* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Музыкальные инструменты России

.Оркестр русских народных инструментов.

Цель урока:

Расширение знаний о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами.

Задачи:

1. Формирование знаний о русском народном оркестре.

2. Приобретение опыта музицирования на русских народных инструментах.

3. Воспитание интереса и любви к русской народной культуре.

4. Развитие творческих способностей учащихся.

Музыкальный репертуар:

русские народные наигрыши и мелодии «Ах вы сени» , « Во поле берёза стояла»

Оборудование:

Синтезатор, детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Теоретическая часть (презентация о русском народном оркестре).

3. Практическая часть ( вокально - хоровая работа, игра на детских музыкальных инструментах, исполнение песни «Во поле берёза стояла», исполнение ранее изученных песен.).

4. Подведение итогов. Рефлексия

Ход урока.

Дети под музыку входят в класс ( Гусли )

Музыкальное приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Рада видеть вас!

Дети: Здравствуйте, учитель !

Добрый день наш класс.

Учитель: Ребята сегодня на уроке музыки у нас гости. Давайте их поприветствуем! ( дети поворачиваются к гостям)

Дети ( поют ) Здравствуйте!

Учитель: Садитесь.

  2.   Актуализация знаний.

Учитель: Ребята сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку.

Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Рубель – помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров на луг.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц.

Так и жили они все вместе до поры до времени.

Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки «Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». «А мы, нигде дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить. Так путешествовали они все вместе по белу свету вместе большой дружной семьей. И стала из семья называться –ОРЕКСТРОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ..

Учитель. Тема нашего урока « Оркестр русских народных инструментов»

Посмотрите на экран и назовите знакомые вам музыкальные инструменты.

( вызываю к доске детей )

Уч-ся: Балалайка, ложки, бубен…….

Уч-ль: Правильно. Молодцы!

Музыкальных инструментов в мире очень много….! У каждого народа есть свои народные инструменты, некоторые похожие между собой, но называются по-разному. Эти инструменты были созданы более 200 лет назад народными мастерами. Наши предки - берегли инструменты, передавали из поколения в поколение мастерство изготовления и игры на них.

Учитель: Скажите, почему эти инструменты называют русскими народными?

Дети: Эти инструменты называют народными музыкальными инструментами, потому что их создал народ.

3. Сообщение новой темы.

Учитель:

Обратите внимание на иллюстрацию, на ней музыкальные инструменты .  Какие из них мы отнесём к  русским народным, а какие нет  (ответы детей).  Молодцы, а вместе они  образуют инструменты народного оркестра.

Оркестр - это группа музыкантов исполняющих музыкальное произведение на русских народных инструментах.

Посмотрите внимательно, как правильно пишется это слово ОРКЕСТР. Что такое оркестр?

Дети: Оркестр- группа музыкантов исполняющих музыкальное произведение на русских народных инструментах.

Своим появлением оркестр народных инструментов во многом обязан музыканту, композитору, балалаечнику Василию Васильевичу Андрееву. Он являлся организатором и руководителем первого оркестра русских народных инструментов в России.

 В оркестр русских народных инструментов входит, три  группы инструментов: духовые, струнные и ударные.

1 группа ДУХОВЫЕ

Инструменты, в которых источником звука служит вдуваемый музыкантом  воздух

Посмотрите на доску , давайте мы с вами определим инструменты, которые относятся к группе – духовые.

(учащиеся находят и крепят соответствующее название  группы инструментов на плакат ( ДУДОЧКА, свирель , РОЖОК).

Учитель: Правильно ребята, как называется группа инструментов, где источником звука служит вдыхаемый воздух?

Дети: духовые.

Учитель: Молодцы. А сейчас мы с вами познакомимся поближе с одним очень интересным русским народным духовым инструментом.

Лида:

Жалейку смастерить – простое дело,

всего и нужно – бузина да нож.

Но чтоб она в твоих руках жалела, тут важно,

Что ты  в трубочку вдохнешь.  

УчительРебята, жалейку изготавливают из дерева или камыша. На нижний конец её обычно надевается коровий рог, чтобы усилить звук. В боковых стенках трубки имеется несколько отверстий, что позволяет извлекать различный по высоте звук. Предлагаю вам послушать, как звучит жалейка.

