Урок - игра. "Математика и окружающий мир" Тема: "Действия с натуральными числами" Цель: Систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме "Действия с натуральными числами" В процессе решения интересных нестандартных задач способствовать развитию и формированию интеллектуальных и творческих способностей учащихся; воспитывать внимательность, старательность, сообразительность, творческую активность, ловкость и интерес к изучению математики и бережное отношение к окружающему миру и братьев наших меньших. Оборудование: мультимедийная доска, проектор, выставка литературы, проектор. Ход урока: I Организационный момент ІІ Мотивации учебной деятельности. Чтобы урок интересно начать, загадку дам Вам отгадать: Наук царица недосягаемая, Могучая щедрая и прекрасная, Блестяще ум развивает, Правильно мыслить учит. Непревзойденная ее красота, И логика у неё прекрасная, стройная. Ну, дети, кто же она такая? И слышу: "Математика" И суровая, и соловьиная, Математика - это страна. И здесь работа идет упорно, Умей лишь ловко считать. Умей делить, считать, Умножать быстро и складывать. Умей сообразительно все понять, Первым в ответе быть. Лентяев у нас нет. Кто руки не поднимает? Отправляемся все в путь - нас интересные вещи ждут. ІІІ. Тренировочные упражнения. Решение интересных задач о: 1) бабочках, 2) птицах, 3) морских животных. Задача № 1 Ты, Витя, - знаем все мы, опытный юноша. Не мог бы ты штук 10 бабочек поймать? Взял сачок на плечи и пошел юноша в лес, Пришел он аж к вечеру... - Так сколько же ты принес? - спрашивают у юноши. А Витя говорит: "ОХ, осталось семь поймать, Если поймаю троих..." Так может, кто из вас, дети, уже посчитал: Сколько же в лесу Витя бабочек поймал? (ни одной) Посмотрите на эту красоту. Хорошо, что Витя не поймал ни одной бабочки. Пусть живут, радуют нас красотой, перелетая с цветка на цветок, опыляют их, чтобы цветов было больше и еще лучше. Следующие задачи выполняем письменно. Задача №2 На земле живет почти 75 миллиардов птиц. Самые большие экземпляры одного из видов птиц имеют массу 135 кг, а их высота достигает 2 м 40 см. В прошлом веке на острове Мадагаскар жила такая птица-гигант. Ее яйцо было величиной с хорошую дыню: 33 см в длину и 24 см в ширину. Оно могло вместить более 9 л воды и было больше куриного в 150 раз. Узнать, как называется эта птица вам поможет такое задание P 1) 135 : 9 = C 2) 150 : 15 = Т 3) 240 : 12 = Y 4) 24 : 6 = A 5) 33 : 3 = С 6)75миллиардов : 25 миллиардов = 3 20 15 11 4 10 Такие огромные птицы в нашей местности не водятся, а вот в нашей стране - есть. В Херсонской области есть страусовая ферма, где разводят этих птиц-великанов. А еще они живут в заповеднике Аскания Новая. Задача № 3 1) На земле живет птица, которая безошибочно составляет прогноз погоды на лето. Она строит гнезда в виде срезанного конуса. Если сооружение высокое, лето будет дождливое, если низкое - засушливое. Вычисли произведения и узнаешь название этой птицы. Л 1) 88 * 0 = И 2) 80 * 100 = О 3) 120 * 30 = Н 4) 41 * 200 = М 5) 40 * 50 = Г 6) 1 * 643 = Ф 7) 60 * 70 = А 8) 20 * 250 = 4200 0 5000 2000 8000 8200 643 3600 Розовый фламинго - птицы необычайной красоты. С ними вы сможете познакомиться во время летней экскурсии в заповедник Аскания Новая. Задача №4 В южных морях живут умные, большие и удивительно добрые, сильные животные. Как они называются, вы узнаете, решив примеры Ь 1) 345 + 27 = Е 2) 1276 + 34 = И 3) 38 + 246 = Д 4) 457 + 143 = Ф 5) 182 + 304 = Л 6) 498 + 107 = Н 7) 273 + 57 = 600 1310 605 372 486 284 330 Дельфины - очень сильные и добрые животные. В специальных бассейнах, плавая, играя вместе с детьми, помогают им выздороветь. Задача №5 На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такие большие, что дети могут кататься, сидя у них на спинах. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, как называется самая большая в мире черепаха. Д 1) 1000 – 374 = Х 2) 1000 – 586 = Л 3) 1000 – 198 = С 4) 1000 – 621 = О 5) 1000 – 745 = Е 6) 1000 – 817 = И 7) 1000 – 921 = М 8) 1000 – 489 = Е 9) 1000 – 293 = Р 10) 1000 – 987 = 626 183 13 511 255 414 707 802 79 379 (Дермохелис – кожистая черепаха) Посмотрите, какая она большая и кажется такой неповоротливой на суше, а в воде хорошо плавает и может покатать вас на своей спинке. Таких черепах осталось очень мало на Земле, и поэтому их оберегает закон. Задача № 6 Во многих садах живет существо, которое имеет 14 175 зубов. Узнайте название этого самого зубастого существа, выполнив действия деления: Ч 1) 14 175 : 5 = К 2) 2 835 : 5 = В 3) 567: 3 = Р 4) 63 : 3 = Я 5) 21: 3 = Е 6) 7 : 7 = 2835 1 21 189 7 567 Вот они зубастые существа. Если червячок прогрыз ваше яблочко, то это хорошо, значит там нет ядовитых химических веществ, и вы можете тоже его употреблять. А земляные червячки рыхлят почву и к корням растений больше поступает воздуха, влаги, и они лучше растут. IV. Экскурсия на выставку математической литературы Учитель показывает и рассказывает об интересных книгах по математике: Энциклопедический словарь юного математика, "Живая математика и алгебра" Я.Перельмана, "Забавная арифметика" Н.Н.Аменицкого и И.П.Сахарова, сборник "В мире математики", "5000 головоломок для школьников" Н. К.Винокурова, "Колумбы математики" А.И.Конфоровича, "Путешествие в мир целых чисел" В.Я.Валаха, "Математические чудеса и тайны" М.Гарднера, "Старинные занимательные задачи" С.Н. Олехника. V. Итог. VI. Домашнее задание. Творческого характера. Составить задачу, сказку или кроссворд об интересном растении, цветке или животном.
Действия с натуральными числами