* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .c1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c23 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;}

Урок-экскурсия по окружающему миру 2 класс

Тема: В гости к весне

Цель: закрепление знаний о признаках весны в живой и неживой природе; умений определять по внешним признакам период наступления весны. 

Планируемые результаты:

Личностные:

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

Познавательные: анализировать результаты наблюдений с выделением отличительных признаков; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Коммуникативные: характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Оборудование: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, термометр (для измерения температуры воздуха), вертушка (для определения направления ветра), гномон (для определения движения солнца).

Тип урока: экскурсия

Ход урока

I Организационный момент

Нас сегодня ждет дорога,

 И узнать нам надо много.

– Так возьмемся, ребята, скорей за работу!

И проверим готовность к уроку.

II Актуализация знаний

- Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости к… Отгадайте, к кому?

Зазвенели ручьи, прилетели грачи. 
В улей пчела первый мёд принесла. 
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? 

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края.

III Постановка проблемы

- Мы отправимся с вами на небольшую экскурсию вокруг школы и понаблюдаем, как изменилась природа с приходом весны.

Составим план нашей экскурсии:

1. Наблюдения в неживой природе.

2. Наблюдения в живой природе. Растения. Цветущие, лекарственные.

3. Наблюдения в живой природе. Насекомые.

4.Наблюдения в живой природе. Птицы. Фото.

5. Наблюдения в неживой природе. Рельеф.

- У вас на партах распустились цветы.

- Объединитесь в группы по цвету цветка.

- Изучите инструкцию по работе в группе.

Инструкция по работе в группе.

1. Объединитесь в группы.

2. Вспомните правила работы в группе.

3. Распределите роли.

4. Изучите план (алгоритм) выполнения данной работы.

5. Выполните работу.

6. Подготовьте защиту групповой работы.

-Отправляясь на экскурсию надо помнить:

Правила поведения на природе:

- не шуми, чтобы не распугать птиц;

- не ломай ветви деревьев и кустарников;

-не срывай цветы;

-ходи только по тропинкам;

-все наблюдения записывай в карточку, делай фото.

Класс объединяется в пять групп. Каждая группа изучает свои задания и берет с собой необходимые предметы для наблюдений.

Дети выходят на экскурсию.

IV Совместное открытие новых знаний.

Первая остановка «Неживая природа»

- Посмотрите кругом, что изменилось в природе с приходом весны?

1.Установите гномон на площадке. Мелом проведите полоску тени.

Число и месяц

Что наблюдали в неживой природе?

Облачность -

Осадки –

Сила и направление ветра –

Температура воздуха –

Движение солнца –

2.Посмотрите на показания термометра.

3.О чем расскажут нам облака?

Давайте вспомним:

Перистые облака, ведут за собой теплый фронт, который приносит моросящий дождь.

Перистые облака, появившиеся во второй половине дня, которые, постепенно сгущаются, предвещают продолжительное ненастье.

Слоистые облака серого цвета приносят затяжной дождь.

Кучевые облака в форме башен и наковален – признак возможных гроз и ливней.

4.Определите стороны горизонта. С помощью вертушки определите направление ветра.

Запишите свои наблюдения в таблицу.

- Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе?

Вторая остановка «Живая природа». Растения. Цветущие, лекарственные.

- А сейчас поговорим об изменениях, которые произошли в растительном мире.

-Как по растениям можно определить, что начинается весна?

-Какие из растений, которые мы видим, вы знаете?

-Какие лекарственные растения растут около школы?

-Запишите в таблицу свои наблюдения.

Число и месяц

Что наблюдали в живой природе? Растения. Цветущие, лекарственные.

