Афанасьева Надежда Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ п.Опытный»
Цивильского района Чувашской Республики
Урок литературы в 7 классе
Тема: Что нужно человеку для счастья? (по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»)
Цель: на примере рассказа Р.Брэдбери «Каникулы» доказать мысль об ответственности человека за свои поступки и желания; побудить учащихся задуматься над вопросом «Что мне нужно для счастья?»
Основная технология: технология продуктивного чтения, технология самооценивания.
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД
I. Формулирование темы и целей урока
Учитель: Началась четвертая четверть, а за ней лето. И долгожданные каникулы. Подумайте и скажите, какими вы видите счастливые каникулы.
(дети высказываются, составляется кластер «Счастливые каникулы»: солнце, лето, море, нет уроков, поездка, семья)
Учитель: Если всё это будет в жизни человека, он можно будет назвать счастливым? (дети пробуют)
Учитель: Какой же вопрос встает в этом случае перед нами?
(дети пробуют)
Учитель: Что же тогда нужно человеку для счастья?
Учитель: Это и будет проблемный вопрос и тема нашего урока. А поможет нам ответить на вопрос рассказ Р.Брэдбери «Каникулы», прочитанный вами дома.
И сегодня на уроке мы будем продолжать учиться видеть авторские мысли, которые часто скрыты от читателя, учиться сопоставлять свое мнение с мнением автора произведения.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
5. Осуществлять анализ и синтез.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.
7. Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
II. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения.
Проверка ДЗ
Учитель: Представьте, что вы не читали рассказ «Каникулы», и подумайте, о чем может идти речь в рассказе с таким названием.
А если знать, что его автор писатель Р.Брэдбери? (дети говорят, что автор рассказа – писатель-фантаст, автор рассказа «И грянул гром», в котором действие переносится в будущее)
Расскажите о своей иллюстрации к рассказу «Каникулы».
2. Анализ текста
А) Фактуальный уровень
Рассказ «Каникулы» был написан давно, и поэтому сейчас мы совершим путешествие на машине времени и отправимся в 1963 год, год создания рассказа.
Ответьте на вопросы, чтобы поехать.
На каком транспорте путешествовала семья?
Почему во время путешествия пришлось сделать остановку?
Сколько проехали путники до привала?
Какое желание загадывает отец семейства?
(самопроверка по предложенным ответам).
Б) Подтекстовый уровень
Молодцы, вот мы и в рассказе. Прочитаем начало рассказа и проведем диалог с автором.
День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины (предположите, почему?), но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось (может ли такое быть). Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс (объясните значение слова), безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком. Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда (Предположите, почему). На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор.
Неожиданно рельсы задрожали.
Сидя на путях, одинокий дрозд (что это за птица?)ощутил, как рождается мерное слабое биение, словно где-то, за много миль, забилось чье-то сердце.
Учитель: Подумайте и скажите, какое ощущение рождается у читателя, увидевшего этот пейзаж. (что-то странное, тревожное)
Учитель: Прочитайте эпизод появления героев рассказа и расскажите, что это за люди.
(Ответы детей)
Учитель: Предположите, почему мужчина так строго одет.
(Ответы детей)
Учитель: Расскажите предысторию событий.
(Ответы детей)
Учитель: Предположите, почему мужчина загадывает странное желание.
(Ответы детей)
Учитель: Что же не устраивало мужа и жену в их жизни и что они приобрели в новом мире? Ответ на этот вопрос сформулируйте, заполнив таблицу, ключевыми словами.
Таблица в тетради
Прошлая жизнь
Новая жизнь
Очереди, книги, карандаши, кислый взгляд босса, рутина
Мягкие звуки земли, море травы-муравы, тишина, нескончаемое лето, шум моря, пикник.
Учитель: Сбылась ли мечта героев? Можно их назвать счастливыми?
(Ответы детей)
Учитель: Сравните их новую жизнь с нашими представлениями о счастье. К каким выводам можете прийти?
(Ответы детей)
Учитель: Расскажите, что же происходит потом. Перечитаем с комментариями тот эпизод, где мальчику становится скучно.
Мальчику стало скучно, он отошел к самой воде и бросал палки в море, потом сам же бегал за ними, изображая ученую собаку.
Отец продолжал:
— Зимуем в Таксоне, в самом конце зимы едем во Флориду, весной — вдоль побережья, в июне попадем, скажем, в Нью-Йорк. Через два года лето проводим в Чикаго. Через три года — как ты насчет того, чтобы провести зиму в Мехико-Сити? Куда рельсы приведут, куда угодно, и если нападем на совсем неизвестную старую ветку — превосходно, поедем по ней до конца, посмотрим, куда она ведет. Когда- нибудь, честное слово, пойдем на лодке вниз по Миссисипи, я об этом давно мечтал. На всю жизнь хватит, не маршрут — находка...(Вы согласны с этим?)
Он смолк. Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек(что это могло быть?).
Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка.
Она ахнула (почему?). Взяла его руку и крепко сжала.
Он стиснул ее руку и, закрыв глаза, через силу заговорил:
— Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?
Она подумала, потом кивнула.(Почему не ответила сразу?)
И тут оба вздрогнули.
Потому что между ними (когда он пришел?), держа в руке бутылку из-под шипучки, стоял их сын.
Лицо мальчика было бледно. Свободной рукой он коснулся щеки отца, там где оставила след слезинка.
— Ты... — сказал он и вздохнул. — Ты... Папа, тебе тоже не с кем играть.(Что имел в виду мальчик?)
Жена хотела что-то сказать. Муж хотел взять руку мальчика.
Мальчик отскочил назад.
— Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! (Почему именно такие слова использует герой?)
Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами.
Мать хотела пойти за ним, но отец ее удержал.
— Не надо. Оставь его.
3.Концептуальный уровень
Учитель: Подумайте и скажите, почему мама не решилась спросить о содержании письма?
Учитель: Предположите, что написал Джим.
Можем ли мы назвать каникулы наших героев счастливыми? Чего же не хватило им для счастья?
Учитель: Хотели бы вы отправиться в такие каникулы? Аргументируйте свой ответ.
Модель ответа: Герои рассказа оказались в трагическом одиночестве. С течением времени меняется настроение отца от радости в день исчезновения людей до отчаяния, мечты о том, чтобы вечером лечь спать, а «ночью все каким-то образом вернулось на свои места». По собственному эгоизму герои лишили себя и собственного сына настоящей жизни, превратив ее в бесконечные и скучные каникулы. Настоящие каникулы потому и радостные, что ограничены временем. От трудностей жизни люди ушли на каникулы, но счастливыми не стали.
III.Итог урока
Учитель: Перед вами характеристики разных жанров? Определите, какие из них можно отнести к фантастике?
Список: выдумка, чудеса, развлечение, интерес, мечта, предостережение, польза, обман, вред.
Учитель: Какое слово, по вашему мнению, является ключевым в характеристике фантастической литературы.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Учитель: От чего предостерегает человечество писатель Р.Брэдбери?
Мы сформулировали принцип ответственности человека за свои поступки и даже желания.
IV. Домашнее задание
Учитель: В рассказе открытый финал. Предположите, что случится дальше. Напишите продолжение рассказа.