Урок математики в 3 специальном (коррекционном) классе по теме «Формирование умения определять время по часам. Изучение понятия «минута»».
Цель: формировать представления о времени, учить определять время по часам с точностью до минуты.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о единицах времени – час, минута;
- познакомить с отношением 1 ч = 60 мин.
Коррекционно-развивающие:
- формировать умение выделять существенные и второстепенные признаки объектов.
- формировать умение анализировать время на циферблате стрелочных часов;
- развитие слухового восприятия;
- совершенствовать умение строить полные речевые ответы на заданный вопрос;
- формировать умение удерживать инструкцию и доводить выполнение задания до конца по словесной инструкции;
- формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Оборудование и материалы: плоская учебная модель часов на каждого учащегося, лента чисел, карточки с предложением, словами: циферблат, час, минута, карточки с заданиями для самостоятельной работы, игрушка сова, будильник, песочные и электронные часы, компьютер.
Ход урока:
Организационный.
Приветствие. Рапорт дежурного: называет число, день недели, пятый урок – математика.
Повторение
пройденного
, новый материал, практическая, самостоятельная работа.
Устный счёт.
Педагог: встаньте около парт и посчитайте хором до 10 и обратно.
Педагог: передавая мяч друг другу посчитайте парами (2,4,6,8,10) и обратно.
Педагог: на доске написаны числа. Посчитайте от … до…
От 25 до 30, от 48 до 53, от 75 до 81, от 95 до 100, от 39 до 45.
Педагог: догадайтесь, какие числа спрятались в числовом ряду 5,10,15,20,25,30,35,40,45,50,55,60.
Знакомство с новой темой.
Создание игровой ситуации: прилетает тётушка Сова и просит у детей помощи. Ей подарили красивую коробку, в которой находится интересный предмет. Одно условие: коробку можно отрыть при условии разгадывания загадки. Дети помогают тётушке Сове.
Угадайте, что это:
Мы день не спим, мы ночь не спим,
А всё стучим, стучим, стучим:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Педагог: что такое часы? (ответы детей).
На доске: Часы – это устройство для измерения… длины, времени, массы. Выберите верный, по вашему мнению, вариант. Укажите его стрелкой.
Педагог: а для чего человеку нужны часы?
Сегодня мы будем учиться определять время по часам.
Вспомним, какие бывают часы?
Вопросы по содержанию презентации «Виды часов»:
- Как называются часы, которые вешают на стену? (настенные)
- Как называются часы, которые ставят на пол? (напольные)
- Как называются часы, которые находятся на верху башни? (башенные)
- Как называются часы, которые носят на руке? (наручные)
- Как называются часы, в которых пересыпается песок? (песочные)
- Посмотрите, у всех ли часов есть стрелки? (у электронных, песочных часов нет стрелок)
Вспомним, как устроены часы.
- Что есть на большинстве часов? (цифры)
- Как называется круг с цифрами? (циферблат)
- Сколько цифр на циферблате? (12)
- Что показывает длинная стрелка? (минуты)
- Что показывает короткая стрелка? (часы)
Физкультминутка.
Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мыши дёрнули за гири,
Тут поднялся страшный звон –
Убежали мыши вон!
Практическая работа с моделью часов.
Педагог:
- Вспомните, сколько проходит длинная стрелка от одного деления до другого? (1 мин)
- А от цифры до цифры? (5 мин)
- Посчитаем вместе, сколько всего минут пройдёт, если длинная стрелка обойдёт весь круг. Считаем по 5.
- Всего 60 минут. Прошёл 1 час. 1 час = 60 мин.
- Вы уже учились определять время с точностью до часа. Ответьте, сколько времени на моих часах? (1 час, 3 часа, 6 часов, 9 часов, 12 часов).
Определение времени по часам с точностью до минуты.
Педагог: тётушка Сова рассказала, что она просыпается в 7 часов. Покажите данное время на своих моделях часов. Затем она хлопает глазками, крыльями, дрыгает лапками… и 7 часов 15 минут приступает к чистке клюва и умыванию. Покажите данное время на своих моделях часов. В 7 часов 30 минут она пьёт ароматный чай с малиновым вареньем и булочками. Покажите данное время на своих моделях часов. В 7 часов 45 минут начинает просматривать свежую прессу – газету «Лесные вести», которую ей доставляет сорока. Покажите данное время на своих моделях часов. В 8 часов тётушка Сова улетает в лесную школу к своим ученикам.
Самостоятельная работа.
Педагог: И для вас Тётушка сова приготовила задание: заполните таблицу, продолжите цепочку чисел.
Итог урока.
Скажите, кому на уроке было трудно?
Кому было всё понятно?
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я научился показывать на часах…
Рефлексия.
Продолжите предложение: На уроке мне было…