Конспект НОД в подготовительной к школе группе
для детей с ОВЗ в речевом развитии
Тема: «Урал – опорный край державы»
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Свердлова А.С.
2024 г.
Ход деятельности:
Организационный момент: воспитатель приглашает детей в группу, предлагает встать в большой круг.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие. Но для начала нам надо немного размяться, повторяйте за мной:
Воспитатель: - Сегодня, мы будем говаривать о нашей Родине. Как вы понимаете, что такое родина? (Ответы детей)
Ро́дина — это место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество; где живут его родные и близкие люди.
Воспитатель: - Правильно, давайте теперь подробнее разберемся с этим понятием. Я предлагаю вам занять свои места.
Дети проходят к стульчикам, где их встречает воспитатель – экскурсовод.
Перед ними экран с видеопрезентацией, столы с игровым дидактическим материалом (разрезные картинки, платочки). Для наглядности представлен иллюстративный тематический материал с изображением уральской природой: горы, озера, реки, животный мир. Организованна выставка с элементами декоративно-прикладного творчества родного края: каслинское литье, камнерезное и гончарное искусство, Златоустовская гравюра.
Также организована зона для подвижной деятельности.
Слайд 2
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на экран и скажите, что девочка держит в своих руках? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, это планета Земля. Посмотрите, какая она? (Ответы детей) красивая, разноцветная.
Кто знает, что означают эти цвета? (Ответы детей)
Воспитатель: - Да, синий цвет – это вода, зелёный – растительность, коричневый – почва, белый – облака. Этот вид мы можем увидеть только с космоса.
А давайте представим, что наша планета — это газета, и если мы её развернем, то мы увидим на ней что? (Ответы детей)
Слайд 3
Воспитатель: - Мы увидим моря, океаны, острова, материки. А еще увидим, как вся земля поделена на территории и называются они странами. Скажите, как называется наша страна? (Ответы детей)
Слайд 4
Воспитатель: - Правильно, Россия. Наша страна самая большая на планете.
Воспитатель показывает границы Российской Федерации. При желании детям можно показать видеоролик «Природа России» (используется гиперссылка)
Слайд 5-6
Воспитатель: - А еще она очень богатая. Наша гордость — это обилие зеленых лесов, в которых водится много диких зверей, птиц. На наших полях выращивают вкусный урожай, из земли добывают полезные ископаемые, такие как железная руда, каменный уголь, нефть, газ, драгоценные металлы и цветные минералы.
- Скажите, а для чего такие богатства нужны людям? (Ответы детей)
Слайд 7
Воспитатель: - Но самое главное достояние нашей страны – это люди. Россия родина великих ученых, художников, писателей, композиторов и поэтов, политических деятелей и народных умельцев.
- Но это еще не всё! И давайте снова посмотрим на карту. Есть в России удивительное место, которое связанно именно снами.
Воспитатель читает загадку:
Там, зеленые сосны, как великаны.
Березки кудрявые ждут на полянах,
Холмистые горки, как змейки лежат,
В себе они мрамор, алмазы хранят.
Там есть и озера с прозрачной водой.
Что же за край расчудесный такой! (Ответы детей)
Воспитатель: - Это ребята – наш родной край Южный Урал.
Слайд 8
Воспитатель: - Ребята, если внимательно посмотреть, на карту, то можно увидеть, как с севера на юг протянулась длинная коричневая полоса - это очень древние горы. С ними связано много легенд и преданий, которые дошли до наших времён.
Воспитатель: - Узнали что это за горы? (Ответы детей) Это горы Южного Урала.
А хотите узнать, как они появились? Давайте проведем маленький опыт (детям раздаются небольшие платочки)
Опыт с платком «Как появляются горы»
Материалы: платки на каждого ребёнка
Ход опыта: Причиной возникновения неровностей земной поверхности является земная кора, которая постоянно находится в движении. Она то и дело вздрагивает, опускается, растрескивается или собирается в складки.
Попробуйте взять обычный платок, он будет выполнять роль земной коры, и прикрыть им свою ладонь. Если пошевелить пальцами или вовсе их согнуть, то платок приходит в движение: будут сразу образовываться морщинки (горы) и маленькие ущелья (впадины). Аналогичный процесс протекает и в природе только с более медленной скоростью.
Вывод: В результате активного движения земной коры образуются долины, горы, возвышенности и впадины.
Слайд 9
Воспитатель: - Теперь мы знаем, что такое горы. А вы знаете, почему они называются Уральскими? (Ответы детей)
«Урал» по-башкирски — означает «пояс». Есть башкирская сказка о великане, который носил огромный пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Однажды великан потерял его и, пояс лег через всю русскую землю то Красного моря на севере до песчаных берегов Каспийского моря. Так и образовались Уральские горы, на которых расположена наша малая родина – Челябинская область.
Воспитатель: - А вы бывали в горах? (Ответы детей)
Воспитатель: - Из чего они сделаны горы? (Ответы детей)
Скажите, а где вы можете встретить камни? (Ответы детей)
Воспитатель: - Верно, везде: на дороге, в озерах, аквариуме, земле. Но больше всего камней в карах. Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями.
