Урок русского языка в 4 классе

ТЕМА:  Итоговый урок – путешествие по сказкам ? Имя существительное?
ЦЕЛИ:  подытожить изученное  учащимися об имени существительном; развивать аналитико-синтетические умения ; закреплять умение определять род, число, склонение имён существительных ; уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; формировать навыки работы в парах и группах; отрабатывать интерактивные упражнения; закреплять правило написания большой буквы в собственных именах существительных, правописание имён существительных женского и мужского рода, которые заканчиваются на шипящий ; воспитывать любовь к сказке, желание больше читать.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта путешествия, карточки с заданиями, поговорка.
                            
                       ХОД УРОКА 
Организационный момент
Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать, но чтобы наша совместная работа была успешной ,давайте вспомним законы урока
                  ЗАКОНЫ УРОКА
- вести себя спокойно;
- не выкрикивать;
- быть терпеливым;
- дать возможность высказаться своим товарищам;
- уважать друг друга.
2. Сообщение темы и задач урока
   Сегодня на уроке мы поговорим об одной из частей речи.
       Это имя зашифровано,
       Слово это зачаровано,
       Название предмета обозначает,
       Всех родов оно бывает.
       Изменяется по числам, падежам.
       В речи помогает нам.
- Вы догадались, какая часть речи будет сегодня главной на уроке?
       Всему название дано-
       И зверю, и предмету.
       Вещей вокруг полным- полно,
       А безымянных нету.
       Они слышны и здесь , и там, 
       На улице, и дома,
       А я зову вас в тёмный лес.
       Он полон сказок и чудес.
- Вы готовы к путешествию?
- Тогда давайте скажем все вместе наш девиз:
       Мы в лес за наукой сегодня пойдём
      Смекалку, фантазию нашу возьмём.
С пути никуда, никогда не свернём,
Все преграды уберём
- А сейчас вы должны по лесной тропке красиво пройтись
3. Актуализация опорных знаний 
     - Минутка чистописания
        - Следите внимательно за указкой и постарайтесь не сойти с тропинки
    -  В путешествие по сказкам
       Мы отправимся сейчас
       Существительных немало
       Встретят на дороге нас. 
- Чтобы преодолеть этот нелёгкий путь, я предлагаю вам поиграть с волшебным кубиком и вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном.
            УПРАЖНЕНИЕ ? КУБОВАНИЕ?
Имя существительное- часть речи , которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы кто?, что?
Склонение- это изменение существительных по падежам. В русском языке 6 падежей: 1 прямой и 6 косвенных.
Собственные имена существительные - пишутся с большой буквы. К собственным именам существительным относятся имена, фамилии людей, клички животных, географические названия. Есть и нарицательные имена сущ.
Род - имена сущ. бывают мужского, женского, среднего рода. Род - категория постоянная.
Число – категория непостоянная. Есть имена сущ., которые по числам не изменяются, они употребляются только в единственном или во множественном числе.
Ь - после букв ж, ч, ш, щ мягкий знак пишется в именах сущ. женского рода.
- Вот мы и взяли всё необходимое в дорогу. Но одним идти скучно. Кто же нам поможет найти дорогу в тёмном сказочном лесу?
- Отгадайте загадку:
     На сметане мешон
     На окошке стужон, 
     Круглый бок, румяный бок
     Покатился ….
                 Колобок
4. Работа над темой урока
    Покатился Колобок по дорожке
    А впереди указатель на ножке.
    ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ?
    Ничего я не пойму.
Задание 1.( Работа в парах.)
- Вы, наверное догадались , что вам необходимо прочитать имена существительные и определить, к какой сказке они относятся и разделить их на три группы по склонениям.
- Работать будем в парах
      1. Ведро, прорубь, щука, печь. ( ? По щучьему велению? )
      2. Болото, лягушка, царь, стрела. ( ? Царевна – лягушка? )
