Урок математики.

Тема: «Сравнение трёхзначных чисел».

Класс: 3н

Цель: формирование умения сравнивать трёхзначные числа.

Задачи: освоить технологию сравнения трёхзначных чисел с опорой на схемы и план работы; закрепить знания о нумерации трёхзначных чисел; формировать исследовательские навыки; учить планировать свою деятельность; развивать логическое и критическое мышление, связную речь; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: интегрированный урок(практико-ориентированный).

Ход урока

I. Организационный момент

-Ребята, вы заметили, что сегодня к нам пришли гости. Давайте, как гостеприимные хозяева поприветствуем наших гостей.

Ребята, урок хочу начать с притчи о трех строителях.

Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть урок принесет вам новые открытия.

II. Актуализация знаний

1. Устный счёт

- Прочитайте дату (13 марта), запишите в тетрадь.

Слайд числа, классная работа

- Что вы можете сказать про число 13? (2-значное, нечётное, 1 десяток, 3 единицы)

- Увеличьте его в 10 раз. Какое число получилось? (130)

- Сколько в нём всего единиц? (130 ед.)

- Всего десятков? (13 дес.)

- Всего сотен? (1 сот.)

- Назовите единицы 1 разряда. (0)

- Единицы 2 разряда. (3)

- Единицы 3 разряда. (0)

- Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых (100+30)

2. Минутка открытий

Слайды праздника

- Что вы знаете про этот праздник? ( в этом году масленица проходит в середине марта, пекут блины, устраивают ярмарки, сжигают чучело,…)

- Ребята, а на каком празднике люди переодевались в различных животных? (проводы зимы, масленица)

- Что означает это слово? Информацию взяла в толковом словаре

-Масленица - неделя гуляний и вкусностей. Блинчики особое лакомство.

Без блинов неделя не может существовать. Не проходит этот праздник без игр, конкурсов.

На масленицу люди переодеваются в животных, скоморох, наряжают чучело, чтобы было весело. Считалось, что если человек провёл масленичную неделю скучно, будет несчастлив в текущем году.

В последний день масленицы чучело сжигают. Это означает, что с сожжённым чучелом уходят все невзгоды прошлого, а приходит благополучие.

III. Новая тема

1. Введение в тему урока

Сегодня к нам на урок пришли медведь и волк из лесной школы с проблемой. (Рисунки зверей )

Они в затруднении: запутались в сравнении трёхзначных чисел. Они не могут понять: почему в трёхзначных числах могут быть одинаковые цифры, а одно число больше другого, т. е. вес их разный.

Они хотят сами разобраться и, вернувшись в лесную школу, объяснить другим лесным жителям.

- Поможем волку и медведю? (да)

- Как можем помочь? (составим алгоритм, разработаем правила)

- А в результате я предлагаю составить памятку по сравнению трёхзначных чисел

- Какая же тема нашего урока?

(Сравнение трёхзначных чисел) (экран)

Задачи на доске!

3. Целеполагание

Я ставлю цель на уроке (разобраться самим и помочь животным в сравнении 3-значных чисел, составить памятку)

3. Мотивация

-Приходилось ли вам что-либо сравнивать?

- Конечно! Мы это делаем постоянно. Просыпаясь утром, мы сравниваем сегодняшнюю погоду со вчерашней. Завтракая, мы сравниваем вкус сегодняшней каши с той, которую ели когда-то. И так весь день… людей, поступки, цены….

-Математические сравнения вам тоже хорошо знакомы. Как только вы научились считать, вы узнали, что числа можно сравнивать. Чем меньше числа, тем легче это делать.

-Мы уже познакомились с многозначными числами и научились представлять их в виде суммы разрядных слагаемых. Самое время научиться их сравнивать. Конечно, это немного сложнее, чем 5 и 2, но мы обязательно справимся!

Итак, надо научиться сравнивать многозначные числа.

Алфавит на экран

-Возможно покажется странным, математика и вдруг алфавит

- При чём же тут алфавит? Есть какие-нибудь предположения?

- Надеюсь, вы хорошо помните тему алфавит по русскому языку. Тогда вы знаете правило выстраивания слов по алфавиту. Вспомнили?

Сегодня эти знания вам помогут в математике

На экран памятка расположения слов по алфавиту.

Масло Родина

Масленица Россия

А теперь посмотрите на алгоритм сравнения многозначных чисел.

- Всегда больше то число, в котором больше цифр.