Дети рассматривают выставочные экспонаты и иллюстрации с полезными ископаемыми: уголь, гранит, мрамор, известняк, железная руда, минералы. После беседы воспитатель предлагает поиграть в игру.
Воспитатель: - Давай поиграем. У меня на столе лежат конверты, выбирайте себе конверт. Ваша задача собрать из маленьких частей целую картинку, в которой засекречено название уральских гор.
Игра проводится по принципу «собери пазл».
Воспитатель: - Ребят, я вам уже говорила, что Россия богатая страна и главное её богатство это народ. На территории России проживает не менее 194 народов: русские, татары, буряты, башкиры, чуваши, чеченцы и многие другие. Наибольшую численность имеют Русские
В каждом регионе проживают свои коренные народы, которые испокон веков находились на данной территории. Например, коренные народы Дальнего Востока — чукчи, эскимосы и якуты, юга Сибири — буряты, хакасы, алтайцы, тувинцы. Башкиры живут на Южном Урале, на берегах Волги — чуваши и татары.
Поэтому поводу я предлагаю поиграть в башкирскую национальную игру «Юрта»
После игры воспитатель продолжает беседу, обращая внимание детей на экран.
Воспитатель: - Мы немного отдохнули и теперь готовы продолжить нашу экскурсию. Готовы?
Слайд 10
Воспитатель: - В стародавние времена, земли, где стоит Челябинск, принадлежали славному и гордому народу – башкирам. Четыреста лет назад на эту земли нападали, грабили чужие народы. Отправили башкиры послов к царю русскому и попросили принять башкирскую землю в Россию. Царь прислал войско, помог врагов одолеть. В 1736 году на месте урочища Селябэ была заложена Челябинская крепость.
«Селябэ» - «впадина», большая, не глубокая яма.
Крепость сначала была маленькая, а потом вокруг крепости стал расти поселок, который превратился в большой город - Челябинск. В Челябинске все дороги пересекались. По дорогам через Челябинск купцы товары везли из дальних стран – из Китая, Монголии, Средней Азии и Индии. В Челябинске товары встречали и дальше отправляли по всей России. Товары и обозы переправляли с помощью ездовых лошадей и верблюдов. Вот каким город Челябинск оказался: он и земли российской защитник, и торговле главный помощник. Поэтому Челябинск быстро вырос в большой город, он стал главным городом окрестных земель, Столицей Челябинской области.
- Давайте рассмотрим фотографии старого города Челябинска (рассматриваем план крепости, сравниваем фотографии старого и нового города)
Слайд 11
Воспитатель: - Раз Челябинская область стала такой важной территорией, надо ей иметь свою символику герб и флаг. В этом нам помогла великая русская императрица Екатерина II более двухсот лет назад (Показываю портрет Екатерины II). Так он выглядел изначально.
Слайд 12 - 13
Воспитатель: - Так символика выглядит сейчас. (Дети рассматривают символику)
Основной фигурой герба и влага является навьюченный серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей — выносливое и благородное животное, внушающее почтение, показывающее свою мудрость, долголетие, память, верность, терпение.
Воспитатель:- Но почему именно верблюд. Неужели у нас верблюды живут? Кто сегодня был внимательным, сможет ответить на этот вопрос! (Ответы детей).
- Конечно же, нет. Читает стихотворение.
Когда-то караваны здесь прошли,
А верблюжонок маленький остался.
И где-то в серединочке Земли,
Он чуть было, совсем не затерялся.
Нашли его, помыли, причесали.
И в городе навечно прописали.
В давние времена, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, все товары везли на лошадях и верблюдах. И дорога эта проходила через Челябинск. С тех пор на гербе Челябинской области гордо шагает верблюд.
Червлёный (красный) цвет поля герба и флага — цвет жизни, милосердия и любви — символизирует мужество, силу, огонь, чувства, красоту, здоровье.
Золото (в гербе Корона, на флаге дорога, на которой стоит верблюд) показывает уникальную южноуральскую природу, неисчерпаемое богатство недр области.
Серебро служит символом благородства, чистоты, справедливости, великодушия.
Историческая земельная корона указывает на статус Челябинской области как субъекта Российской Федерации.
Две ленты ордена Ленина, которым Челябинская область награждена в 1956 и 1970 годах, показывают заслуги области.
Слайд 14
Воспитатель: Главный город Челябинской области – г. Челябинск. А кто знает, чем знаменит г. Челябинск? (Ответы детей)
- В Челябинске есть тракторный завод, где делают трактора, а в годы войны, изготавливали для фронта танки, а город назывался Танкоград.
Воспитатель: - Назовите, какие еще вы города Челябинской области знаете? (Ответы детей)
Слайд 15 -16 Воспитатель знакомит детей с городами Челябинской области (города выбираются по желанию педагога).
Результат деятельности и рефлексия (оценка)
Воспитатель закрепляет знания детей с помощью наводящих вопросов:
- Как называется наш край?
- Как называется наша область?
- Какой главный город в Челябинской области?
- Какие еще города вы знаете? Чем они знамениты?
- Что вы узнали нового, и что понравилось?
В конце педагоги, благодарят детей за терпение, за хорошую работу.
В благодарность можно сделать для детей сладкие поощрения.