Выполнила: Магомедова Гульнара Рафаилевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 32 города Сургута.

Пояснительная записка

Известный педагог – новатор В.А. Сухомлинский говорил: «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи» входит в систему уроков, рекомендованных Примерной программой общего образования по предмету «Русский язык». Составлен с учетом УМК «Русский язык. 6 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 2020 г. Урок построен с учётом требований ФГОС основного общего образования.

Ценностные ориентиры:

- ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;

- формирование у обучающихся навыков контроля, самооценки, взаимооценки;

- оценивание результатов своей работы.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- проявление позитивного отношения друг к другу.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- развитие познавательного умения различать фразеологизмы и свободные словосочетания.

Познавательные УУД:

-  находить в тексте требуемую информацию

- строить модель на основе условий задачи и способа ее решения;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие  умения слушать и понимать других;

- выстраивание речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в команде

Предметные результаты:

- умение правильно использовать фразеологизмы в речи;

- знание фразеологической синонимии и антонимии.

Цель: повторить и закрепить изученные фразеологизмы, уметь заменять фразеологические обороты словом в прямом значении, подбирать фразеологические синонимы и антонимы.

Задачи:

1.Образовательные: закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»; выявить эмоционально – выразительные достоинства фразеологизмов; научить употреблять и узнавать фразеологизмы в речи.

2.Развивающие: способствовать развитию речи обучающихся, чтобы она была эмоциональной, логичной, лаконичной; создать условия для возникновения устойчивого интереса к изучению языка; развивать творческие способности и образное мышление школьников.

3.Воспитательные: способствовать становлению собственной позиции через выполнение заданий; воспитание у учащихся познавательной активности, умение работать в команде, воспитывать внимательное отношение к слову.

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала в форме игры.

Технологии: игровая технология с приёмами критического мышления (мозговой штурм, блиц-опрос, кластер), здоровьесберегающая технология, технология ИКТ.

Оборудование: слайды, маркеры, стикеры, оценочные листы, раздаточный материал, звездочки

Форма работы: коллективная, индивидуальная, преобладающая групповая.

Урок создан для обучающихся 6 класса – одиннадцати, двенадцати лет. Рассчитан на 1 урок – 40 минут.

Ход урока

Создание коллаборативной среды.

Слово учителя.

- Какого цвета ваше настроение? Мое настроение цвета солнышка! (учитель клеит стикер желтого цвета, ребята клеят стикеры выбранного цвета на ватман на стене: желтый цвет – настроение хорошее, ученик готов к игре, зеленый цвет – настроение хорошее, но есть небольшое волнение, красный цвет – настроение тревожное, взволнованное). Я надеюсь, что сегодня на уроке будет атмосфера сотрудничества, дружелюбия и взаимовыручки.

Мотивационно-целевой.

Учитель:

- Народ – властитель тайны слова

И всех сокровищ языка,

Им выткана его основа

Для поколений на века.

На предыдущих уроках мы говорили о выражениях, которые составляют богатство русского языка, о высказываниях, которые передаются поколениями, а некоторые из них дошли до нас из Древней Греции.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. Мы увидим, насколько хорошо вы изучили раздел «Фразеология. Культура речи» и как организованно можете работать в команде. Для начала необходимо выбрать жюри из 3 человек, которые будут оценивать каждый раунд и в конце урока объявят победителей. Я, ребята, сегодня буду в роли инструктора – ведущего, а вы будете представителями двух команд со своим капитаном (класс предварительно разделен в целях экономии времени, капитаны выбраны.). За активное участие в команде вы получите звездочки, которые потом обменяете на оценку в журнале.

Раунд №1. Мозговой штурм ктуализация знаний).

(Вопросы задаются двум командам сразу. Кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки), тот получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – звездочку. В конце раунда подсчитываются баллы команд, жюри записывает итог раунда. Учащиеся заинтересованы в получении как можно больше звездочек. Задание транслируется на интерактивной доске).

– Что такое фразеологизмы?

– Как называется наука, изучающая эти выражения?

– Для чего мы используем их в речи?

- Где мы можем посмотреть значения фразеологизмов?

- Откуда пришли фразеологизмы в нашу речь? (Cлайд 1)

Раунд №2. Разгадай меня.

Инструктор:

- Уважаемые команды, во втором раунде необходимо объяснить значение фразеологизмов. Участник, готовый ответить, должен поднять сигнальную карточку. Помните, что за активную работу вы принесете команде балл, а для себя заработаете звездочку.

(Вопросы задаются двум командам по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – звездочку. В конце раунда подсчитываются баллы команд, жюри записывает итог раунда. Задание транслируется на интерактивной доске.

Команда №1:

мозолить глаза

как две капли воды

Команда №2:

делать из мухи слона

кровь с молоком

рукой подать

не находить себе места

водой не разольёшь

считать ворон

куры не клюют

в час по чайной ложке

как в воду канул

белая ворона

ждать у моря погоды

зарубить на носу

кожа да кости

бить баклуши

капля в море

водить за нос (слайд 2)

Раунд № 3. Быстрее! Выше! Сильнее!

Инструктор:

- Ребята, переходим к 3 раунду игры. Ваша задача – проявить сплоченность в команде и каждому постараться помочь команде получить статус «Суперкоманда». Перед вами листок с 3 заданиями. Победителем будут та команда, которая даст больше правильных ответов. Время на подготовку – 3 минуты. Важное примечание – ответы готовите все вместе, а ответить должен каждый.

