Выполнила: Магомедова Гульнара Рафаилевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 32 города Сургута.
Пояснительная записка
Известный педагог – новатор В.А. Сухомлинский говорил: «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность игры активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Урок по теме «Употребление фразеологизмов в речи» входит в систему уроков, рекомендованных Примерной программой общего образования по предмету «Русский язык». Составлен с учетом УМК «Русский язык. 6 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженской, Москва, «Просвещение», 2020 г. Урок построен с учётом требований ФГОС основного общего образования.
Ценностные ориентиры:
- ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;
- формирование у обучающихся навыков контроля, самооценки, взаимооценки;
- оценивание результатов своей работы.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- проявление позитивного отношения друг к другу.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
- развитие познавательного умения различать фразеологизмы и свободные словосочетания.
Познавательные УУД:
- находить в тексте требуемую информацию
- строить модель на основе условий задачи и способа ее решения;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие умения слушать и понимать других;
- выстраивание речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в команде
Предметные результаты:
- умение правильно использовать фразеологизмы в речи;
- знание фразеологической синонимии и антонимии.
Цель: повторить и закрепить изученные фразеологизмы, уметь заменять фразеологические обороты словом в прямом значении, подбирать фразеологические синонимы и антонимы.
Задачи:
1.Образовательные: закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»; выявить эмоционально – выразительные достоинства фразеологизмов; научить употреблять и узнавать фразеологизмы в речи.
2.Развивающие: способствовать развитию речи обучающихся, чтобы она была эмоциональной, логичной, лаконичной; создать условия для возникновения устойчивого интереса к изучению языка; развивать творческие способности и образное мышление школьников.
3.Воспитательные: способствовать становлению собственной позиции через выполнение заданий; воспитание у учащихся познавательной активности, умение работать в команде, воспитывать внимательное отношение к слову.
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала в форме игры.
Технологии: игровая технология с приёмами критического мышления (мозговой штурм, блиц-опрос, кластер), здоровьесберегающая технология, технология ИКТ.
Оборудование: слайды, маркеры, стикеры, оценочные листы, раздаточный материал, звездочки
Форма работы: коллективная, индивидуальная, преобладающая групповая.
Урок создан для обучающихся 6 класса – одиннадцати, двенадцати лет. Рассчитан на 1 урок – 40 минут.
Ход урока
Создание коллаборативной среды.
Слово учителя.
- Какого цвета ваше настроение? Мое настроение цвета солнышка! (учитель клеит стикер желтого цвета, ребята клеят стикеры выбранного цвета на ватман на стене: желтый цвет – настроение хорошее, ученик готов к игре, зеленый цвет – настроение хорошее, но есть небольшое волнение, красный цвет – настроение тревожное, взволнованное). Я надеюсь, что сегодня на уроке будет атмосфера сотрудничества, дружелюбия и взаимовыручки.
Мотивационно-целевой.
Учитель:
- Народ – властитель тайны слова
И всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.
На предыдущих уроках мы говорили о выражениях, которые составляют богатство русского языка, о высказываниях, которые передаются поколениями, а некоторые из них дошли до нас из Древней Греции.
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. Мы увидим, насколько хорошо вы изучили раздел «Фразеология. Культура речи» и как организованно можете работать в команде. Для начала необходимо выбрать жюри из 3 человек, которые будут оценивать каждый раунд и в конце урока объявят победителей. Я, ребята, сегодня буду в роли инструктора – ведущего, а вы будете представителями двух команд со своим капитаном (класс предварительно разделен в целях экономии времени, капитаны выбраны.). За активное участие в команде вы получите звездочки, которые потом обменяете на оценку в журнале.
Раунд №1. Мозговой штурм (актуализация знаний).
(Вопросы задаются двум командам сразу. Кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки), тот получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – звездочку. В конце раунда подсчитываются баллы команд, жюри записывает итог раунда. Учащиеся заинтересованы в получении как можно больше звездочек. Задание транслируется на интерактивной доске).
– Что такое фразеологизмы?
– Как называется наука, изучающая эти выражения?
– Для чего мы используем их в речи?
- Где мы можем посмотреть значения фразеологизмов?
- Откуда пришли фразеологизмы в нашу речь? (Cлайд 1)
Раунд №2. Разгадай меня.
Инструктор:
- Уважаемые команды, во втором раунде необходимо объяснить значение фразеологизмов. Участник, готовый ответить, должен поднять сигнальную карточку. Помните, что за активную работу вы принесете команде балл, а для себя заработаете звездочку.
(Вопросы задаются двум командам по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – звездочку. В конце раунда подсчитываются баллы команд, жюри записывает итог раунда. Задание транслируется на интерактивной доске.
Команда №1:
мозолить глаза
как две капли воды
Команда №2:
делать из мухи слона
кровь с молоком
рукой подать
не находить себе места
водой не разольёшь
считать ворон
куры не клюют
в час по чайной ложке
как в воду канул
белая ворона
ждать у моря погоды
зарубить на носу
кожа да кости
бить баклуши
капля в море
водить за нос (слайд 2)
Раунд № 3. Быстрее! Выше! Сильнее!
Инструктор:
- Ребята, переходим к 3 раунду игры. Ваша задача – проявить сплоченность в команде и каждому постараться помочь команде получить статус «Суперкоманда». Перед вами листок с 3 заданиями. Победителем будут та команда, которая даст больше правильных ответов. Время на подготовку – 3 минуты. Важное примечание – ответы готовите все вместе, а ответить должен каждый.
