Открытый урок по фортепиано «Комплекс упражнений организации игрового аппарата начинающих пианистов»
Автор: Лысова Т.Н.
Организация: МАУДО «ДШИ№50» г. Кемерово
Тема урока: Комплекс упражнений для организации игрового аппарата начинающих пианистов.
Цель урока: Развитие игрового аппарата и приобретение первоначальных пианистических навыков.
Задачи:
освобождение корпуса;
развитие координации, ловкости рук;
развитие мелкой мускулатуры и независимости пальцев;
изучение клавиатуры, аппликатуры;
закрепление знаний о штрихах, динамике.
Ход урока: Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы корпуса и рук, участвующих в работе пианиста. Они помогают укрепить осанку и правильные взаимодействия всех частей игрового аппарата.
Упражнения для освобождения всего тела:
Стоим прямо, руки свободно опущены. Раскачиваем руки то, наклоняясь вперед, то, выпрямляясь (ветер раскачивает ветки яблони).
Из
положения
стоя (руки в стороны) бросаем руки вниз и даем им свободно раскачиваться (яблоки поспели и тянут ветки вниз).
Из
положения
стоя (руки вперед) поднимаем кисти рук вверх (листья растут) и свободно бросаем их вниз (осенью листья опадают).
Упражнение для освобождения мышц шеи:
Смотрим влево, вправо (ждем гостей), вверх (дождик собирается), вниз (лужи на дорожке).
Упражнения для освобождения запястья (стоя у стены):
Руки имитируют движения кисточки (красим забор);
Вращение запястья (рисуем кружочки);
Супинация и пронация (открываем калитку ключом).
Упражнения для развития координации движений, ловкости, быстроты реакции, активности пальцев и укрепления сгибателей пальцев (все упражнения делаются правой рукой, левой рукой, из руки в руку):
Мяч в руке (ладонь вверх) мягко раскачиваем от плеча (качаем птичку в гнездышке), в верхней точке слегка разжимаем пальцы (птенчик выглядывает из гнезда);
То же самое, но ладонь опущена вниз (буря перевернула гнездышко, но птенчик все равно выглядывает);
Мяч (ладонь вверх) подбрасываем перед собой и движением руки от плеча вперед ловим (птичка ловит мошек);
Бросаем мяч вниз и ловим, поднимая вверх, не прерывая движения мяча;
То же самое, но ловим мяч в ладонь снизу хватательным движением.
Упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев:
Ладони расслаблены, пальцы выпрямлены. Собираем руку в свод (голодная и сытая кошка);
Кисть поднимаем вверх и свободно бросаем вниз на подушечки (кошка зевает);
Чуткость подушечек пальцев (кошка пробует коготки);
Тренировка разгибателей пальцев – из положения собранной руки (свод) быстрым движением отбрасываем пальцы в сторону и обратным движением собираем их в прежнее положение (кошка фыркает);
Из положения собранной руки разводим пальцы в стороны, не отрывая подушечек от стола (кошка ленится);
Упражнение для нахождения правильной опоры:
Предплечье руки находится на крышке инструмента, опора с локтя плавно переносится через запястье в кончики пальцев (кошка потягивается).
Развитие независимости пальцев (при этом повторяются номера пальцев):
Ладонь на крышке, пальцы выпрямлены, по очереди поднимаем прямые пальцы (мышки поднимают головки);
Исходное положение то же, сгибаем пальцы по очереди, не отрывая подушечки от крышки инструмента (мышки поднимают спинки);
Каждым пальцем, прижимая подушечку к крышке инструмента, рисуем кружочки (мышки принюхиваются);
Пальцы на губке. Поочередно медленным движением пальца прожимаем губку до поверхности стола (у посаженных цветов прорастают корешки);
Собранная рука. Опора поочередно на каждый палец, остальные при этом легко поднимаются вверх (пошел дождь – открываем зонтик).
Упражнения на клавишах (изучение клавиатуры, развитие координации движений, знакомство со штрихами):
Радуга. Правой и левой, вверх и вниз по клавишам «до» через октаву 2,3,4 пальцами, опора в подушечку (
non
legato
);
То же самое, но по звукоряду через октаву (
non
legato
);
Правой по нотам по линейкам скрипичного ключа, левой – по линейкам басового ключа (веселые капельки, штрих
staccato
);
На клавишах через октаву по всей клавиатуре вверх – левая догоняет правую (опора в правой руке), вниз – правая догоняет левую (опора в левой руке).
Упражнения на legato:
Перенос опоры с одного пальца на другой, сначала на одной клавише, затем на двух соседних. 1-2, 2-3, 3-4,4-5 вверх и вниз (сели – встали);
Перенос опоры с одного пальца на другой и обратно. 1-2-1, 2-3-2 и т.д. вверх и вниз (повороты);
Подготовка позиционной игры.
Правая рука от ноты «фа» 1,2,3,4 палец, от ноты «до» 1,2,3 вверх, и вниз от «си» и «ми» соответственно.
Левая рука вниз от «соль» 1,2,3,4, от ноты «до» - 1,2,3 и вверх от «ре» и «ля» соответственно (гуси, гуси, га-га-га).
Вывод: Ясно поставленная цель мобилизует внимание, возбуждает интерес к занятиям. В игровой форме ребенок легче и незаметнее для себя развивает игровой аппарат и приобретает первоначальные пианистические навыки.
Используемая литература:
1.А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» изд. Сов. Композитор М. 1985 г.
2.А.Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков» изд. Музыка Л. 1985 г.