Класс: 3
УМК: «Школа России»
Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Тип урока: комбинированный
Тема: Сравнение образов природы в стихотворениях С. Я. Маршака «Гроза днем», «Голоса в лесу»
Цель: Сформировать умение давать характеристику лирическому произведению.
Задачи:
Актуализировать знания о творчестве писателя С. Я. Маршака.
Провести анализ образа природы в стихотворениях.
Тренировать способность выразительного чтения лирического произведения.
Предметные результаты:
Младший школьник владеет элементарными умениями анализа и интерпретации художественного текста; умеет понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного произведения; участвует в обсуждении прослушанного произведения.
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята! Какое у вас сегодня настроение? Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем добра!
Подготовка к первичному восприятию
- Сегодня мы с вами переходим к изучению нового раздела, посмотрите на странице 87, как он называется? (Поэтическая тетрадь)
- О чем говорит название этого раздела? (о том, что мы познакомимся с творчеством поэтов)
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию к разделу и предположите, о чем мы будем читать? (о природных явлениях, об отношениях людей к природе)
- Мы начинаем сегодня чтение стихотворений из последней, второй поэтической тетради, в ней помещены стихи, которые вы знаете, чуть ли не с самого рождения.
- Послушаете одно из стихотворений и скажите, кто его написал.
Слайд 1
Жил человек рассеянный,
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой, рассеянный.
С улицы Бассейной!
- Кто автор этого стихотворения? (Самуил Яковлевич Маршак)
- Что вы знаете о Самуиле Яковлевиче? (ответы детей)
Слайд 2
- Родился писатель 22 октября 1887 года в Воронеже, в еврейской семье. Он писал необыкновенные стихи, сказки, пьесы для детей. Раннее детство и школьные годы Самуил Яковлевич провел в городке под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет стал печатать свои стихи. Маршак прожил долгую жизнь, проработал в литературе почти шесть десятилетий и стал основоположником детской литературы. Он оставил большое и разнообразное наследие.
Слайд 3
- В каком году родился Самуил Яковлевич? (1887), посмотрите, как давно это было. Какие еще произведения Маршака вы знаете? («Дом, который построил Джек», «Багаж», «Где обедал воробей» …), эти стихотворения любили слушать и читать ваши бабушки и дедушки, мамы и папы.
«Любите Маршака, учитесь у него» - эти слова о Маршаке принадлежат Максиму Горькому. А чему учат его произведения, мы сегодня с вами узнаем.
- Начнем наш урок с речевой разминки
Слайд 4
В очень сильную грозу увели домой козу,
Удивляется коза: и кому нужна гроза?
- Прочитайте скороговорку сначала в обычном темпе, затем быстрее и еще быстрее.
- Видели ли вы грозу в природе?
- Какой вы видели грозу и что вы при этом испытывали?
- Какое произведение про грозу вы знаете? (например, «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчев, люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.)
Слайд 5
- Внимательно рассмотрите картину. Ее написал Алексей Саврасов «Гроза».
- Какое настроение у картины? (грустное, мрачное, страшное…)
- Почему? (потому что гроза страшная)
- Всегда ли гроза, гром, дождь — это страшно?
- Один мальчик говорил, что гром он любит, если будет … (радуга)
- Самуил Яковлевич Маршак написал стихотворение про грозу. Как вы думаете, будет очень страшно или нет? (у Маршака не очень страшно)
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Я. Маршака «Гроза днем» на странице 90.
Первичное восприятие
- Сейчас я прочитаю вам данное стихотворение, а вы внимательно слушайте и представьте себе грозу такой, какой ее увидел поэт.
(Выразительное чтение стихотворения учителем)
Проверка первичного восприятия
- Какое настроение у стихотворения? (Веселое)
- Как рисует поэт грозу? (Автор описывает летнюю грозу, наслаждаясь погодой, и дождь у него вызывает только радость)
Мотивация
перечитывания
и анализа произведения
- Как автору удалось передать светлую, веселую грозу?
- Прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение. (По небу голубому, проехал грохот, весело и быстро)
Анализ текста
- Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? (Проехал, грохот, грома)
- Какие звуки повторяются в этих словах? С какой целью они повторяются? (Звук «р», для того, чтобы изобразить раскаты грома)
- Как начинаются строчки во второй строфе стихотворения? (одинаково с предлога «по»)
- Для чего он это делает? (для того, чтобы показать, как капает теплый летний дождик по всем окружающим предметам)
- Как вы понимаете такие слова «Стеклянный дождь»? (капли дождя чистые и прозрачные как стекло)
- Как будем читать стихотворение? (с радостью от встречи с летним ливнем, светлое настроение)
- Как будем читать первые три строчки? (Медленно и громко, выделяя звук «р»)
- А остальные строчки как будем читать? (более быстро, ускоренно)
Обобщение результатов анализа
- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Прочитайте его так, чтобы можно было услышать гром и шум дождя.
- Потренируйтесь в парах. Сначала один читает первую строфу, другой вторую строфу, а затем поменяйтесь.
- Молодцы, ребята! У вас отлично получается читать стихотворение!
- Посмотрите на следующую страницу, на ней есть еще одно стихотворение С. Я. Маршака.
- Давайте посмотрим, такое же ли веселое настроение в этом стихотворении или нет.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение про себя.
- О чем оно? (о природе)
- Какое настроение у стихотворения? (более спокойное)
- Какие чувства автора можно понять, читая это стихотворение?
- От чьего имени написано стихотворение? (от имени мальчика)
- Какие воспоминания о лете хочет увезти мальчик в город? (как кукушка встречает рассвет)
- Прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение.
(Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки
В рассветном тумане со мной.)
- Почему голос кукушки назван стеклянным и звучит, как вопрос и ответ? Что вы представляете, когда читаете две последние строчки?
- Как мы будем читать это стихотворение? (медленно, светло, любуюсь, размышляя)
- Прочитайте стихотворение друг другу в парах.
- Мы с вами прочитали два стихотворения одного поэта. Какие они по характеру? Что их объединяет? (они оба светлые)
- Посмотрите на иллюстрации в учебнике, художникам удалось передать настроение? Благодаря чему?
Слайд 6
Что вы можете добавить в портрет Самуила Яковлевича Маршака? Что вы можете сказать о его характере? (в своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. На творческих встречах Самуил Яковлевич любил читать детям свои стихи и дети любили его слушать, потому что у него прекрасно получается делиться своими открытиями)
Творческая работа детей
- Ребята, сейчас у вас есть возможность самим сочинить стихотворение, либо нарисовать рисунок к одному из стихотворений Самуила Яковлевича (не перерисовывать иллюстрации из учебника).
Рефлексия
- Стихотворения какого писателя мы с вами сегодня прочитали? (С. Я. Маршака)
- Закончите предложения:
Слайд 7
Мне было интересно…
Я почувствовал (а), что…
Мне захотелось…
- Спасибо за урок!
Домашнее задание:
Выучить наизусть одно из стихотворений С. Я. Маршака на ваш выбор.