* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} h6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 7.5pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Заголовок 6 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 7.5pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Открытый урок по фортепиано «Комплекс упражнений организации игрового аппарата начинающих пианистов»

Автор: Лысова Т.Н.

Организация: МАУДО «ДШИ№50» г. Кемерово

Тема урока: Комплекс упражнений для организации игрового аппарата начинающих пианистов.

Цель урока: Развитие игрового аппарата и приобретение первоначальных пианистических навыков.

Задачи:

освобождение корпуса;

развитие координации, ловкости рук;

развитие мелкой мускулатуры и независимости пальцев;

изучение клавиатуры, аппликатуры;

закрепление знаний о штрихах, динамике. 

     Ход урока: Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы корпуса и рук, участвующих в работе пианиста. Они помогают укрепить осанку и правильные взаимодействия всех частей игрового аппарата.

     Упражнения для освобождения всего тела:

Стоим прямо, руки свободно опущены. Раскачиваем руки то, наклоняясь вперед, то, выпрямляясь (ветер раскачивает ветки яблони).

Из

положения

стоя (руки в стороны) бросаем руки вниз и даем им свободно раскачиваться (яблоки поспели и тянут ветки вниз).

Из

положения

стоя (руки вперед) поднимаем кисти рук вверх (листья растут) и свободно бросаем их вниз (осенью листья опадают). 

  Упражнение для освобождения мышц шеи:

Смотрим влево, вправо (ждем гостей), вверх (дождик собирается), вниз (лужи на дорожке). 

  Упражнения для освобождения запястья (стоя у стены):

Руки имитируют движения кисточки (красим забор);

Вращение запястья (рисуем кружочки);

Супинация и пронация (открываем калитку ключом). 

  Упражнения для развития координации движений, ловкости, быстроты реакции, активности пальцев и укрепления сгибателей пальцев (все упражнения делаются правой рукой, левой рукой, из руки в руку):

Мяч в руке (ладонь вверх) мягко раскачиваем от плеча (качаем птичку в гнездышке), в верхней точке слегка разжимаем пальцы (птенчик выглядывает из гнезда);

То же самое, но ладонь опущена вниз (буря перевернула гнездышко, но птенчик все равно выглядывает);

Мяч (ладонь вверх) подбрасываем перед собой и движением руки от плеча вперед ловим (птичка ловит мошек);

Бросаем мяч вниз и ловим, поднимая вверх, не прерывая движения мяча;

То же самое, но ловим мяч в ладонь снизу хватательным движением. 

   Упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев:

Ладони расслаблены, пальцы выпрямлены. Собираем руку в свод (голодная и сытая кошка);

Кисть поднимаем вверх и свободно бросаем вниз на подушечки (кошка зевает);

Чуткость подушечек пальцев (кошка пробует коготки);

Тренировка разгибателей пальцев – из положения собранной руки (свод) быстрым движением отбрасываем пальцы в сторону и обратным движением собираем их в прежнее положение (кошка фыркает);

Из положения собранной руки разводим пальцы в стороны, не отрывая подушечек от стола (кошка ленится);

    Упражнение для нахождения правильной опоры:

Предплечье руки находится на крышке инструмента, опора с локтя плавно переносится через запястье в кончики пальцев (кошка потягивается).

Развитие независимости пальцев (при этом повторяются номера пальцев):

Ладонь на крышке, пальцы выпрямлены, по очереди поднимаем прямые пальцы (мышки поднимают головки);

Исходное положение то же, сгибаем пальцы по очереди, не отрывая подушечки от крышки инструмента (мышки поднимают спинки);

Каждым пальцем, прижимая подушечку к крышке инструмента, рисуем кружочки (мышки принюхиваются);

Пальцы на губке. Поочередно медленным движением пальца прожимаем губку до поверхности стола (у посаженных цветов прорастают корешки);

Собранная рука. Опора поочередно на каждый палец, остальные при этом легко поднимаются вверх (пошел дождь – открываем зонтик). 

    Упражнения на клавишах (изучение клавиатуры, развитие координации движений, знакомство со штрихами):

Радуга. Правой и левой, вверх и вниз по клавишам «до» через октаву 2,3,4 пальцами, опора в подушечку (

non

legato

);

То же самое, но по звукоряду через октаву (

non

legato

);

Правой по нотам по линейкам скрипичного ключа, левой – по линейкам басового ключа (веселые капельки, штрих

staccato

);

На клавишах через октаву по всей клавиатуре вверх – левая догоняет правую (опора в правой руке), вниз – правая догоняет левую (опора в левой руке). 

     Упражнения на legato:

Перенос опоры с одного пальца на другой, сначала на одной клавише, затем на двух соседних. 1-2, 2-3, 3-4,4-5 вверх и вниз (сели – встали);

Перенос опоры с одного пальца на другой и обратно. 1-2-1, 2-3-2 и т.д. вверх и вниз (повороты);

Подготовка позиционной игры.

Правая рука от ноты «фа» 1,2,3,4 палец, от ноты «до» 1,2,3 вверх, и вниз от «си» и «ми» соответственно.

Левая рука вниз от «соль» 1,2,3,4, от ноты «до» - 1,2,3 и вверх от «ре» и «ля» соответственно (гуси, гуси, га-га-га). 

Вывод: Ясно поставленная цель мобилизует внимание, возбуждает интерес к занятиям. В игровой форме ребенок легче и незаметнее для себя развивает игровой аппарат и приобретает первоначальные пианистические навыки.

 

Используемая литература:

1.А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» изд. Сов. Композитор М. 1985 г.

2.А.Шмидт – Шкловская «О воспитании пианистических навыков» изд. Музыка Л. 1985 г.