(если ребенок не знает ответа или растеряется, постесняется, он может попросить помощь команды или капитана. Ему достаточно сказать: «Прошу помощи!»)

Задания для 1 команды.

1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово.

бить баклуши,

набрать в рот воды,

семи пядей во лбу,

когда рак на горе свистнет.

2. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) ни

рыба

ни мясо 1) в двух шагах

2) рукой подать 2) куда глаза глядят

3) куда ноги несут 3) ни то ни сё

4) от зари до зари 4) с утра до ночи

3. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1)

поминай

как звали

1) спустя рукава

2) выбиться из колеи 2) тут как тут

3) на разных языках 3) душа в душу

4) засучив рукава 4) как рыба в воде

(слайд 3)

Задания для 2 команды.

1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:

когда рак на горе свистнет,

зарубить на носу,

куры не клюют,

мозолить глаза.

2. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма:

1) куда ноги несут 1

) кто

в лес, кто

по

по дрова

2)

кто

во что горазд 2) приводить в

бешенство

3) ни кровинки в лице 3) куда глаза глядят

4) доводить до белого

каления 4) как мел

3. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) потерпеть фиаско 1) спустя рукава

2) засучив рукава 2

) рукой

подать

3) у черта

на куличках

3) одержать победу

4) море по колено 4) душа в пятки ушла

(слайд 3)

Раунд № 4. Самый внимательный!

онкурс капитанов - индивидуальное задание).

Инструктор:

- Уважаемые капитаны команд, ваша задача найти фразеологизмы в тексте и подчеркнуть их. Время на выполнение – 1 минута. После выполнения задания сдайте жюри для оценки. За каждый фразеологизм 0,1 балл. Максимальный балл – 1 балл.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.

– Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

– Ничего, ребятишки, – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Физкультминутка.

(В то время, пока капитаны выполняет индивидуальное задание, все участники выполняют физкультминутку).

Инструктор:

- Ребята, и физкультминутка у нас с вами сегодня будет необычная! Вы должны при помощи пантомимы изобразить представленный фразеологизм в буквальном смысле (слайд 4). Просьба выполнять зарядку аккуратно! (учитель демонстрирует примерные движения)

1.Стоять на задних лапках (ребята встают с мест).

2.Прикусить язык (аккуратно прикусывают язык).

3.Попасть не в бровь, а в глаз (аккуратно кончиком пальца нажимают на брови, а потом на глаза

4.Ломать голову (медленно обхватывают голову и покачивают её).

5.Не находить места (тихонько топчутся на месте).

6.Намылить шею (аккуратно растирают шею).

7.Зарубить на носу (слегка постукивают пальцем по носу).

8.В рот воды набрал (набирают воздух в рот и задерживают на секунду – две).

Раунд № 5. Нити Древней Греции.

Инструктор:

- Уважаемые участники, на экране вы видите начало фразеологизмов, вошедших в русский язык из мифов Древней Греции. Необходимо их дописать. В случае затруднения обращайтесь к фразеологическому словарю (словари розданы заранее)

(Задание записывает один представитель команды на отдельном листе, другие ему подсказывают, в случае затруднения обращаются к словарю) Время на выполнение – 1 минута. По итогу листы сдаются на проверку жюри. За каждый правильный ответ, команда зарабатывает 1 балл, капитан команды поощряет звездочками всех, кто помогал в выполнении задания.

Авгиевы …

Яблоко …

Ахиллесова …

Самовлюблённый …

Троянский …

Нить …

Дары …

Дамоклов …

Гордиев …

Диагенова

Огненная … (слайд 5)

Раунд №6. Распутай клубок! азгадать ребусы)

Инструктор:

- Каждой команде даны напечатанные на листе 2 ребуса, которые вы должны разгадать. Время на решение - 2 минуты. Капитан команды выбирает, кто будет отвечать. За правильно отгаданный ребус – 1 балл.

Ребусы для 1 команды.

Задание 12. Разгадав ребус, назови фразеологизм.

 о ,,, + ОЙ

(Аршин с шапкой)

, ,,, ,

  + ЫЙ 

(Малиновый звон)

И а ,,,

Ребусы для 2 команды.

(два сапога – пара )

,, ,

 +ЫЕ

(слайд 6)

Примечание: если команда не сможет решить ребус, то другая команда имеет возможность заработать дополнительный балл.

Итог игры. «Суперкоманда»

Жюри подводит итог: подсчитывает баллы и объявляет победителя. Команда-победитель получает статус «Суперкоманда». У кого больше 6 звездочек – обменивают их на пятерку в журнал, у кого 4-3 звезды – получают 4 в журнал.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

— Вот и подошла к концу наша игра! Мы еще раз убедились в том, что ресурсы языка огромны, разнообразны.

- Ребята, вам понравилось работать в команде? Какого цвета сейчас ваше настроение? (ребята на другом ватмане отмечают стикером цвет своего настроения).

- Предлагаю завершить урок одним общим кластером в форме ромашки по теме «Плюсы употребления фразеологизмов в речи» (рисуем на интерактивной доске круг, пишем в кружке слово «фразеологизм», на лепестках учащиеся записывают плюсы употребления фразеологизмов в речи).

Примерный вариант кластера:

богатаяречь

образная речьметафоричнаяречьречьвыразительная речьФразеологизмыяркая речьточная речь