Деревья -

Кусты –

Травы –

-А что это за трава седого цвета, кто знает? Это ковыль. К нему в народе отношение особое. В казачьих поверьях степную ковыль-траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков-казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Послушайте легенду:

Вышли воины-русичи в бескрайнее поле степное, разноцветьем укрытое, начали с ворогом биться, да и полегли все, но басурманов побили...
А когда пришли люди на потоптанное, разрытое копытами поле, пособирали врагов мертвых и в ту речку покидали, что во вражью сторону текла, а своих похоронили, но не стали могильных холмов делать - разровняли все поле, чтоб ромашки на нем выросли и другие цветы вешние...
Только чудная стала трава на поле расти - жесткая, стеблистая, а  под осень каждая травинка выбросила белые волосы. Поседело, выходит, поле от горя великого.
С той поры и повелось: погибнет казак в сече за землю родную, ляжет в нее костьми - и вырастет еще одна седая травинка, стоит да плачет под ветром.

И еще ковыль - это растение - барометр. Его ость, как часовая пружина, при изменении влажности воздуха то скручивается, то раскручивается. По ковылю казаки предсказывали погоду, причем, круглый год!
А вообще его назвали ковылем, потому что ковыляетколышется под степными ветрами...

Третья остановка. Что наблюдали в живой природе? Насекомые.

- Каких насекомых вы уже встретили?

-Где чаще всего можно увидеть пчел, ос?

-Какую пользу они приносят?

-Как вести себя при встрече с насекомыми?

1. Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят, и будут жалить, куда попало.

2.  Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите   руками, перейдите в другое место.

3. Встретив на пути муравья, не трогайте его. Понаблюдайте, что он тащит по дороге к муравейнику. Каков его размер и окраска.

4. Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление, и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых.

Заполните свою таблицу. Сделайте фото.

Число и месяц

Что наблюдали в живой природе? Насекомые.

На коре деревьев -

На опавшей листве –

На асфальте, дорожке –

На пеньках –

В воздухе –

Четвертая остановка. Что наблюдали в живой природе? Птицы. Фото.

-Почему весной птиц становится больше?

-Какие птицы раньше всех возвращаются на родину?

-Почему нельзя шуметь, отдыхая на природе?

Причинами снижения численности птиц являются:

- частое беспокойство птиц;

- обилие бездомных кошек и собак;

- уничтожение кладок яиц или птенцов вороной;

- разорение гнезд;

- вспугивание птиц с гнезд.

Число и месяц

Что наблюдали в живой природе? Птицы. Фото.

Перелётные -

Зимующие –

Насекомоядные –

Всеядные –

Пятая остановка. Что наблюдали в неживой природе? Рельеф.

-Мы с вами живем в степной зоне. Степь – удивительная природная зона, где почти нет деревьев, зато имеется огромное разнообразие трав и низкорастущих кустарников. В период цветения здесь действительно очень живописно.

- Давайте понаблюдаем, каково состояние почвы? (влажная, рыхлая)

- Тип рельефа равнинный.

-А кто знает, какой тип почвы у нас преобладает? (суглинки)

- Какие полезные ископаемые у нас добывают? (камень песчаник и мергель, каменный уголь)

- Как вы понимаете слово «техногенный рельеф»? (карьеры, терриконы)

- Как должны поступать люди, чтобы сохранить красоту степи?

- Заполните свою таблицу.

Число и месяц

Что наблюдали в неживой природе? Рельеф.

Состояние почвы -

Полезные ископаемые –

Тип рельефа –

Техногенный рельеф -

Шестая остановка. «Игровая»

Дети располагаются на спорт. площадке, проводится игра «Я знаю...»

Цель игры - подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии.

1. Я знаю пять явлений весны...

2. Я знаю пять перелетных птиц...

3. Я знаю пять цветущих трав...

4 Я знаю пять проснувшихся насекомых...

- Возвращаемся к гномону. Ребята, что вы заметили? Тень от гномона сдвинулась. Почему?

V. Итог урока

-Наша экскурсия подошла к концу.

-Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

- Какие трудности нам встретились?

- Так как же меняется природа с приходом весны?

- Вы сегодня замечательно работали на уроке. Спасибо, молодцы. А сейчас мы отправляемся в класс.

VI. Домашняя работа

Оформить свои наблюдения в таблицу. Подготовиться к выступлению на следующий урок.