Класс: 3

УМК: «Школа России»

Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

Тип урока: комбинированный

Тема: Сравнение образов природы в стихотворениях С. Я. Маршака «Гроза днем», «Голоса в лесу»

Цель: Сформировать умение давать характеристику лирическому произведению.

Задачи:

Актуализировать знания о творчестве писателя С. Я. Маршака.

Провести анализ образа природы в стихотворениях.

Тренировать способность выразительного чтения лирического произведения.

Предметные результаты:

Младший школьник владеет элементарными умениями анализа и интерпретации художественного текста; умеет понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного произведения; участвует в обсуждении прослушанного произведения.

Ход урока:

Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята! Какое у вас сегодня настроение? Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем добра!

Подготовка к первичному восприятию

- Сегодня мы с вами переходим к изучению нового раздела, посмотрите на странице 87, как он называется? (Поэтическая тетрадь)

- О чем говорит название этого раздела? (о том, что мы познакомимся с творчеством поэтов)

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию к разделу и предположите, о чем мы будем читать? (о природных явлениях, об отношениях людей к природе)

- Мы начинаем сегодня чтение стихотворений из последней, второй поэтической тетради, в ней помещены стихи, которые вы знаете, чуть ли не с самого рождения.

- Послушаете одно из стихотворений и скажите, кто его написал.

Слайд 1

Жил человек рассеянный,

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.

Вот какой, рассеянный.

С улицы Бассейной!

- Кто автор этого стихотворения? (Самуил Яковлевич Маршак)

- Что вы знаете о Самуиле Яковлевиче? (ответы детей)

Слайд 2

- Родился писатель 22 октября 1887 года в Воронеже, в еврейской семье. Он писал необыкновенные стихи, сказки, пьесы для детей. Раннее детство и школьные годы Самуил Яковлевич провел в городке под Воронежем. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет стал печатать свои стихи. Маршак прожил долгую жизнь, проработал в литературе почти шесть десятилетий и стал основоположником детской литературы. Он оставил большое и разнообразное наследие.

Слайд 3

- В каком году родился Самуил Яковлевич? (1887), посмотрите, как давно это было. Какие еще произведения Маршака вы знаете? («Дом, который построил Джек», «Багаж», «Где обедал воробей» …), эти стихотворения любили слушать и читать ваши бабушки и дедушки, мамы и папы.

«Любите Маршака, учитесь у него» - эти слова о Маршаке принадлежат Максиму Горькому. А чему учат его произведения, мы сегодня с вами узнаем.

- Начнем наш урок с речевой разминки

Слайд 4

В очень сильную грозу увели домой козу,

Удивляется коза: и кому нужна гроза?

- Прочитайте скороговорку сначала в обычном темпе, затем быстрее и еще быстрее.

- Видели ли вы грозу в природе?

- Какой вы видели грозу и что вы при этом испытывали?

- Какое произведение про грозу вы знаете? (например, «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчев, люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.)

Слайд 5

- Внимательно рассмотрите картину. Ее написал Алексей Саврасов «Гроза».

- Какое настроение у картины? (грустное, мрачное, страшное…)

- Почему? (потому что гроза страшная)

- Всегда ли гроза, гром, дождь — это страшно?

- Один мальчик говорил, что гром он любит, если будет … (радуга)

- Самуил Яковлевич Маршак написал стихотворение про грозу. Как вы думаете, будет очень страшно или нет? (у Маршака не очень страшно)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Я. Маршака «Гроза днем» на странице 90.

Первичное восприятие

- Сейчас я прочитаю вам данное стихотворение, а вы внимательно слушайте и представьте себе грозу такой, какой ее увидел поэт.

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

Проверка первичного восприятия

- Какое настроение у стихотворения? (Веселое)

- Как рисует поэт грозу? (Автор описывает летнюю грозу, наслаждаясь погодой, и дождь у него вызывает только радость)

Мотивация

перечитывания

и анализа произведения

- Как автору удалось передать светлую, веселую грозу?

- Прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение. (По небу голубому, проехал грохот, весело и быстро)

Анализ текста

- Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? (Проехал, грохот, грома)

- Какие звуки повторяются в этих словах? С какой целью они повторяются? (Звук «р», для того, чтобы изобразить раскаты грома)

- Как начинаются строчки во второй строфе стихотворения? (одинаково с предлога «по»)

- Для чего он это делает? (для того, чтобы показать, как капает теплый летний дождик по всем окружающим предметам)

- Как вы понимаете такие слова «Стеклянный дождь»? (капли дождя чистые и прозрачные как стекло)

- Как будем читать стихотворение? (с радостью от встречи с летним ливнем, светлое настроение)

- Как будем читать первые три строчки? (Медленно и громко, выделяя звук «р»)

- А остальные строчки как будем читать? (более быстро, ускоренно)

Обобщение результатов анализа

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Прочитайте его так, чтобы можно было услышать гром и шум дождя.

- Потренируйтесь в парах. Сначала один читает первую строфу, другой вторую строфу, а затем поменяйтесь.

- Молодцы, ребята! У вас отлично получается читать стихотворение!

- Посмотрите на следующую страницу, на ней есть еще одно стихотворение С. Я. Маршака.

- Давайте посмотрим, такое же ли веселое настроение в этом стихотворении или нет.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение про себя.

- О чем оно? (о природе)

- Какое настроение у стихотворения? (более спокойное)

- Какие чувства автора можно понять, читая это стихотворение?

- От чьего имени написано стихотворение? (от имени мальчика)

- Какие воспоминания о лете хочет увезти мальчик в город? (как кукушка встречает рассвет)

- Прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение.

(Припомню я лагерь, палатки

На самой опушке лесной

И птицу, игравшую в прятки

В рассветном тумане со мной.)

- Почему голос кукушки назван стеклянным и звучит, как вопрос и ответ? Что вы представляете, когда читаете две последние строчки?

- Как мы будем читать это стихотворение? (медленно, светло, любуюсь, размышляя)

- Прочитайте стихотворение друг другу в парах.

- Мы с вами прочитали два стихотворения одного поэта. Какие они по характеру? Что их объединяет? (они оба светлые)

- Посмотрите на иллюстрации в учебнике, художникам удалось передать настроение? Благодаря чему?

Слайд 6

Что вы можете добавить в портрет Самуила Яковлевича Маршака? Что вы можете сказать о его характере? (в своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. На творческих встречах Самуил Яковлевич любил читать детям свои стихи и дети любили его слушать, потому что у него прекрасно получается делиться своими открытиями)

Творческая работа детей

- Ребята, сейчас у вас есть возможность самим сочинить стихотворение, либо нарисовать рисунок к одному из стихотворений Самуила Яковлевича (не перерисовывать иллюстрации из учебника).

Рефлексия

- Стихотворения какого писателя мы с вами сегодня прочитали? (С. Я. Маршака)

- Закончите предложения:

Слайд 7

Мне было интересно…

Я почувствовал (а), что…

Мне захотелось…

- Спасибо за урок!

Домашнее задание:

Выучить наизусть одно из стихотворений С. Я. Маршака на ваш выбор.