      3. Бочка, мать, коршун, спаситель, белка, месяц. ( ? Сказка о царе Салтане? )
        ПРОВЕРКА.
  1.Щука, лягушка, стрела, бочка, белка (Ι склонение) .
  2.Ведро, болото, коршун, спаситель, месяц, царь (ΙІ склонение).
  3. Прорубь, печь, мать (ІΙІ склонение).
- С первым заданием вы справились.
             Снова Колобок в пути
             Ну, а нам за ним идти.
             Глядь, стоит избушка.
             В ней живёт старушка.
             От неё нам не уйти.
             Ждут загадки впереди.
Задание 2. ( Работа в группах. )
 - Сейчас вам предстоит работа в группах. Правила работы вам известны. У нас есть лидеры в группах. Они получают задание. Это вопрос – загадка, на который вам необходимо дать ответ.
            ВОПРОСЫ – ЗАГАДКИ
- В какой деревне живут кот Матроскин и Шарик? ( В деревне Простоквашино ).
- Какая фамилия у Кащея? ( Бессмертный)
- Какое отчество у Добрыни , одолевшего змея Горыныча? (Никитич )
- Куда отправился доктор Айболит лечить зверей? ( В Африку.)
- Как зовут бабушку , от которой убежала вся посуда? ( Федора)
    Проверка – запись ответов на доске лидерами групп.
- Каким правилом вы руководствовались при написании слов- отгадок?
   ( Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.)
- Баба Яга осталась довольна и отпустила Колобка дальше.
         А над нами в чистом небе
         Гуси- лебеди летят,
         Поиграть они хотят.
         Колобок остановился,
         Над заданием склонился.
Задание 3.
       Упражнение ? Ледокол ?
- Попробуйте отыскать сказочных героев в слове ? сказки?. С существительными составьте словосочетания, поставив их в указанный падеж.
     Снегурочка ( В, п. )
     Колобок        ( И. п. )
     Артемон       ( Т. п.)
     Золушка       ( П. п. )
Карабас Барабас      ( Р. П. )
Иванушка    ( Д. п. )
- Определите род имён существительных.
 И род, и падеж вы можете определять , но вот что- то приустал наш Колобок и решил сделать привал.
               На привале у дубка
               Кот увидел Колобка.
- Кот учёный просит вас разобраться со словами
Задание 4. Сгруппировать слова,  но по какому признаку- догадайтесь сами (Сыновья, дед, сутки, лиса, баба, рожь, тесто, яблоки, сани, кони, воротник,слуги)
ПРОВЕРКА
Баба         сыновья       сутки
Дед           яблоки        сани
Лиса         кони            рожь
Воротник   слуги        тесто
( Задание выполняется устно по рядам.)
 -   И коту учёному мы помогли.
       Колобок наш покатился,
        У болота очутился.
       Тут лягушка всех нас ждёт
        И задание даёт.
Задание 5.
Лягушка предлагает вам выписать имена существительные с шипящими на конце и объяснить их правописание.
  Жил- был ёрш…- вертлявый хвост, колючий нос. А дрова сами в избу идут и в печ… лезут. Взял Иван острый меч… Стерегите пшеницу каждую ноч…. У окна сидела царская доч… Марья- царевна.
- И с заданием лягушки вы справились.
          Лес прошли и Колобок
         Преподносит нам урок.
         Предложу я предложение
         Вам создать из данных слов.
         Приступайте, кто готов.
Библиотека, дети, сказки, в, увлекательные, читали, школьная
- Разобрать предложение по членам и частям речи, указать падеж и склонение имён существительных.
Задание 6. ? Рассыпалась поговорка? 
Ложь, да, сказка, в, намёк, ней-
урок, молодцам, добрым.
Итог урока. Рефлексия. ( Оцените свою работу на уроке , дорисовав личико Колобку. )


                                                                   Савченко Л. Г.
      Министерство образования и науки Украины
Донецкая общеобразовательная школа І – ІΙІ ступеней № 112







ИТОГОВЫЙ УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ
ПО  СКАЗКАМ  ?ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?
(РУССКИЙ ЯЗЫК, 4  КЛАСС)
















                                    Подготовила 
                                         учитель начальных классов
                                         Савченко Л. Г.