Урок математики во 2 классе по теме «Решение текстовых задач»
Подготовила учитель начальных классов Ярчихина Ирина Анатольевна
Цель урока: формировать умение решать текстовые задачи на умножение.
Задачи:
1)Образовательные:
- продолжить работу над установлением связи между сложением одинаковых слагаемых и действием умножения;
- закреплять умения решать задачи и находить значения выражений изученных видов.
2)Развивающие:
- развивать вычислительные навыки;
- логическое мышление, умение анализировать, оценивать;
- развивать интерес к учебному материалу, способам решения задач;
3)Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике и литературе;
- самостоятельность и способность к преодолению трудностей.
Планируемые результаты УУД:
Предметные: понимать связь между умножением и сложением (умножение – есть сумма одинаковых слагаемых).
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение, интерес к новому изучаемому материалу.
Метапредметные:
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять ее в течение урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), находить рациональные пути решения.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, уважать другую точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: проектор, экран, презентация, компьютер, учебник, портрет К. И. Чуковского, карточки с заданиями, наглядный материал, насекомые с домашним заданием., смайлики для рефлексии, рисунки солнышка и тучки.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Ребята, у нас сегодня праздник-мы с вами принимаем гостей на своем уроке...
- Как вы думаете, зачем они к нам пришли?
-Для гостей - все самое лучшее. Как мы с вами должны работать на уроке так, чтобы гостям было интересно и радостно у нас?
- На ваших партах лежат рисунки солнца и тучек. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению сейчас. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
-Откройте тетради, подпишите сегодняшнее число, классная работа.
-Какое число сегодня?
-А какой по счету месяц март?
- И полезна и важна математики страна.
Урок я хочу начать словами китайской мудрости:
Я слышу - и забываю,
Я вижу- и запоминаю,
Я делаю- и понимаю.
- Я предлагаю вам отправиться в сказочную страну математики. Урок у нас сегодня необычный-путешествие в сказку. К нам в гости пришел замечательный детский писатель К.И. Чуковский (фото писателя)
-Кто помнит его настоящую фамилию? Мы сегодня попадем в одну его замечательную сказку, а вот в какую, вы сейчас попробуете отгадать.
2. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.
Устный счет.
- Название этой сказки зашифровано в числовых выражениях. Вы должны прочитать числовые выражения разными способами и найти их значения. Каждому числу соответствует буква,
54+33=
88-56=
77+9=
25-8=
- Поставьте числа в порядке возрастания. Переверните карточки. Если задание выполнили правильно, то у вас получится слово.
17
32
86
87
м
у
х
а
Отгадка
-Как же называется эта сказка?
-Но прежде чем попасть в сказку, нам нужно открыть в нее ворота, а для этого нужно выполнить задание.
-Замените, где это возможно, сложение умножением.
6+5+5+6=
22+22+22=
3+3+3+3+7=
8+8+8+8=
2+2=
6+6+6+6+6=
5+5+9+55=
- Почему не везде можно заменить сложение умножением?
-Что же такое умножение?
- Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?
- Правильно, сегодня мы продолжаем работу по теме «Умножение».
- Будем учиться решать задачи на умножение и повторим решение задач разных видов.
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
3. Открытие новых знаний.
- Итак, сказка начинается.
Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда выполните следующее задание.
(26+4)-29=
(рисунок 1 рубля на доске)
-Какую же денежку нашла Муха? А сколько это копеек?
-Сколько десятков в числе 100? А сотен?
-Сколько значков требуется для записи числа 100? Значит какое оно?
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Приходите тараканы
Я вас чаем угощу.
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
А букашки по 3 чашки
С молоком и крендельком.
-Букашек 5. Каждая выпила по 3 чашки. Сколько чашек они выпили?
-Что я вам прочитала?
-Что должно быть обязательно в каждой задаче?
-Прочитайте условие задачи?
-Прочитайте вопрос задачи?
-Сколько чашек выпила 1 букашка?
-Сколько букашек пили чай?
-Какое слагаемое повторяется?
-Сколько раз?
-Как записать решение задачи?
3+3+3+3+3+3 =
-Что вы можете сказать про слагаемые?
-Что мы умеем делать с одинаковыми слагаемыми?
-Как записать решение задачи умножением?
3 · 5 =
-После решения задачи что мы должны записать?
-Что означает первое число в умножении?
-Что означает второе число?
4. Первичное усвоение новых знаний. (На доске рисунок сапожек)
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые,
В них застежки золотые.
-Вот какие сапожки. Красивые?
-Сколько у Мухи ножек?
-Значит и сапожек тоже 6.
-На каждом сапожке по 2 застежки. Сколько застежек на 6 сапожках?
2+2+2+2+2+2+2 =
-Какое слагаемое повторяется?
-Сколько раз оно повторяется?
-Как записать решение задачи умножением?
2 · 6 =
-Молодцы.
5.Физкультминутка. Танец под музыку.
6.Первичная проверка понимания.
- А сейчас проверим как вы поняли решение задач на умножение.
Откройте учебники на стр. 51 № 2.
Прочитайте задание.
О чем в задаче говорится?
Сколько парт в 1 ряду?
Сколько рядов в классе?
Сделаем схематический чертеж вместе. Обозначим 1 парту квадратиком. Сколько у нас рядов?
1р.
2р.
3р.
-Запишите решение задачи самостоятельно, сначала сложением, а потом умножением. Проверка.
7. Рефлексия усвоения учебного материала.
-Гости пустились в пляс.
Пляшет Муха с Комаром,
Козявочка с Мотыльком.
А Жук рогатый-
Мужик богатый
Шапочкою машет.
С Бабочкою пляшет.
Посчитаем сколько было пар. Что значит пара?
Найдите, сколько гостей танцевало.
Проверка.
8. Обобщение и систематизация знаний. (рисунок баночек с медом на доске)
Приходила к Мухе
Бабушка-Пчела.
Мухе-Цокотухе
Меду принесла.
-А мед Пчела принесла в двух баночках. В каждой банке 50 граммов меда.
- Составьте задачу, чтобы она решалась умножением.
- Запишите решение задачи. (у доски 1 человек)
Вдруг какой-то старичок-паучок
Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
- Кто хотел погубить Муху? Как поступили гости?
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек.
Скок, скок, скок, скок,
За кусток, под мосток
И молчок.
-Найдите карточку, на которой изображена линия. Что это за линия?
-Что такое ломаная? Что такое ломаная?
-Посмотрите, какими прыжками скакал Кузнечик.
(Работа в парах)
Измерьте длины его прыжков. Найдите длину ломаной.
Проверка: 1+1+1+1 = 4
1 · 4 = 4
- Кто спас Муху?
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик.
(Рисунок на доске)
-Из каких геометрических фигур состоит фонарик?
-Сколько треугольников?
- Найдите, сколько углов в этих треугольниках.
Решите самостоятельно.
Проверка.
- Комарик подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает.
Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил.
И теперь душа-девица
На тебе хочу жениться».
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали:
Бом, бом, бом.
Пляшет Муха с Комаром.
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница.
8. Итог урока.
- Вот и закончилась сказка. Урок подошел к концу. Чему мы учились на уроке?
- Что повторили?
9. Рефлексия эмоционального состояния.
- У вас на столах лежат смайлики. Поднимите смайлик, который улыбается, если вам понравился урок, и вы все поняли на уроке?
-Если вам не понравился урок, и вы что-то не усвоили, то поднимите другой смайлик.
10. Домашнее задание.
-Насекомые приготовили вам карточки с домашним заданием. Решить задачу сначала сложением. А потом умножением.