(Слушание жалейки ).

Учитель: Как называется инструмент, который мы слушали?

Дети: Жалейка.

Как звучит жалейка? пронзительно, жалобно.

Учитель: К какой группе инструментов относится жалейка?

Дети: Духовые.

Учитель: 2 группа инструментов народного оркестра - это струнная. Инструменты, звук из которых извлекается посредством воздействия на струны.

Посмотрите на доску, давайте мы с вами определим инструменты, которые относятся к группе – струнные назовём их.

(учащиеся находят и крепят соответствующее название  группы инструментов на плакат ГУСЛИ, БАЛАЛАЙКА, ДОМРА).

Учитель: Ребята, сегодня вы входили в класс под звуки русского народного музыкального инструмента - Гусли. Гусли - струнный музыкальный инструмент, Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Количество струн у разных инструментов колеблется в пределах 11 – 36. Во время игры инструмент кладут на колени, вершиной к себе, пальцами левой и правой рук защипывают струны.


Учитель: К какой группе инструментов русского народного оркеста относятся гусли . Какие инструменты называются струнными?

Дети: Инструменты, звук из которых извлекается посредством воздействия на струны. Назовём их.

Учитель: 3 группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской  (покачиванием)  называется: ударные, или ударно-шумовые  Возникли эти инструменты раньше всех.

Посмотрите на доску, давайте мы с вами определим инструменты, которые относятся к группе – ударных, назовём их.

Учитель: Молодцы. Правильно назвали все ударно-шумовые инструменты.

А сейчас я вам хочу рассказать об интересном ударно - шумовом инструменте, который называется рубель.

Рубе́ль — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента.

Учитель: Покажи нам Стас, как звучит музыкальный инструмент рубель.

(учащиеся находят и крепят соответствующее название  группы инструментов на плакат БУБЕН, ЛОЖКИ, КОЛОКОЛЬЧИК, РУБЕЛЬ, ТРЕЩЁТКИ, ПОГРЕМУШКИ).

Учитель: Ребята вот мы с вами распределили все инструменты по группам, но у нас остались ещё 2 инструмента: гармонь и баян. Эти инструменты не относятся ни к одной группе, но без них оркестр русских народных инструментов будет не полный.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать оркестр русских народных инструментов « Русские узоры ». Они не только играют на русских народных инструментах, но и поют про них.

СЛУШАНИЕ

оркестра русских народных инструментов « Русские узоры»

Учитель: Ребята, какие русские народные инструменты прозвучали.

Учащиеся: балалайки, домра, бубны и др.

Учитель: А какая музыка по характеру прозвучала?

Дети: Весёлая подвижная , задорная.

Учитель: Молодцы. А сейчас обратите внимание на выставку наших народных инструментов. Давайте определим, какие инструменты относятся к какой группе:

УДАРНЫЕ, СТРУННЫЕ, ДУХОВЫЕ. ( дети определяют)

Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам стать музыкантами оркестра русских народных инструментов.

Выходите на сцену. Мы исполним песню « Ах вы сени» на музыкальных инструментах, которые есть на нашей выставке. Напоминаю, что начинает первым бубен, на сильную долю.

«Ах вы сени мои сени» игра на ДМИ

Учитель: Ребята из какой группы инструментов состоит наш оркестр?

Дети: Ударные инструменты.

Учитель: А сейчас я приглашаю вас немножко отдохнуть. Сегодня у нас будет физминутка под русскую народную мелодию . Будьте внимательны и повторяйте за мной.

ФИЗМИНУТКА

Учитель: Садитесь на свои места. Продолжаем наш урок. Сейчас мы с вами распоёмся. Встали Сели

Если хочешь стоя петь

Головою не вертеть!

Встань красиво подтянись

И немножко улыбнись!

4. Вокально-хоровая работа.

Учитель: Первое упражнение скороговорка

Скороговорка : Ай тари, тари, тари куплю Маше янтари»

Второе упражнение волна:

1. « Волна» ххха, ХХХа, ХХХа, ХХХА.

2.«Ли- ли ли , ли, ли , ли

Утром в школу мы пришли

3.«Жили у бабуси» исполнение на слог ду-ду-ду.


