Тема урока. Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Технология урока. Географическое положение региона, природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйство людей. Регионы экологического неблагополучия Урала. Определение географического положения территории, основные этапы ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использование. Этапы заселения, формирования культуры народов, современное хозяйство Урала. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Цель урока. Изучить экономико-географическое?положение?(ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР). Задачи. Образовательная:?познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы. Развивающая:?продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. Воспитательная:?способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся. Планируемые образовательные результаты. Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; составлять краткую географическую характеристику Урала на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Основные термины, понятия. ЭГП, УЭР, Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. Природные уникумы. Спектры широтной и высотной поясности. Оборудование: физическая и административно-политическая карты России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство; контуры Центрально-Черноземного, Северного, Северо-Кавказского экономических районов; портреты А.Е. Ферсмана, П.П. Бажова; иллюстрации Кунгурской, Каповой пещер и реки Чусовой; презентация ?Минералы Урала?. План урока 1. Организационный момент ( 3 мин) II. Проверка знаний (5 мин) III. Изучение нового материала (27 мин) IV. Закрепление (8 мин) V. Домашнее задание (2 мин) Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой. II. Проверка знаний. Учитель: Важнейшим методом географической науки является районирование, которое позволяет характеризовать крупные районы страны по специализации, участию в территориальном разделении труда. Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите на карте. Ученики:?Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую?Россию). Учитель: На сколько экономических районов по ?госплановскому делению? 1961 года разделена территория России? Ученики:?на 11(8 экономических районов в Западном макрорегионе и три –?в Восточном). Учитель: С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? Ученики:?Центральным, ЦЧР, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным, Северо-Кавказским, Поволжским. Учитель: По описанию определите, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте. Этот район называют ?природным амфитеатром?, ?здравницей?, ?житницей? страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский) Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский) Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный) В 18 веке район был ?диким полем?. Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный) Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный) В Советское время район называли ?локомотивом индустриализации?. Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный) ?Автомобильный цех страны?. На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. Перед Великой отечественной войной существовала республика немцев. Острые экологические проблемы, связанные с загрязнением водного бассейна. (Поволжский) Учитель: По контурам постарайтесь узнать экономический район (показываю контуры Центрально-Черноземного, Северного и Северо-Кавказского экономических районов) Учитель: Вашим домашним заданием была совместная творческая работа по созданию образа Поволжского экономического района. Приложение. Посмотрим, как вы с ней справились. (Комментарии учащихся) III. Изучение нового материала. Эпиграф на доске: Он весь пропах лесами и цветамиИ горьким дымом заводским!С. Щипачев Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района. Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Определите, какие субъекты РФ составляют УЭР. Ученики: Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург). Учитель: Площадь района составляет 824 тыс. кв. км. Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР. Ученики:?Свердловская область, республика Удмуртия. Учитель: Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь? Ученики:?Это города - миллионники. Учитель: Оцените экономико-географическое положение Урала по плану: Положение района на территории страны. Соседние районы, государства. Выход к морю Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам. Транспортное положение. Ответы учащихся:?Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном (тесные добрососедские отношения, но большой проблемой является поток наркотиков). Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы). Учитель: Давайте проанализируем основные этапы изменения экономико-географического положения Урала (табл. 61 на стр. 288 учебника) Работа с учебником. Учитель: Сравните ЭГП Урала и Поволжья. Что общего и какие черты различия? Ответы учащихся. Учитель: Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Оценим природные условия. Ученики:?Природные условия малоблагоприятные. Горный пояс Урала оказал влияние на особенности климата региона, который меняется в трех направлениях: с севера на юг, с запада на восток и от подножий гор к их вершинам. На севере – многолетняя мерзлота, на юге – плодородные почвы. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье. Таким образом, более благоприятные условия имеет Предуралье и юг Урала. Учитель: Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу? Ученики:?Минеральные. Учитель: По разнообразию минеральных ресурсов УЭР не знает себе равных среди экономических районов России. Здесь 15 тысяч месторождений полезных ископаемых. Главное богатство района - руды черных и цветных металлов. Учитель: Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны. А с чем связано размещение полезных ископаемых? Ученики:?С геологическим строением. Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье? Ученики:?В восточных предгорьях и Зауралье (Свердловская, Челябинская области) Учитель: Две трети железорудных запасов Урала содержится на Качканарском месторождении. Медные руды: Свердловская область (Красноуральск, Ревда), Челябинская область (Карабаш), Оренбургская область (Медногорск). Какими основными видами представлены топливные ресурсы? Ученики:?нефтью, углем, газом. Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти? Ученики:?Пермский край, Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область. Учитель: В Оренбургской области находится крупнейшее в европейской части страны газоконденсатное месторождение. Небольшие запасы угля расположены в Кизеловском (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь - Копейск) бассейнах. Урал обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение. Ученики:?Верхнекамский бассейн. Учитель: Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. Богат Урал и благородными металлами (золотом, серебром, платиной). А о каком богатстве повествует писатель Бажов в своих рассказах? (обращаю внимание на портрет Бажова). Ученики:?о драгоценных и поделочных камнях. Учитель: Это минералы. Академик Ферсман (показываю портрет) назвал Урал ?жемчужиной минерального царства?, ?минералогическим раем?. Здесь обнаружено более 5 тысяч минералов. В Ильменском заповеднике на площади 303 кв. км. сосредоточено 5% всех минералов Земли! Вот они, минералы, прославившие Урал! (Презентация). Учитель: Продолжаем характеризовать ресурсы Урала. 40% территории района занимают леса. Большая часть из них выполняет рекреационную и санитарную функции. На севере - леса для промышленного использования. Назовите субъекты, где лесные ресурсы значительны. Ученики:?Пермский край, Свердловская область, Башкирия, Удмуртия. Учитель:?Почвенно-земельные ресурсы.?В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в какой зоне находятся плодородные почвы? Ученики:?на юге района (зона степей) Учитель:?Агроклиматические ресурсы?позволяют заниматься земледелием в теплое время года.?Что выращивают на Урале? Ученики:?зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель. Учитель: Какое развито животноводство? Ученик:?мясо-молочное скотовотство и свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство. Учитель: Одна из острейших уральских проблем – это нехватка … Ученики:?воды. Учитель: На первый взгляд парадокс! Взгляните на карту района – какое обилие рек. Их на Урале 69 тысяч! Так в чем же проблема? Ученики:?водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой западный склон. Берут начало реки в горах, в верховьях маловодны. Большое потребление воды промышленными предприятиями (особенно металлургическими и химическими). Учитель: Водная проблема решается путем создания прудов и водохранилищ: сейчас в районе более 300 крупных искусственных водоемов. Уже построены крупные водоотводы от реки Уфы к Екатеринбургу и Челябинску. К последнему планируется перебрасывать воду из реки Тавды. Рекреационные ресурсы. Неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны. На Урале много районов оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Соликамск, Ижевск. Здесь находятся интересные объекты природы (показываю иллюстрации): знаменитая на весь мир Кунгурская ледяная пещера, длиной 5,6 км, состоящая из 58 ледяных гротов и около 60 озер; Каповая пещера (рес. Башкирия) - в ней обнаружены настенные рисунки верхнепалеотического человека с изображением мамонта, лошади и носорога; река Чусовая?-?одна из красивейших рек России. Учитель: Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскуднении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологически район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге.? IV. Закрепление. Учитель: Итак, какой экономический район мы с вами сегодня начали изучать? Ученики: Уральский. Учитель: Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте: Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на?западе?европейской части России, на юге граничит с?Киргизией.?Близость к сырьевым базам азиатской части страны. В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и?Калмыкия), пять областей (Свердловская,?Пермская,?Челябинская, Оренбургская, Курганская) и?Коми-Пермяцкий автономный округ). Природные условия Урала в целом?очень благоприятные,?беден?природными ресурсами, за исключением?водных. Ответы учащихся. Учитель: Вот и подошел к концу наш урок (подводятся итоги урока). Домашнее задание. 1 вариант: ? 56, выполнить задания на контурной карте, предложить свой путь решения водной проблемы Урала. 2 вариант: повторить ?54, прочитать ?56, подготовить презентацию ?Реки Урала?, ?ООПТ Урала?, ?Горы Урала?, ?Озера Урала?, ?Животный и растительный мир Урала?, ?Население и традиции народов Урала? на выбор. 3 вариант: прочитать ? 56, составить список памятных мест Урала для включения в туристический маршрут. Список использованной литературы: 1. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.П. Дронов, В.Я. Ром.- 14-е изд., пересмотр. – М: Дрофа, 2012.- 320 с.: ил., карт.. 2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: природа России,М.: издательство ВАКО,2005 год ,стр.222-233. 3. Е. А. Жижина.Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России ,М.:издательство ВАКО, 2006 год,стр.238-244. 4. И. А. Родионова. Экономическая география,М.: издательство Экзамен,2003 год, стр.149-155 Интернет ресурсы: 1. Большая Российская Энциклопедия,1998.География России, ДиректорМедиа Паблишинг,2006,электронная версия. 2. Урал. Социально – экономическая карта. Интерактивное наглядное пособие,ООО Дрофа,2006 3. Урал. Физическая карта. Интерактивное наглядное пособие, ООО Дрофа, 2006 4. География России. Природа и население. 9 класс, 1 С. 5. http://www.myshared.ru – презентация ?Уральский экономический район?, презентация ?Минералы Урала?.
Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы