анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к партнеру, умение владеть собой и добиваться цели.

Воспитывать самодисциплину и правильное поведение во время игры.

Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи, целеустремленность и трудолюбие.

Допускаются совместные занятия детей разного возраста. При этом осуществляется дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для участия в учебно-тренировочных сборах принимаются учащиеся шахматного клуба ДЮЦ “Вариант” в возрасте 7 – 16 лет, не имеющие медицинских противопоказаний.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

п/п

Дата

Мероприятие

1

03.06.24.

08.30. -14.30. 15.00. -17.00. (участие с обучающимися в онлайн турнирах на международной платформе Ли чесс)

Теория:

-Конкурс нахождения комбинаций.

-Конкурс решения задач и этюдов.

https://chessday.ru/chess-tactics

. Практика: Подготовка и участие в соревнованиях.

2

05.06.24. 08.30. -14.30. 15.00. -17.00. (участие с обучающимися в онлайн турнирах на международной платформе Ли чесс)

Теория: -Шахматная викторина. https://chessday.ru/chess-tactics -Практика: Подготовка и участие в соревнованиях.

3

07.06.24. 08.30. -14.30. 15.00. -17.00. (участие с обучающимися в онлайн турнирах на международной платформе Ли чесс)

Теория: азбор сыгранных партий.

https://youtu.be/Jq957fySZmQ Практика: Подготовка и участие в соревнованиях.

Конкурс решения задач и этюдов.

https://chessday.ru/chess-tactics

4

10.06.24. 08.30. -14.30. 15.00. -17.00. (участие с обучающимися в онлайн турнирах на международной платформе Ли чесс)

Теория:

Шахматные партии

Операции, основанные на недостаточной защищенности последней горизонтали.https://chessday.ru/chess-tactics

Практика: Подготовка и участие в соревнованиях.

5

14.06.24. 08.30. -14.30. 15.00. -17.00. (участие с обучающимися в онлайн турнирах на международной платформе Ли чесс)

Теория: азбор сыгранных партий.

https://youtu.be/Jq957fySZmQ Практика: Подготовка и участие в соревнованиях.

6

17.06.24. 08.30. -14.30. 15.00. -17.00. (участие с обучающимися в онлайн турнирах на международной платформе Ли чесс)

Теория: Разбор типичных ошибок. https://chessday.ru/chess-tactics Практика: Подготовка и участие в соревнованиях.

7

19.06.24. 08.30. -14.30. 15.00. -17.00. (участие с обучающимися в онлайн турнирах на международной платформе Ли чесс)

Теория:

Шахматные партии

Операции, основанные на недостаточной защищенности последней горизонтали.https://chessday.ru/chess-tactics

Практика: Подготовка и участие в соревнованиях.

8

21.06.24. 08.30. -14.30. 15.00. -17.00. (участие с обучающимися в онлайн турнирах на международной платформе Ли чесс)

Теория: Шахматная викторина. https://chessday.ru/chess-tactics Практика: Подготовка и участие в соревнованиях.

Важнейшим предполагаемым результатом данной программы является:

Развитие творческой личности, способной аналитически и критически подходить к решению шахматных проблем, а также воспитание гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и тактических приемов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно считать варианты.