Учитель: Ребята, сейчас мы исполним русскую народную песню « Во поле берёза стояла» . Лида напомни нам слова 1 куплета. ( Лида поёт ).

Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли люли стояла
Люли люли стояла

Кто помнит 2 куплет:

Некому берез у заломати
Некому кудряву заломати
Люли люли заломати
Люли люли заломати

Учитель: Ребята. А что обозначает старинное слово заломати

Дети: Сломать.

Учитель: Правильно. Кто напомнит нам слова 3 куплета. ( Ксюша)

Я пойду пойду погуляю
Белую березу заломаю
Люли люли заломаю
Люли люли заломаю

Учитель: А теперь все вместе исполним 3 куплета песни, но помните, то темп сначала медленный , затем быстрый.

( исполняем 3 куплета)

Учитель: Послушайте 4 куплет ( на синтезаторе)

Срежу я с березы три пруточка
Сделаю из них три гудочка
Люли люли три гудочка
Люли люли три гудочка

Учитель: Ребята, в песне есть такие слова сделаю три гудочка.

Гудок- это музыкальный инструмент. Посмотрите как он выглядит. Как вы думаете, к какой группе инструментов он относится: к струным, духовым или ударным?

Дети: Струнным .

Учитель: Правильно. Давайте исполним 4 куплет песни, но по группам. 1 группа ( поют)

Учитель: Молодцы! А сейчас 2 группа

Учитель: Молодцы! А сейчас исполним песню с начала все 4 куплета под фонограмму. Выходим на сцену.

Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли люли стояла
Люли люли стояла
Некому березу заломати
Некому кудряву заломати
Люли люли заломати
Люли люли заломати
Я пойдупойду погуляю
Белую березу заломаю
Люли люли заломаю
Люли люли заломаю
Срежу я с березы три пруточка
Сделаю из них три гудочка
Люли люли три гудочка
Люли люли три гудочка

5. Итог урока.

Учитель: Молодцы! Ребята, а почему песня « Во поле берёза стояла» называется русской народной о песней, кто её автор ?

Дети: Потому что её автор русский народ

Учитель: Правильно. Посмотрите внимательно на картинку, листья и кора какого дерева изображены?

Дети: берёзы.

Учитель: Правильно. Посмотрите, все эти инструменты сделаны из берёзы: её древесины и коры. Назовите их. К какой группе оркестра русских народных инструментов они относятся?

Учитель: Как называются музыкальные инструменты, которые создал русский народ?

Уч-ся: Музыкальные инструменты, которые создал русский народ, называются русские народные инструменты

Учитель: Что такое оркестр русских народных инструментов?

Дети: большая группу музыкантов, которые слаженно, дружно играют на различных инструментах.

Оркестр - это группа музыкантов исполняющих музыкальное произведение на русских народных инструментах.

Учитель: Назовите фамилию основателя оркестра русских народных инструментов?

Уч-ся : Василий Андреев

Учитель: На какие группы можно разделить инструменты русского народного оркестра?

Дети: Духовые, Струнные и ударные.

Оценивание. Сегодня были на уроке активны:________________________

Домашнее задание нарисовать рисунки, на которых вы изобразите любимые русские народные инструменты.

Этап рефлексии.

Учитель: Ребята, у меня на столе лежат вот такие сувениры. Как называется этот музыкальный инструмент ?

Дети: Балалайка.

Учитель: Правильно. Это наши мальчики на уроке столярного дела изготовили такой сувенир-балалайку, специально к нашему уроку. А девочки раскрасили его. Я вам предложу вот такие галстуки и бантики двух цветов: жёлтого и синего. Галстуки для мальчиков, а бантики для девочек. Если после урока ваше настроение улучшилось, то прикрепите к балалайке галстук или бантик жёлтого цвета, а если же настроение оставляет желать лучшего, то синего цвета.

Учитель: Все балалайки оделись в красный наряд, я рада, что у вас у всех хорошее настроение, и я хочу, чтобы частичку своего тепла и радости вы подарили нашим гостям.

Учитель: На этом наш урок окончен.

Музыкальное прощание «До свидания!»

Список литературы:


1. Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2009г.

2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

3. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.