А вот когда количество цифр совпадает, то начинаем сравнивать с самого большого разряда. Если эти цифры одинаковые смотрим на цифру следующего разряда. И так пока не увидим отличие.

Нашли? Сравниваем эти цифры, и смело ставим знак.

Проговорим алгоритм:

1. Сравнить количество цифр. Всегда больше то число, где цифр больше.

2. Если количество цифр совпадает, смотрим на цифру наибольшего разряда (первую). Сравниваем.

3. Если первые цифры совпадают, смотрим на цифры следующего разряда.

И так далее ...

Рассмотрим несколько примеров: у доски КЛЕТОЧКА

860 и 680

Количество цифр совпадает (3 и 3)

Сравниваем цифры наибольшего разряда (сотни) 8 и 6.

8 больше 6.

Значит, 860 больше 680.

379 и 377

Количество цифр совпадает первые две цифры одинаковые 37 и 37. Значит, сравниваем последние. 9 больше 7.

379 > 377

Вы уже умеете записывать многозначные числа, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать. А можете ли вы определить общее количество единиц, десятков, сотен в числе?

Вспомним правило.

1 сотня = 10 десятков = 100 единиц на экране

Выразить число в единицах значит, представить сколько раз по 1 содержится в этом числе

Выразить число в десятках значит, представить сколько раз по 10 содержится в этом числе

Выразить число в сотнях значит, представить сколько раз по 100 содержится в этом числе

Но правило всё упрощает

845 это 800, 40 и 5

Значит сотен всего 8, десятков 84, а единиц 845

Волк и медведь приготовили для нас задания тренировочного модуля:

1. Запишите числа, которые встретите в этих высказываниях в порядке убывания.

На праздничные гуляния приехали сто пятьдесят скоморохов.

Волшебному городу пятьсот семьдесят три года.

На масленицу напекли девятьсот восемнадцать блинов.

Спели триста восемнадцать песен.

Во время гуляний прокричали сто четыре кричалки.

Правильные варианты ответов:

918, 573, 318, 150, 104.

2. Применение знаний в практической жизни

Физкультминутка на внимание

Так как мы являемся строителями храма, мы должны быть здоровыми и крепкими. Поэтому следим за осанкой.

-Наклонитесь столько раз, сколько сотен в числе 384

-Сделайте повороты туловищем столько раз, сколько единиц в числе 346

-Присядьте столько раз, сколько десятков в числе 569

-Похломайте столько раз, сколько десятков в числе 357

Молодцы! Садитесь.

- Не забываем про наших гостей из лесной школы.

- Ребята, поможем сравнить вес наших зверей?

К примеру: вес наших зверей 79кг и 320кг?

(Сначала будем сравнивать сотни и если сотни первого числа больше, то и это число больше.)

Выводы

-Теперь, ребята, это всё нужно записать, чтобы звери наши не забыли.

Предлагаю памятку показать и в дальнейшем пользоваться ею самим.

- Наши выводы готовы. Раздать памятки!!!

Проверим, сможем ли мы ими воспользоваться.

936 и 589

754 и 776

958 и 953 КЛЕТОЧКА!!

11. Решение задачи

- Наши звери довольны, мы решили их проблему.

- А кто может составить задачу на сравнение про их вес.

(запись в тетрадь)

- Теперь звери знают на сколько их вес отличается и сколько килограммов они весят вместе.

IV. Подведение итогов урока

- Чем занимались на уроке? (решали проблему)

- Какие у нас были задачи? (разобраться самим и помочь животным в сравнении трёхзначных чисел и создать памятку)

- Мы смогли помочь волку и медведю? (да)

- Почему у нас это получилось? ( были внимательными, старались)

- За работу на уроке ОЦЕНИВАНИЕ

2. Выходной контроль (в тетрадь запись) КАРТОЧКИ!!!

- А сейчас вам предстоит самостоятельно сравнить числа (у каждого карточка с заданием)

-Вы разобрались с проблемой. Сейчас смело мы можем подарить зверям нашу памятку. (прикрепляю надпись «памятка»)

3. Домашнее задание

- Дома вам нужно будет выполнить аналогичное задание, сравнить числа.

Стр. 47 №1.

4. Эмоциональная рефлексия

- Посмотрите, как довольны звери. Они вас благодарят (экран)

- Какое у вас настроение изобразите на блинчиках. Покажите своё настроение зверям.

Желаю каждому из нас ходить с удовольствием в школу и получать знания, которые непременно пригодятся в жизни. Спасибо за урок!