(если ребенок не знает ответа или растеряется, постесняется, он может попросить помощь команды или капитана. Ему достаточно сказать: «Прошу помощи!»)
Задания для 1 команды.
1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово.
бить баклуши,
набрать в рот воды,
семи пядей во лбу,
когда рак на горе свистнет.
2. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.
1) ни
рыба
ни мясо 1) в двух шагах
2) рукой подать 2) куда глаза глядят
3) куда ноги несут 3) ни то ни сё
4) от зари до зари 4) с утра до ночи
3. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1)
поминай
как звали
1) спустя рукава
2) выбиться из колеи 2) тут как тут
3) на разных языках 3) душа в душу
4) засучив рукава 4) как рыба в воде
(слайд 3)
Задания для 2 команды.
1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:
когда рак на горе свистнет,
зарубить на носу,
куры не клюют,
мозолить глаза.
2. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма:
1) куда ноги несут 1
) кто
в лес, кто
по
по дрова
2)
кто
во что горазд 2) приводить в
бешенство
3) ни кровинки в лице 3) куда глаза глядят
4) доводить до белого
каления 4) как мел
3. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) потерпеть фиаско 1) спустя рукава
2) засучив рукава 2
) рукой
подать
3) у черта
на куличках
3) одержать победу
4) море по колено 4) душа в пятки ушла
(слайд 3)
Раунд № 4. Самый внимательный!
(конкурс капитанов - индивидуальное задание).
Инструктор:
- Уважаемые капитаны команд, ваша задача найти фразеологизмы в тексте и подчеркнуть их. Время на выполнение – 1 минута. После выполнения задания сдайте жюри для оценки. За каждый фразеологизм 0,1 балл. Максимальный балл – 1 балл.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.
– Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
– Ничего, ребятишки, – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Физкультминутка.
(В то время, пока капитаны выполняет индивидуальное задание, все участники выполняют физкультминутку).
Инструктор:
- Ребята, и физкультминутка у нас с вами сегодня будет необычная! Вы должны при помощи пантомимы изобразить представленный фразеологизм в буквальном смысле (слайд 4). Просьба выполнять зарядку аккуратно! (учитель демонстрирует примерные движения)
1.Стоять на задних лапках (ребята встают с мест).
2.Прикусить язык (аккуратно прикусывают язык).
3.Попасть не в бровь, а в глаз (аккуратно кончиком пальца нажимают на брови, а потом на глаза
4.Ломать голову (медленно обхватывают голову и покачивают её).
5.Не находить места (тихонько топчутся на месте).
6.Намылить шею (аккуратно растирают шею).
7.Зарубить на носу (слегка постукивают пальцем по носу).
8.В рот воды набрал (набирают воздух в рот и задерживают на секунду – две).
Раунд № 5. Нити Древней Греции.
Инструктор:
- Уважаемые участники, на экране вы видите начало фразеологизмов, вошедших в русский язык из мифов Древней Греции. Необходимо их дописать. В случае затруднения обращайтесь к фразеологическому словарю (словари розданы заранее)
(Задание записывает один представитель команды на отдельном листе, другие ему подсказывают, в случае затруднения обращаются к словарю) Время на выполнение – 1 минута. По итогу листы сдаются на проверку жюри. За каждый правильный ответ, команда зарабатывает 1 балл, капитан команды поощряет звездочками всех, кто помогал в выполнении задания.
Авгиевы …
Яблоко …
Ахиллесова …
Самовлюблённый …
Троянский …
Нить …
Дары …
Дамоклов …
Гордиев …
Диагенова …
Огненная … (слайд 5)
Раунд №6. Распутай клубок! (разгадать ребусы)
Инструктор:
- Каждой команде даны напечатанные на листе 2 ребуса, которые вы должны разгадать. Время на решение - 2 минуты. Капитан команды выбирает, кто будет отвечать. За правильно отгаданный ребус – 1 балл.
Ребусы для 1 команды.
Задание 12. Разгадав ребус, назови фразеологизм.
о ,,, + ОЙ
(Аршин с шапкой)
, ,,, ,
+ ЫЙ
(Малиновый звон)
И а ,,,
Ребусы для 2 команды.
(два сапога – пара )
,, ,
+ЫЕ
(слайд 6)
Примечание: если команда не сможет решить ребус, то другая команда имеет возможность заработать дополнительный балл.
Итог игры. «Суперкоманда»
Жюри подводит итог: подсчитывает баллы и объявляет победителя. Команда-победитель получает статус «Суперкоманда». У кого больше 6 звездочек – обменивают их на пятерку в журнал, у кого 4-3 звезды – получают 4 в журнал.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
— Вот и подошла к концу наша игра! Мы еще раз убедились в том, что ресурсы языка огромны, разнообразны.
- Ребята, вам понравилось работать в команде? Какого цвета сейчас ваше настроение? (ребята на другом ватмане отмечают стикером цвет своего настроения).
- Предлагаю завершить урок одним общим кластером в форме ромашки по теме «Плюсы употребления фразеологизмов в речи» (рисуем на интерактивной доске круг, пишем в кружке слово «фразеологизм», на лепестках учащиеся записывают плюсы употребления фразеологизмов в речи).
Примерный вариант кластера:
богатаяречь
образная речьметафоричнаяречьречьвыразительная речьФразеологизмыяркая речьточная речь